2 123 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Формирование культурно-гигиенических навыков в ДОУ

  • 13 сентября 2016
  • 4815

Воспитание культурно-гигиенических навыков ДОУ – главное, чему учат детей в старшей группе. Ребенку необходимо знать не только о правилах поведения и соблюдении чистоты, но и показать полученные знания на практике. Чтобы воспитатель мог правильно подать информацию, имел понятие с чего начать и как организовать культурно-гигиенические навыки ребенка в ДОУ, следует составить структурированную карточку.

Весенние эксперименты с детьми в мобильной эколаборатории

Цели организации КГН в саду в старшей группе

Как говориться «чистота – залог крепкого здоровья». Именно поэтому важно, как можно раньше научить ребенка культурно-гигиеническим навыкам в ДОУ. Следовательно, главной целью КГН является сохранение и укрепление здоровья детей.

Также немаловажную роль играет формирование социально-адаптированной личности ребенка (понимание воспитания, знание о поведении в обществе и других правил). Культурно-гигиенические навыки в детском саду проводятся каждый день. Педагоги рассказывают правила на специальных уроках, а также в течение дня.

Содержание культурно-гигиенических навыков в дошкольной группе

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе имеют цель – уход за телом и правила поведения в обществе, а именно:

  • следить за чистотой тела, иметь опрятные прически, одежду и обувь. Данные процедуры следует выполнять быстро;
  • уметь самостоятельно чистит зубы, соблюдая определенные правила и действия;
  • ухаживать за ногтями на руках и на ногах;
  • в случае насморка уметь пользоваться носовым платком. При кашле или чихании уметь вовремя отворачиваться и закрывать рот рукой;
  • уметь самостоятельно одеваться и раздеваться. Одежду необходимо аккуратно складывать в определенное место (на стульчик, в шкаф и т.д.);
  • после сна заправлять постель;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (ложкой, вилкой и ножом);
  • во время завтрака, обеда или полдника кушать осторожно, не шуметь, держать ровно спину.

Когда воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе будет на завершающем этапе, время, которое дети будут тратить на выполнение той или иной процедуры будет уменьшаться. Также берется во внимание качество выполнения (ребенок смог не только вымыть руки, но и тщательно их вытереть, а после повесить полотенце на место).

Во время работы с учениками 5-6 лет, воспитатель должен больше времени уделять на формирование нравственных качеств, которые пересекаются с гигиеническими привычками:

  • просить помощи у взрослых, а после благодарить;
  • разделять отрицательные и положительные поступки;
  • аккуратно относиться к одежде, обуви и другим вещам;
  • ценить труд взрослых;
  • вести себя прилично на улице, в саду, дома.

Методы и приемы организации культурно-гигиенических навыков у детей 5-6 лет

Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе – трудный и длительный процесс. Детям по младше времени на КГН уделяется больше по сравнению с детьми дошкольного возраста. Для детей такого возраста данные правила должны войти в привычку. Цель учителя – развивать их и выводить на новый уровень. Речь пойдет о воспитании культуры общения. К примеру, если после прогулки на улице ребенок раздевается, осторожно складывает одежду в свой шкафчик и при этом не мешает это делать другим детям. Ведь все может быть гораздо хуже. Один ребенок открыл широко дверь шкафа и тем самым занимает много места, что мешает раздеваться другим детям.

Следующий режимный момент – мытье рук. Важно не только быстро их помыть, но и постараться не обрызгать водой рядом стоящих детей, при этом не толкаться и соблюдать тишину. Также во время гигиенических процедур, педагог должен поощрять взаимопомощь. К примеру, ребенок сам оделся и пошел помогать своему товарищу перед выходом на улицу (поправил шарф, помог одеть рукавички и т.д.). Во время обеда дети помогают убирать со стола или один ребенок передал другому хлеб. Однако всегда в группе найдется ребенок, которому будут все правила даваться тяжело. С такими детьми учитель должен провести индивидуальную работу.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе должны формировать у воспитанников более осознанное отношение. Дети должны понимать, что аккуратность (вымытые рук, лица, опрятно расчесанные волосы, чистая одежда, обувь и т.д.) – это элементарные требование гигиены и норма человеческих отношений. Если ребенок будет соблюдать эти несложные правила, он покажет, что уважает окружающих, ведь никому не хочется прикасаться к грязным рукам, или целовать невымытые после обеда щеки или губы. Окружающим также будет неприятно смотреть на ребенка, который идет в грязной одежде и при этом имеет неаккуратно расчесанные волосы. Дошкольники при помощи учителей осознают, что неряшливый ребенок это тот, который лениться соблюдать правила гигиены. Он выделяется не только в чистоте, но и в том, когда небрежен в играх, балуется на занятиях (обрисовывается красками, обливается водой, и т.д.).

Как научить детей КГН?

В ДОУ педагоги каждый день используют специальное методическое пособие в виде картотеки КГН. Культурно-гигиенические навыки в старшей группе – это структурированная схема деятельности по изучению знаний, которые имеют список игровых заданий с образовательными целями.

Данный документ не считается образовательным. Однако, как было установлено при проверке на практике, картотека показывает неплохие результаты в работе с детьми. План занятий создает сам воспитатель. Он учитывает все требования образовательной программы, государственного стандарта, материально-технических возможностей дошкольного заведения.

Развивающая настольная игра «Подбери пары»

Задача игры «Подбери пары» - научить сопоставлять предметы с действиями, а также фиксировать умения самообслуживания. Как правильно играть? Малышам предлагаются изображения, среди которых необходимо выбрать логическую пару. К примеру, игрушки – корзина для игрушек, одежда – шкаф, мыло – руки, постельное белье – кровать и т.д. Дети не только должны подобрать одинаковые изображения, но и аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Суть игры состоит в следующем: развитие навыков самообслуживания, понимание аккуратности, бережливого отношения к здоровью.

В игру играют так: учитель с помощью считалочки выбирает одного ребенка на роль ведущего. Тот остальным показывает жестами и мимикой любое действие, относящееся к гигиеническим процедурам. Например, мыть руки, чистить зубы, вытирать рот, одеваться и т.д. Другие детишки должны отгадывать.

Настольная-печатная игра «Как я провожу день»

Цель игры: закрепить навыки детей про режим дня, разрабатывать память, устраивать мысль здорового образа жизни. Детям показывают изображения сюжетные, на которых нарисованы различные фигуры, предметы и т.д. Ребенок должен сопоставить из картинок цепочку по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Суть игры заключается в следующем: учиться вести себя правильно в обществе. Стараться оценивать ситуацию, анализировать действия других. Понимать, что означает - культурное поведение.

Учитель показывает детям сюжетные картинки, на которых нарисованы различные ситуации. К примеру, изображение ребенка, который разбрасывает игрушки, моет руки, помогает родителям по дому и другие. Воспитанники определяют и объясняют, какая ситуация хорошая, какая плохая и почему.

Разновидности занятий по формированию КГН у детей дошкольного возраста

Уроки по формированию культурно-гигиенических навыков в ДОУ очень познавательны. В основном темы при составлении карточек такие:

  • аккуратность при носке обуви или одежды;
  • ухаживанием за зубами;
  • мыло – наш друг;
  • правила поведения за столом;
  • что такое гигиена и прочие процедуры.

Кроме игровых занятий, педагог устраивает научно-гигиенические. То есть перед тем, как идти обедать, ребенок идет мыть руки и соответственно берет в руки мыло. Во время мытья рук, воспитатель расспрашивает у детей, какой формы, мыло, цвета, запаха и т.д. После ребята отправляются на выдуманную экскурсию в магазин. Где на полках расположены различные виды мыла:

  • жидкое;
  • банное;
  • туалетное;
  • хозяйственное.

Воспитатель играет роль продавца, а воспитанники покупателей. Покупатели кроме того, что покупают должны ответить, как и где этот вид мыла используется. Важная часть научной игры наступает тогда, когда воспитатель насыпает стружку от мыла в воду. По окончанию дети приходят к выводу – что мыло отлично растворяется в воде и образует большое количество пены.

Закрепление и контроль в ДОУ культурно-гигиенических навыков основывается на занятиях по развитию речи, эстетической беседы. Возможные темы для общения:

  • как правильно следить за волосами;
  • что такое мыло и шампунь, основные отличия;
  • как мы можем повлиять на крепость своего здоровья;
  • вещи должны находится на своих местах;
  • правильно едим.

Кроме этого огромное значение в культурно-гигиенических навыках в старшей группе марта играет художественная литература. Вот к примеру подходящий вариант для дошкольников – рассказ М. Зощенко «Глупая история». В ней рассказывается о мальчике Пете, которого мама считает беспомощным. Она сама его одевает, умывает и кормит. И вот одного дня она очень торопилась и обе ножки мальчика одела в одну штанину. После чего Петя вышел на улицу и долго никто не мог понять, что происходит и почему мальчик постоянно падает. Непростая задачка решилась только тогда, когда у них на пути встретился мальчик Коля. В итоге Петя осознал, что пора быть самостоятельным. Когда рассказ прочитан, дети вместе с воспитательницей должны его обсудить. Педагог расспрашивает, что плохого в этом рассказе, а что хорошего. В чем мальчик неправ и т.д.

Также детишкам вводят уроки по изучению стихотворений. К примеру, Д. Крупской «Чистота» или О. Григорьева «Варенье». Эти произведения показывают, как не стоит себя вести. Во втором случае автор во всех красках показывает персонажа, который кушает варенье руками. А второе произведение описывает дом, в котором потерялась чистота.

Как организовать картотеку для дошкольников?

Чтобы должным образом сформировать справку ДОУ о культурно-гигиенических навыках, ее необходимо правильно составить и оформить. Только так документ поможет воспитателю научить детей гигиене и культуре. Правила составления картотеки:

  1. Найти и выписать из специальной программы и ФГОС список КГН, для организации в старших группах.
  2. Расписать деятельность согласно предметным неделям.
  3. Указать игры, которые направлены на развитие культурно-гигиенических умений.
  4. Описать цели игр и нужное оборудование.
  5. Подготовить определенный материал перед началом занятий.
  6. Провести игровые уроки по плану.
  7. Проанализировать результат работы.

Картотека КГН для воспитанников детского сада поможет правильно сформировать образовательно-воспитательную работу и увеличить крепость изучаемого материала.

Заключение

Формирование у ребенка КГН – важная задача воспитателя ДОУ. Чтобы все задуманное исполнилось необходимо: непрерывность воспитательного процесса, качественная санитарная культура персонала. Взрослые должны подавать пример, это касается не только воспитателей, но и родителей. Ведь дети постоянно подражают взрослым, повторяют все за ними и ведут себя также с окружающими.

Они быстро впитывают информацию, как хорошую, так и плохую. Следовательно, педагогу следует побеседовать с родителями и рассказывать о правилах поведения дома, как разговаривать, а также им нужно постараться отказаться от вредных привычек.

Важно с рождения рассказывать ребенку о культурно-гигиенических знаниях (перед едой и после улицы следует мыть руки, с утра умываться, чистить зубы и т.д.). Кроме этого поведать о нравственности, самостоятельности, правил культуры, разговора и т.д.

Важной частью полномерного физического развития ребенка считается знакомство его с основами крепкого здоровья.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.