text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Парциальные программы в детском саду

  • 13 сентября 2016
  • 970

Если вы внимательно читали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, то, наверное, отметили, что в Стандарте (в одной из его частей) говорится о парциальных программах для дошкольников.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Парциальные программы для дошкольников – часть основной образовательной программы

В отличие от Стандартов других уровней образования, только в отношении дошкольного Стандарта говорится о парциальных программах для дошкольников. И это очень хорошо, что парциальные программы попали в стандарт – потому, что именно такие программы могут лечь в ту часть, которую формируют участники образовательных отношений.

У нас достаточно много парциальных программ для дошкольников – их порядка 30-32 на сегодняшний день, по результатам нашего мониторинга. Есть программы, которые известны уже более 40 лет в образовательном пространстве Российской Федерации (ранее – Советского Союза) и продолжают функционировать.

Например, программа по развитию речи Оксаны Семеновны Ушаковой. Эта программа уже на сегодняшний день подтянута к требованиям нового Стандарта – ею можно пользоваться, вышло новое издание.

Парциальная программа для дошкольников «Юный эколог» Светланы Николаевны Николаевой тоже довольно давно апробированная (порядка 20 лет). И так далее.

Довольно много парциальных программ, которые можно успешно использовать именно в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Парциальные программы в детском саду в составе самостоятельно формируемой части

Подходов для составления этой части может быть, минимум два, максимум – неопределенное количество.

С одной стороны, это может быть расширение одной из образовательных областей. Например, решено расширить образовательную область «Речевое развитие». Ее можно расширить парциальной программой для дошкольников по развитию речи. Если, например, окажется, что дети, которые реализуют основную образовательную программу, которые ходят в детский сад, нуждаются в более глубоком, более широком материале по развитию речи. Предположим, действительно, с речью у них есть определенные проблемы, и требуется надо на это обратить особенно пристальное внимание.

Потребуется расширение одной из образовательных областей – это может быть художественно-эстетическая область, которую, кстати, очень любят родители. Расширяют эту область с помощью соответствующих парциальных программ для дошкольников, чтобы было больше рисования, больше лепки, больше конструирования, больше музыки – чтобы по максимуму развивать творческую составляющую детей.

Можно пойти и другим путем – не путем расширения одной из образовательных областей, а путем наполнения этой части (части, формируемой самостоятельно участникам образовательных отношений) какими-то своими собственными методическими находками, разработками.

В одном из региональных детских садов используют очень интересную парциальную программу для дошкольников, которая развивает детей в физическом плане, использует все, что относится к физическому развитию, однако абсолютно не прописана во ФГОС. Программа фехтования – детей учат фехтовать. Разумеется, никакие острые предметы там не используются – безопасность соблюдена.

Понятно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте конкретно о фехтовании не сказано ни слова. А педагоги педагогического коллектива сделали такое открытие – нашли эту методику, познакомились с ней, разработали и адаптировали авторскую программу в детском саду, для своих подопечных. Теперь у них все там мушкетеры.

Парциальные программы для дошкольников: нюансы применения

Поэтому парциальными программами можно наполнять ту часть основной образовательной программы, которую формируют участники образовательных отношений. Но, можно наполнять и собственными педагогическими находками.

Важно помнить при этом – парциальные программы для дошкольников не проходят экспертизу. Комплексные программы, которые вывешены на ресурсе ФГОС-реестр, все прошли экспертизу на соответствие ФГОС дошкольного образования. А парциальные программы такой экспертизы не проходят. Поэтому следует быть очень бдительными и внимательными.

Если это свежие парциальные программы для дошкольников, то они, естественно, уже написаны под Федеральный государственный образовательный стандарт. Если же это программы, написанные пять – десять лет назад, тогда, прежде чем их использовать, важно проверить их на соответствие принципам ФГОС дошкольного образования. То есть – не слепо включать в программу, а перерабатывать в соответствии с принципами и подходами, которые определяет действующее нормативное законодательство.

Так же, как и собственные педагогические разработки (методики, методы, технологии, приемы). Здесь нужно быть не менее внимательными, чем в случае с парциальными программами в детском саду. В то время как с комплексными программами впросак не попадете. Там уже все посмотрели эксперты, дали замечания разработчикам, и те все переработали.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.