Контроль питания в детском саду и ХАСП

879

Предметом контроля питания в детском саду является соблюдение технических регламентов, федеральных законов и санитарных правил. Также сюда можно отнести соблюдение требований технических документов, технологических карт, рационов питания, меню, контроль соблюдения требований договоров и контрактов с поставщиками товаров и услуг.

Технические регламенты Таможенного союза находятся в открытом доступе в интернете. Их и другие важные документы, можно найти на сайте детнадзор.ру. Стоит обратить внимание на статью 8 Технического регламента по безопасности пищевой продукции, которая посвящена продуктам детского питания. К примеру, там указано, что содержание соли не должно превышать 0,5%, поэтому ни один обычный хлеб, как «Нарезной» или «Дарницкий» не может использоваться в питании детей, поскольку содержание соли в нем превышает допустимые нормы.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Питание в ДОУ»


Чтобы избежать закупки продуктов, произведенных с нарушениями, следует внимательно изучить, какой должна быть маркировка. В среднем, каждый пятый товар имеет нарушения по маркировке.

Важным предметом контроля питания в ДОУ является оформление меню. В меню обязательно должен быть указан состав каждого блюда, фактическое название всех продуктов согласно этикетке. Например, морковь столовая очищенная первой категории; говядина, полуфабрикат крупнокусковой для детского питания, тазобедренная часть. Если все это не указывать, то можно говорить о нарушении прав потребителей. Поскольку потребители несовершеннолетние, то их интересы представляют родители. Меню должно быть вывешено, чтобы каждый родитель мог с ним ознакомиться. В нем должна быть указана информация не только о составе каждого блюда, но и о пищевой ценности.

Продукты для питания дошкольников и школьников подлежат госрегистрации. Существуют определенные ограничения по использованию красителей, ароматизаторов, консервантов, гидрогенизированных жиров, жгучих специй, алкоголя. Хлеб в меню детского сада также часто ограничивают. Не допускается использование коллагенсодержащего сырья,  фосфатов, а также подсластителей для детей, больных сахарным диабетом.

ХАСП – международная система контроля питания в детском саду

ХАСП – это международно принятая система контроля питания в детском саду, основанная на анализе риска и выборе критических контрольных точек. Это превентивная система, обязательная в ЕС с 1996 года, а в ЕАС – с 2011 года. Фактически, она представляет собой соблюдение нормативов, производственный контроль, который в России внедрялся с 1999 года.

В соответствии с техническим регламентом обязательно выполнение, разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАСП. Основные процедуры ХАСП – не что иное, как система программ производственного контроля, которая предусматривает использование критических контрольных точек.

Система критических контрольных точек была разработана для конвейерного производства. Для контроля питания детей в детском саду она может применяться лишь условно. Например, критическими точками будут приемка сырья, раздача продукции, температура приготовления блюд, подача детям готовых блюд, температура в холодильнике.

ХАСП основывается на нескольких принципах:

  1. Выбор правильных технологий, например, исключение пассировки и обжарки блюд.
  2. Правильный выбор последовательности технологических операций.
  3. Внедрение программ контроля питания в детском саду.
  4. Проведение контроля сырья.
  5. Контроль функционирования технологического оборудования. Здесь важно обращать внимание на человеческий фактор и документировать результаты по каждому контрольному показателю.
  6. Соблюдение условий хранения и перевозки –  предусматривает соответствие оборудования и помещений санитарным требованиям, соблюдение личной гигиены, проведение уборки, мойки, дезинфекции.
  7. Контроль поставщиков.
  8. Оценка и контроль рисков.

Все характеристики по объектам контроля питания в детском саду можно разделить на такие подвиды:

  • количественные: режим хранения пищевых продуктов, температура тепловой обработки, концентрация дезраствора и т.д.;
  • структурные, например, набор продуктов;
  • качественные: проведена ли уборка, промаркирован ли инвентарь;
  • пространственные: место хранения и обработки инвентаря;
  • временные: продолжительность тепловой обработки блюда, хранения пищевых продуктов и пр.

По выбранным контрольным точкам проводится мониторинг, разрабатываются корректирующие действия. Например, должен быть организован запас не скоропортящихся продуктов на случай поломки холодильника.

Особое внимание нужно уделить корректному составлению программы контроля питания в детском саду: определению того, что, где, когда, как и кем контролируется.

Контроль осуществляется несколькими методами:

  • визуальный контроль,
  • лабораторные испытания,
  • инструментальные тесты,
  • документальный контроль,
  • контроль наличия декларации соответствия,
  • контроль знаний, навыков и умений персонала.

Если иного не указано в СанПиНе, то периодичность и формы контроля питания в детском саду выбираются самостоятельно в каждом дошкольном учреждении. При этом следует учитывать, что это одна из самых важных процедур, которая обеспечивает качество и безопасность питания дошкольников.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль