Новые механизмы и основные направления в дошкольном образовании по ФГОС

241

Определяя новые механизмы деятельности детских дошкольных образовательных учреждений в связи с введением ФГОС, важно отметить – вся жизнь в образовательных организациях сейчас вращается вокруг реализации программ обучения дошкольных образовательных учреждений.

Основные направления в дошкольном образовании: субсидирование

На реализацию образовательных программ выделяются определенные субсидии. Именно под реализацию образовательных программ – на этом важно прямо акцентировать внимание дошкольных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет три вида требований, в том числе к условиям и к структуре программ обучения дошкольных образовательных учреждений. За счет аккумулирования этих требований, их интерпретации формируются задания учредителя – муниципальные задания.

Большинство детских садов – учреждения муниципального характера, муниципальные образовательные организации. Поэтому говорим о муниципальном задании. От этого задания, от того, что, собственно, написано в программе обучения дошкольных образовательных учреждений, выполняется расчет субсидирования на основе нормативных затрат. У нас в России определено подушевое нормативное финансирование, поэтому и расчет субсидии осуществляется именно так.

Важно обратить ваше внимание на серьезный подход к написанию, конструированию основных образовательных программ обучения дошкольных образовательных учреждений, поскольку (как ни парадоксально) от реализации этих программ будет зависеть и размер субсидии, которую получит образовательное учреждение – что рекомендует в эти программы включать ФГОС.

Основные направления в дошкольном образовании: контроль над реализацией программы

Кроме того, существует еще мониторирование системы – каким образом будут смотреть на эти программы обучения дошкольных образовательных учреждений контрольно-надзорные органы. Но даже достаточно того, что расчет субсидий ведется в связи с основными образовательными программами – этого уже достаточно, чтобы подходить к ним очень и очень ответственно.

Заслуживает особого внимания письмо Рособрнадзора, в котором отмечается, что до 1 января 2016 года у всех образовательных организаций был переходный период, в течение которого образовательные организации приводили в порядок свои наименования, уставы и, что весьма важно – свои программы обучения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС. Этот переходный период длился фактически два года – поскольку Федеральный Государственный Образовательный Стандарт вступил в законную силу 1 января 2014 года.

До 1 января 2016 года Рособрнадзор не рекомендовал проверки. В отношении программ обучения дошкольных образовательных учреждений не осуществлялись контрольно-надзорные функции – был переходный период. Но с 1 января 2016 года проверки пошли – в дошкольные образовательные организации пришли проверяющие организации и начали выявлять определенные нарушения.

По сведениям из регионов, определилось направление, по которому чаще всего контрольно-надзорные организации выявляют нарушения. Это несоответствие основных программ обучения дошкольных образовательных учреждений Федеральному государственному образовательному стандарту. Именно с этим связано наибольшее количество предписаний.

Еще раз акцентируем – это самый важный, самый нужный для дошкольной организации документ. Поэтому привести его в соответствие со Стандартом – непосредственная и самая актуальная задача. И выполнить это нужно как можно быстрее.

Основные направления в дошкольном образовании: заключение ПМПК

Несколько слов и комментариев в отношении некоторых нормативно-правовых документов.

Например, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Здесь важно отметить, что статус ребенка с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) дает медико-психолого-педагогическая комиссия:

  • с одной стороны – в своем, собственно, заключении;
  • с другой стороны – в своих рекомендациях по организации обучения, воспитания такого ребенка и разработке программы обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Если в дошкольную образовательную организацию приходит мама с ребенком и заявляет, что ее ребенок с ограниченными возможностями здоровья, но это никак не подкреплено документом из ПМПК, то, такой ребенок не может быть определен в группу компенсирующей или комбинированной направленности, где используются специализированные программы обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Даже если внешне очевидно (педагогам и психологам видно абсолютно), что он нуждается в коррекционной помощи. Поэтому для того чтобы такую помощь ребенку можно было оказывать, родители обязаны с ребенком посетить комиссию ПМП и получить соответствующее заключение.

Эта комиссия осуществляет свою деятельность в двух направлениях:

  • с одной стороны – обследование детей;
  • с другой стороны – рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию соответствующих условий в образовательных организациях (разработке адаптированной программы обучения в дошкольном образовательном учреждении).

Разумеется, сегодня (в течение уже последних трех лет) практически все сотрудники ПМПК проходят повышение квалификации. Уже порядка 90 % специалистов уже прошли это повышение квалификации, остальным осталось совсем немного.

И сейчас все сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо создать для ребенка с целью наиболее эффективной реализации адаптированной программы обучения в дошкольном образовательном учреждении: основной либо индивидуальной, если ребенок попадает в группу комбинированной или общеразвивающей направленности.

Кстати, комиссия ПМП чаще всего рекомендует родителям, что все-таки ребенку на определенном этапе его развития была бы полезнее группа компенсирующей направленности или группа комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование по особым программам обучения дошкольных образовательных учреждений.

В заключении комиссии (в выводах) всегда должно быть указано – наличие либо отсутствие у ребенка ограничений в физическом или психическом развитии. Чаще всего, конечно, речь идет о наличии этих особенностей – потому что, как правило, на комиссию ПМП детей с нормой развития родители не ведут. Ребенка ведут в том случае, если действительно в этом существует необходимость.

Именно психолого-медико-педагогическая комиссия определяет и прописывает условия, необходимые для получения ребенком образования, условия, необходимые для осуществления коррекции этого нарушения развития, для социальной адаптации.

Основные направления в дошкольном образовании и три новых стандарта

Буквально в прошлом (2015) году вышел Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС дошкольного образования подразумевает его преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, как одном из основных направлений в дошкольном образовании, то важно помнить – с 1 сентября 2016 года вступают в силу еще два стандарта.

Один из них –  стандарт для обучающихся с ОВЗ согласно решению комиссии для детей с ОВЗ. Предмет регулирования этого стандарта – отношения в сфере образования детей, которые получают образование в начальном общем образовании, то есть стандарт для начального общего образования. Еще один стандарт, который также ожидается 1 сентября 2016 года – это стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.

Что это означает для работников дошкольного образования и на основных направлениях дошкольного образования? Дело в том, что мы с вами не всегда знаем и понимаем, куда попадет ребенок после окончания дошкольной образовательной организации, после того как выйдет из подготовительной группы детского сада – в какую образовательную организацию. Получается такая ситуация. Если мы говорим, что у нас есть проблемы с преемственностью основных направлений дошкольного образования с обычным ФГОС, то теперь Стандартов в начальном образовании будет аж три.

И это пока еще не проблема – пока это риск. А проблемой он станет с 1 сентября 2016 года. Важно помнить, что с 1 сентября выпускники дошкольных образовательных организаций могут оказаться в системе образования и получать образование согласно не одному федеральному государственному образовательному стандарту, а уже трем. С этого момента жизнь в этом смысле в начальном образовании, в начальной школе поменяется. Школа начнет жить не по одному, а по трем стандартам.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль