Парциальные программы в детском саду

315

Если вы внимательно читали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, то, наверное, отметили, что в Стандарте (в одной из его частей) говорится о парциальных программах для дошкольников.

Парциальные программы для дошкольников – часть основной образовательной программы

В отличие от Стандартов других уровней образования, только в отношении дошкольного Стандарта говорится о парциальных программах для дошкольников. И это очень хорошо, что парциальные программы попали в стандарт – потому, что именно такие программы могут лечь в ту часть, которую формируют участники образовательных отношений.

У нас достаточно много парциальных программ для дошкольников – их порядка 30-32 на сегодняшний день, по результатам нашего мониторинга. Есть программы, которые известны уже более 40 лет в образовательном пространстве Российской Федерации (ранее – Советского Союза) и продолжают функционировать.

Например, программа по развитию речи Оксаны Семеновны Ушаковой. Эта программа уже на сегодняшний день подтянута к требованиям нового Стандарта – ею можно пользоваться, вышло новое издание.

Парциальная программа для дошкольников «Юный эколог» Светланы Николаевны Николаевой тоже довольно давно апробированная (порядка 20 лет). И так далее.

Довольно много парциальных программ, которые можно успешно использовать именно в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Парциальные программы в детском саду в составе самостоятельно формируемой части

Подходов для составления этой части может быть, минимум два, максимум – неопределенное количество.

С одной стороны, это может быть расширение одной из образовательных областей. Например, решено расширить образовательную область «Речевое развитие». Ее можно расширить парциальной программой для дошкольников по развитию речи. Если, например, окажется, что дети, которые реализуют основную образовательную программу, которые ходят в детский сад, нуждаются в более глубоком, более широком материале по развитию речи. Предположим, действительно, с речью у них есть определенные проблемы, и требуется надо на это обратить особенно пристальное внимание.

Потребуется расширение одной из образовательных областей – это может быть художественно-эстетическая область, которую, кстати, очень любят родители. Расширяют эту область с помощью соответствующих парциальных программ для дошкольников, чтобы было больше рисования, больше лепки, больше конструирования, больше музыки – чтобы по максимуму развивать творческую составляющую детей.

Можно пойти и другим путем – не путем расширения одной из образовательных областей, а путем наполнения этой части (части, формируемой самостоятельно участникам образовательных отношений) какими-то своими собственными методическими находками, разработками.

В одном из региональных детских садов используют очень интересную парциальную программу для дошкольников, которая развивает детей в физическом плане, использует все, что относится к физическому развитию, однако абсолютно не прописана во ФГОС. Программа фехтования – детей учат фехтовать. Разумеется, никакие острые предметы там не используются – безопасность соблюдена.

Понятно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте конкретно о фехтовании не сказано ни слова. А педагоги педагогического коллектива сделали такое открытие – нашли эту методику, познакомились с ней, разработали и адаптировали авторскую программу в детском саду, для своих подопечных. Теперь у них все там мушкетеры.

Парциальные программы для дошкольников: нюансы применения

Поэтому парциальными программами можно наполнять ту часть основной образовательной программы, которую формируют участники образовательных отношений. Но, можно наполнять и собственными педагогическими находками.

Важно помнить при этом – парциальные программы для дошкольников не проходят экспертизу. Комплексные программы, которые вывешены на ресурсе ФГОС-реестр, все прошли экспертизу на соответствие ФГОС дошкольного образования. А парциальные программы такой экспертизы не проходят. Поэтому следует быть очень бдительными и внимательными.

Если это свежие парциальные программы для дошкольников, то они, естественно, уже написаны под Федеральный государственный образовательный стандарт. Если же это программы, написанные пять – десять лет назад, тогда, прежде чем их использовать, важно проверить их на соответствие принципам ФГОС дошкольного образования. То есть – не слепо включать в программу, а перерабатывать в соответствии с принципами и подходами, которые определяет действующее нормативное законодательство.

Так же, как и собственные педагогические разработки (методики, методы, технологии, приемы). Здесь нужно быть не менее внимательными, чем в случае с парциальными программами в детском саду. В то время как с комплексными программами впросак не попадете. Там уже все посмотрели эксперты, дали замечания разработчикам, и те все переработали.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль