Основная программа дошкольного образования в детском саду: принципы и подходы

111

Комплексность – основополагающее направление в разработке основной педагогической программы дошкольного образования. Образовательный процесс, безусловно, должен идти в системе, а не от случая к случаю. И это тоже очень важно. Нельзя не сказать о компетенции педагогов – они должны обладать достаточно высоким уровнем образования. Даже если это образование среднее, оно, тем не менее, должно быть достаточно высоким по своему уровню.

Существуют определенные принципы и подходы к созданию основной программы дошкольного образования в детском саду. Безусловно, в программе должна прослеживаться системность. Важна индивидуализация, хотя, к сожалению, реализовать ее сегодня не всегда позволяет ситуация – в связи с высокой наполняемостью групп детей. В последнее время в некоторых регионах количество детей в группах не изменилось, но ситуация постепенно изменяется в положительную сторону.

Программа дошкольного образования в детском саду: возрастной подход

На этом следует подробнее остановиться. Возрастной подход безусловен для педагогической программы дошкольного образования в тех образовательных организациях, где есть группы по всем возрастам: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Если же речь идет о малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях, которые находятся, как правило, в сельской местности – здесь с возрастным подходом все гораздо сложнее. Потому что в одном помещении, в одной группе могут быть дети разного возраста (трех-четырех, четырех-пяти лет), а в другой – пяти-шести, шести-семи лет. То есть на всю образовательную организацию всего две группы.

Основная педагогическая программа дошкольного образования при этом тоже реализуется, только работа ведется в малых группах. Таким образом, принцип возрастного подхода соблюдается, но сам механизм реализации этого принципа более сложный, чем в группе с мономорфным возрастом.

Программа дошкольного образования в детском саду: вариативность и преемственность

Этот принцип создания основной образовательной программы заложен в ст. 11 закона №273.

Содержание основной программы дошкольного образования в детском саду должно обеспечивать развитие личности, мотивации, способности детей в различных видах деятельности. Следует отметить, что неслучайно, в перечне образовательных областей, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, нет такой области, как «развитие личности». Потому что развитие личности идет красной нитью во всех образовательных областях. И было бы странно, что в одной области, которая называлась бы «Развитие личности», на это делается акцент, а во всех остальных областях – нет.

В связи с этим существует и определенная преемственность дошкольного и начального образования в детском саду со Стандартом начального общего образования и с программами начального общего образования, где, как известно сейчас есть результаты:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • и так называемые личностные результаты.

И развитие личности в дошкольном возрасте – это одно из оснований преемственности двух стандартов и программ: педагогической программы дошкольного образования и начального общего образования. В направлении преемственности сегодня также существует достаточное количество проблем. Но развитие личности – этот тот стержень, который может помочь нам действительно сделать программы преемственными.

Программа дошкольного образования в детском саду: конкретизация и дополнение задач

Каждая комплексная педагогическая программа дошкольного образования ставит какие-то определенные задачи. И каждая образовательная организация может эти задачи конкретизировать под свои условия. Условия у всех, безусловно, разные.

Это условия, например, географические. Детский сад, расположенный в Южном Регионе и детский сад на Крайнем Севере – это совершенно разные детские учреждения – следовательно, педагогические задачи в связи с этим и педагогические программы дошкольного образования могут быть тоже разные. Могут различаться условия в связи с этно-компонентом. У нас есть республики, в которых этно-компонент является действительно серьезной актуальной задачей. Они могут не входить в педагогические задачи образовательных организаций.

Сколько образовательных организаций, столько и существует особенностей, которые могут вылиться в конкретизацию и дополнение педагогических задач.

Программа дошкольного образования в детском саду: формы и методы

Формы и методы для разработки основной педагогической программы дошкольного образования выбирает сама организация, сам педагогический коллектив, сами педагоги. Здесь предоставляется полная свобода творчества. Никто не заставляет выбирать формы, методы, технологии – ни ФГОС, ни Закон

Это так называемый институциональный уровень решения этой задачи. И обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, о котором уже говорилось выше.

Программа дошкольного образования в детском саду: мотивация

У школьников, которые работают по современным российским образовательным программам, достаточно сложная проблема с мотивациями. По мнению экспертов, определенная часть мотивационных сложностей лежит уже и в секторе дошкольного образования – в секторе педагогической программы дошкольного образования. Поскольку иногда совершенно неправомерно, не учитывая особенности развития мозговых структур, педагоги начинают детей в дошкольном возрасте учить: писать, считать, читать.

И в результате из этого ничего хорошего не получается, потому что всему свое время – и графомоторный навык может быть сформирован только тогда, когда созрели определенные структуры головного мозга. И аналитико-синтетическая деятельность формируется, исходя из этого же – когда созревают определенные структуры головного мозга. Следовательно, любое опережение в этом направлении вызывает такие же опасения, как и задержка (опережение – это плохо, и задержка – плохо). Поиск золотой середины, создание оптимальной педагогической программы дошкольного образования – для каждого педагога это цель профессионального роста и цель профессионального развития. Важно найти именно эту золотую середину, чтобы не уничтожить мотивацию.

Речь идет не о снижении, а именно об уничтожении мотивации, когда детей через силу начинают заставлять учиться и осваивать не педагогическую программу дошкольного образования, а программу первого класса, при том, что малышу всего 3-4 года – это категорически неправильно. По этому поводу бьют тревогу не только педагоги и психологи, но и физиологи также утверждают, что физиологически незрелых детей категорически нельзя обучать рано – с одной стороны, ничего получится, а с другой стороны, мотивация будет уничтожена напрочь.

Когда ребенок придет в первый класс, разумеется, весь букварный период (вплоть до марта первого класса) преподаватель будет трудиться над развитием мотивации к обучению. Но на самом деле у педагога ничего уже не получится, если неграмотно была реализована педагогическая программа дошкольного образования – мотивация разрушена еще в дошкольном возрасте.

Программа дошкольного образования в детском саду и платные услуги

Должны ли прописываться в основных программах дошкольного образования в детском саду платные образовательные услуги?

Однозначно и категорически нет. Потому что основная программа дошкольного образования в детском саду – это программа, которая полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. И реализуется эта программа на средства субсидии, которая поступает с субъектового уровня. Вся образовательная составляющая, которая на сегодняшний день существует в образовательной системе Российской Федерации в рамках реализации основных программ – все это субсидируется из субъектовых бюджетов.

Поэтому для родителей основная программа дошкольного образования в детском саду всегда бесплатна. Альтернативный детский сад не может быть исключением. В детском саду родители платят не за образование, а за присмотр и уход. Это очень важная составляющая, которую родители должны понимать. Образование в нашей стране бесплатно для родителей. Плата за образование не взимается ни в дошкольной образовательной организации, ни в школе.

Что касается платных образовательных услуг – это совершенно другое направление. Основная программа дошкольного образования в детском саду – это субсидия, это то, что необходимо реализовать в каждой образовательной организации. Дополнительные услуги – это субъективно выбор родителей.

Если родители желают получать дополнительные услуги, они заключают договорные отношения с образовательной организацией и эти услуги получают. При этом услуги оплачиваются родителями.

Именно поэтому в основной программе дошкольного образования в детском саду дополнительные образовательные услуги не прописываются. Они прописываются отдельно в договоре между образовательной организацией и родителями. И оплачиваются родителями. В то время как образовательная услуга, прописанная в основной образовательной программе, оплачивается субъектом.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль