Формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе детского сада

2876

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) у дошкольников важно не только для полноценной  социализации, формирования самостоятельности, но и для их здоровья. С первых дней жизни малыша  формирование культурно-гигиенических навыков предполагает не обычное усвоение правил и норм поведения, это один из важнейших процессов социализации, вхождения малыша в окружающий мир. Этот процесс нельзя  отложить на время и вернуться к нему позже.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оздоровительная работа»


В соответствии с особенностями возрастного развития именно период раннего и дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. На их основе базируется развитие других социальных функций и качеств.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

В учреждениях дошкольного образования формирование КГН имеет свои нюансы, соответствующие особенностям развития пяти-шестилетнего ребенка. Это сензитивный период для развития познавательных процессов, для начального формирования произвольности поведения, для развития навыков общения со сверстниками и взрослыми. Личностные качества ребенка, развивающиеся в этот возрастной период, диктуют подход к воспитанию КГН в старшей группе детского сада.

Задачи работы в этом направлении формулируются так:

  • развивать умение самостоятельного умывания;
  • развивать навык пользования туалетом;
  • воспитывать стремление к аккуратности и опрятности, уметь замечать непорядок в своем внешнем виде;
  • активизировать монологическую речь детей, актуализируя слова, обозначающие выполняемые действия, учить применять художественное слово;
  • развивать умения и навыки опрятности, позитивного отношения к сверстникам;
  • прививать культуру поведения в группе;
  • создать картотеку КГН в средней группе;
  • учить скромному, вежливому, сдержанному поведению.

Ваши коллеги рекомендуют:

17 лучших материалов по теме «Обучение и воспитание»

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Работа над формированием КГН в возрастном аспекте совпадает с появлением осознанности поведения и развитием воли. Ребенок еще не очень хорошо владеет навыками, которые позже будут автоматизированы, поэтому все действия даются непросто. И обычно пятилетний малыш не желает доводить начатое до конца, особенно если получается не сразу и не всегда хорошо. Для завершения действия, получения качественного результата, чтобы сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, от ребенка требуется приложение волевых усилий В возрасте 5-6 лет, т.е. в старшей группе, целенаправленная работа с произвольностью становится возможной.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в ней формируются все новообразования психического развития ребенка. Игровые приемы являются основой первого доступного дошкольнику вида трудовой деятельности - труда по обслуживанию себя. 

Пятилетка уже способен оценить качество сделанного, он учится не бросать то, что не получается сразу.  Он способен самостоятельно и по собственной инициативе контролировать процесс без постоянного контроля со стороны взрослого. У него развиваются такие волевые качества, как: целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников становится базой всей последующей работы и основой для развития физически крепкого, здорового ребенка. Воспитание КГН в старшей группе идет в направлении развития навыков самообслуживания, что становится первой ступенью и базой для развития трудовых навыков и трудового воспитания.

Воспитание КГН в старшей группе создает условия для формирования основ эстетического вкуса ребенка.

Девочки уже приглядываются к себе и сверстницам, учатся видеть и получать эстетическое удовольствие от изменений в своем образе, когда она причесана, когда завязаны красивые бантики. Мальчики учатся видеть неполадки в собственной одежде, чувствуют удобство правильно обутых ботинок. Важно, чтобы педагоги и родители при совершении обычных бытовых действий ненавязчиво обращали внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Глядя в зеркало, ребенок не только рассматривает себя, но и оценивает собственный внешний вид, соотносит его с представлением об эталонном образе. Пятилетний дошкольник уже способен самостоятельно устранить некоторые проявления неряшливости и неопрятности в своей одежде и внешности.

В процессе формирования КГН в средней группе детского сада развивается критическое отношение к себе, собственному облику, развивается правильная и адекватная самооценка. Дошкольник  постепенно учится самостоятельно следить за собственным внешним видом. 

Параллельно с формированием КГН появляются и получают развитие нравственные чувства. Дошкольник получает удовольствие от правильности выполнения действия, подтвержденой соответствующей оценкой педпгогов или родителей. Стремление получить одобрение, похвалу становится стимулом, побуждающим пятилетку к действию. 

В старшей группе ребенок уже способен понять, что за каждым действием стоит правило, он понимает это как некоторую нравственную норму, соотносит её с полученным результатом, он чувствует удовлетворение от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Пятилетка уже способен радоваться не тому, что он вымыл руки, а тому, что он теперь выглядит аккуратнее: "Я правильно, сделал, я хороший, меня похвалила воспитательница или родители!" 

Для успешности формирования КГН в старшей группе детского сада являются:

  • рационально организованная обстановка, 
  • постоянный режим дня 
  • ненавязчивый, но постоянный контроль педагогов и родителей.

При этом условия необходимо соблюдать постоянно, выработанные требования должны соблюдаться всеми: никому и никогда, независимо от настроения и собственного желания, нельзя их нарушать. Например, руки перед едой моют обязательно все, и Вася, который пришел с прогулки, и воспитатель. Методические приемы, используемые воспитателями, необходимо разнообразить.

Если сначала воспитатель говорит и показывает всю последовательность действий при умывании: завернуть рукава, открыть кран, намылить ладошки... то постепенно нужно предоставлять малышам все больше самостоятельности. От прямых указаний со временем переходят к простому напоминанию, от показа - к совету, от примера - к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам: убеждению, разъяснению смысла правил. На данном этапе развития уже учитывается постоянно растущий опыт детей, совершенствование их умений все более самостоятельно следовать установленным правилам. Это способствует становлению устойчивых привычек, сохраняющихся при переходе в другие условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого, а это неверно, дети старшей группы уже могут руководить собой в некоторых ситуациях.

В воспитании КГН в старшей группе уже можно и нужно опираться на хороший пример самих детей, обращая внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратен в обращении с вещами, самостоятельно и правильно одевается... У пятилеток еще очень сильна подражательность поведения и для них очень значима похвала, к которой они стремятся.

В воспитании КГН в старшей группе ведущую роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и формировании поведении дошкольника. Воспитателю важно чаще использовать положительную: одобрение, поощрение, похвалу, заинтересовывать детей использовать средства личной гигиены для детей в детском саду. Это поддерживает у пятилетнего малыша стремление в дальнейшем поступать так же, сделать хорошо или еще лучше. Положительная оценкаочень важна, когда нужно подчеркнуть успехи в овладении новыми навыками.

Для воспитания КГН в старшей группе используются:

  • показ, 
  • пример, 
  • объяснение, 
  • пояснение, 
  • поощрение, 
  • беседы, 
  • упражнения в действиях. 

Хорошо зарекомендовало себя применение игровых приемов, таких как дидактические игры, стихотворения. Детям очень нравятся  использование малых фольклорных форм - пословиц, поговорок, потешек :

  • Расти коса до пояса не вырони ни волоса…
  • Водичка, водичка умой мое личико,…
  • Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
  • Что поставят, то и кушай.
  • Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Ешь больше, проживешь дольше.
  • Мило не мыло, а беленькое личико.

Пятилетка уже умеет обуваться и одеваться самостоятельно, теперь основной акцент смещается на последовательность действий и тщательность их выполнения. При этом имеющиеся навыки объединяются, складываясь в схему действий в ситуациях одевания, умывания, приготовления ко сну и т.д. Происходит укрупнение единиц действия, когда дошкольник работает уже не с отдельным элементом, а с их совокупностью. При этом он переносит самоотношение на отношение к окружающему, учится следить за чистотой не только собственного внешнего вида, но и своих вещей, за порядком вокруг себя.
Таким образом, можно утверждать, что формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе детского сада предваряют и облегчают переход к более сложным видам деятельности , стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности .

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль