Показатели физического развития и заболеваний дошкольников

137

К сожалению, у сегодняшних дошкольников небольшой запас резервных возможностей организма. С одной группой детей был проведен эксперимент. При осмотре в детском саду 17% детей отнесли к первой группе здоровья. Это означает, что у них не было никаких заболеваний дошкольников. Этих же детей осмотрели в школе, в конце первого класса, и 17%-я группа растаяла до 5%-й. Дети, которые считались здоровыми, за первый год обучения перешли во вторую группу. У них появились нарушения зрения, невротические реакции, нарушения осанки, функциональные нарушения желудка и кишечника.

Также существуют данные распространенности хронических заболеваний дошкольников и функциональных отклонений, отдельно по мальчикам и девочкам. В расчете на 1000 человек, у мальчиков 1500 функциональных нарушений на 1000 человек, то есть, на одного мальчика приходится 1,5 функционального отклонения. У девочек этот показатель чуть меньше. В отношении хронических заболеваний: 600 случаев на 1000 у мальчиков, и около 450 на 1000 – у девочек. Если грубо говорить, то на два ребенка приходится одно хроническое заболевание. Такое соотношение у детей в конце дошкольного возраста. А в школе ситуация становится гораздо хуже, и количество функциональных отклонений и хронических заболеваний резко увеличивается.

Наиболее часто встречающиеся функциональные отклонения и заболевания дошкольников

Самая большая доля приходится на функциональные нарушения костно-мышечной системы. Из них чаще всего встречается нарушение осанки, уплощение стоп, деформация грудной клетки.

В меньшей степени, но тоже большой удельный вес приходится на функциональные нарушения психической сферы и нервной системы. Это астенические и невротические реакции, гиперкинетические реакции, когда дети очень подвижны, не слушаются, непоседы, не могут даже несколько минут сосредоточенно заниматься. Иногда вегетососудистые нарушения, когда у детей бывают головокружения.

Достаточно большой удельный вес, 16%, приходится на функциональные нарушения уха, горла и носа. В основном, это касается таких заболеваний дошкольников, как гипертрофия миндалин и аденоидов. Патологии зрения у дошкольников — это чаще всего миопия, у маленьких детей еще и дальнозоркость. Сюда нужно прибавить часто болеющих детей.

Среди хронических заболеваний дошкольников самый большой удельный вес занимают заболевания костно-мышечной системы. Сюда относится плоскостопие, сколиозы, врожденные вывихи, патологии суставов. Почти такой же удельный вес имеют выраженные заболевания уха, горла и носа, этохронические тонзиллиты, отиты, гипертрофии миндалин и аденоидов. Более выраженные психические расстройства, неврозы, психопатии.

К ведущим классам заболеваний детей дошкольного возраста относятся также болезни системы пищеварения.

Физическое развитие современного ребенка дошкольника

Как известно, у дошкольников и школьников большое внимание уделяется физическому развитию. При этом учитываются довольно простые показатели:

  • количество детей с нормальным физическим развитием;
  • удельный вес детей, имеющих избыток или недостаток массы тела;

В Москве средние показатели физического развития ребенка дошкольника одни из лучших по стране: нормальное физическое развитие имеют больше 80%, избыток массы тела – 8%, дефицит массы тела – 11%. Это говорит о полноценном питании и двигательной активности дошкольников. Ситуация с заболеваниями дошкольников в других регионах России гораздо хуже. Если питание детей неполноценное, существует дефицит белка, мясных продуктов, то дефицит массы тела у детей достигает 30%.

Что еще беспокоит медиков? При относительно хорошем физическом развитии современного ребенка дошкольника, у них очень низкие показатели мышечной силы. В 2010 году было проведено исследование, результаты которого сравнивали с 1993 годом. По всем показателям результаты исследования 2010 года были хуже:

  • мышечная сила правой кисти;
  • жизненная емкость легких, количество выдыхаемого воздуха;
  • скорость бега на 10 метров;
  • скорость бега на 30 метров;
  • длина прыжка;
  • дальность броска набивного мяча.

Такие результаты не имеют однозначной трактовки, но, скорее всего, являются следствием недостаточной двигательной активности современных детей. Она же ответственна за то, что при нормальном физическом развитии ребенка дошкольника у него появляются функциональные отклонения. Вину за это нельзя перекладывать на детские сады – она больше ложится на плечи родителей, которые стали меньше гулять с детьми, а дали ему взамен компьютер или планшет. Тем не менее, у ребенка осталась потребность в активных играх. Если он долго сидит, то мышцы не работают, сердечно-сосудистая и дыхательная система не задействована, как нужно. Это все чревато массой проблем.

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль