Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе детского сада

2234

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) у дошкольников важно не только для полноценной  социализации, формирования самостоятельности, но и для их здоровья. С первых дней жизни малыша  формирование культурно-гигиенических навыков предполагает не обычное усвоение правил и норм поведения, это один из важнейших процессов социализации, вхождения малыша в окружающий мир. Этот процесс нельзя  отложить на время и вернуться к нему позже.

В соответствии с особенностями возрастного развития именно период раннего и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. На их основе базируется развитие других социальных функций и качеств.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

В учреждениях дошкольного образования формирование КГН имеет свои нюансы, соответствующие особенностям развития пяти-шестилетнего ребенка. Это сензитивный период для развития познавательных процессов, для начального формирования произвольности поведения, для развития навыков общения со сверстниками и взрослыми. Личностные качества ребенка, развивающиеся в этот возрастной период, диктуют подход к воспитанию КГН в старшей группе детского сада.

Задачи работы в этом направлении формулируются так:

  • развивать умение самостоятельного умывания;
  • развивать навык пользования туалетом;
  • воспитывать стремление к аккуратности и опрятности, уметь замечать непорядок в своем внешнем виде;
  • активизировать монологическую речь детей, актуализируя слова, обозначающие выполняемые действия, учить применять художественное слово;
  • развивать умения и навыки опрятности, позитивного отношения к сверстникам;
  • прививать культуру поведения в группе;
  • создать картотеку КГН в средней группе;
  • учить скромному, вежливому, сдержанному поведению.

Ваши коллеги рекомендуют:

17 лучших материалов по теме «Обучение и воспитание»

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Работа над формированием КГН в возрастном аспекте совпадает с появлением осознанности поведения и развитием воли. Ребенок еще не очень хорошо владеет навыками, которые позже будут автоматизированы, поэтому все действия даются непросто. И обычно пятилетний малыш не желает доводить начатое до конца, особенно если получается не сразу и не всегда хорошо. Для завершения действия, получения качественного результата, чтобы сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, от ребенка требуется приложение волевых усилий В возрасте 5-6 лет, т.е. в старшей группе, целенаправленная работа с произвольностью становится возможной.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в ней формируются все новообразования психического развития ребенка. Игровые приемы являются основой первого доступного дошкольнику вида трудовой деятельности - труда по обслуживанию себя. 

Пятилетка уже способен оценить качество сделанного, он учится не бросать то, что не получается сразу.  Он способен самостоятельно и по собственной инициативе контролировать процесс без постоянного контроля со стороны взрослого. У него развиваются такие волевые качества, как: целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников становится базой всей последующей работы и основой для развития физически крепкого, здорового ребенка. Воспитание КГН в старшей группе идет в направлении развития навыков самообслуживания, что становится первой ступенью и базой для развития трудовых навыков и трудового воспитания.

Воспитание КГН в старшей группе создает условия для формирования основ эстетического вкуса ребенка.

Девочки уже приглядываются к себе и сверстницам, учатся видеть и получать эстетическое удовольствие от изменений в своем образе, когда она причесана, когда завязаны красивые бантики. Мальчики учатся видеть неполадки в собственной одежде, чувствуют удобство правильно обутых ботинок. Важно, чтобы педагоги и родители при совершении обычных бытовых действий ненавязчиво обращали внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Глядя в зеркало, ребенок не только рассматривает себя, но и оценивает собственный внешний вид, соотносит его с представлением об эталонном образе. Пятилетний дошкольник уже способен самостоятельно устранить некоторые проявления неряшливости и неопрятности в своей одежде и внешности.

В процессе формирования КГН в средней группе детского сада развивается критическое отношение к себе, собственному облику, развивается правильная и адекватная самооценка. Дошкольник  постепенно учится самостоятельно следить за собственным внешним видом. 

Параллельно с формированием КГН появляются и получают развитие нравственные чувства. Дошкольник получает удовольствие от правильности выполнения действия, подтвержденой соответствующей оценкой педпгогов или родителей. Стремление получить одобрение, похвалу становится стимулом, побуждающим пятилетку к действию. 

В старшей группе ребенок уже способен понять, что за каждым действием стоит правило, он понимает это как некоторую нравственную норму, соотносит её с полученным результатом, он чувствует удовлетворение от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Пятилетка уже способен радоваться не тому, что он вымыл руки, а тому, что он теперь выглядит аккуратнее: "Я правильно, сделал, я хороший, меня похвалила воспитательница или родители!" 

Для успешности формирования КГН в старшей группе детского сада являются:

  • рационально организованная обстановка, 
  • постоянный режим дня 
  • ненавязчивый, но постоянный контроль педагогов и родителей.

При этом условия необходимо соблюдать постоянно, выработанные требования должны соблюдаться всеми: никому и никогда, независимо от настроения и собственного желания, нельзя их нарушать. Например, руки перед едой моют обязательно все, и Вася, который пришел с прогулки, и воспитатель. Методические приемы, используемые воспитателями, необходимо разнообразить.

Если сначала воспитатель говорит и показывает всю последовательность действий при умывании: завернуть рукава, открыть кран, намылить ладошки... то постепенно нужно предоставлять малышам все больше самостоятельности. От прямых указаний со временем переходят к простому напоминанию, от показа - к совету, от примера - к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам: убеждению, разъяснению смысла правил. На данном этапе развития уже учитывается постоянно растущий опыт детей, совершенствование их умений все более самостоятельно следовать установленным правилам. Это способствует становлению устойчивых привычек, сохраняющихся при переходе в другие условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого, а это неверно, дети старшей группы уже могут руководить собой в некоторых ситуациях.

В воспитании КГН в старшей группе уже можно и нужно опираться на хороший пример самих детей, обращая внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратен в обращении с вещами, самостоятельно и правильно одевается... У пятилеток еще очень сильна подражательность поведения и для них очень значима похвала, к которой они стремятся.

В воспитании КГН в старшей группе ведущую роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и формировании поведении дошкольника. Воспитателю важно чаще использовать положительную: одобрение, поощрение, похвалу, заинтересовывать детей использовать средства личной гигиены для детей в детском саду. Это поддерживает у пятилетнего малыша стремление в дальнейшем поступать так же, сделать хорошо или еще лучше. Положительная оценкаочень важна, когда нужно подчеркнуть успехи в овладении новыми навыками.

Для воспитания КГН в старшей группе используются:

  • показ, 
  • пример, 
  • объяснение, 
  • пояснение, 
  • поощрение, 
  • беседы, 
  • упражнения в действиях. 

Хорошо зарекомендовало себя применение игровых приемов, таких как дидактические игры, стихотворения. Детям очень нравятся  использование малых фольклорных форм - пословиц, поговорок, потешек :

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Пятилетка уже умеет обуваться и одеваться самостоятельно, теперь основной акцент смещается на последовательность действий и тщательность их выполнения. При этом имеющиеся навыки объединяются, складываясь в схему действий в ситуациях одевания, умывания, приготовления ко сну и т.д. Происходит укрупнение единиц действия, когда дошкольник работает уже не с отдельным элементом, а с их совокупностью. При этом он переносит самоотношение на отношение к окружающему, учится следить за чистотой не только собственного внешнего вида, но и своих вещей, за порядком вокруг себя.
Таким образом, можно утверждать, что формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе детского сада предваряют и облегчают переход к более сложным видам деятельности , стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности .



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль