Предметно-игровая среда в детском саду: как правильно подобрать игрушки и компьютеры?

124

Предметно-игровая среда в детском саду: игрушки по возрасту и вкусу

Игрушки и игровые материалы в детском саду должны подбираться соответственно требованиям к предметно-игровой среде и проектам в ДОУ. В группах должно быть больше игрушек, которые способствуют развитию. Игровое оборудование и игрушки для воспитанников должны отбираться профессионалами, учитывая их педагогическую ценность (развивающую функцию, полифункциональность, качество исполнения) и возрастную адресацию. К несчастью, ДОУ не всегда вправе самостоятельно выбирать игры и игровые материалы, в большинстве случаев их по остаточному принципу направляют в детские сады. Тогда воспитателя стремятся привлечь родителей воспитанников, чтобы преодолеть недостаток качественных игрушек, однако проблема предметно-игровой среды в детском саду таким образом все равно не решается.

Наибольшая проблема связана с выбором игрушек, которые предназначены для сюжетных игр – главной деятельности детей в детском саду. В группах чаще всего воспитанникам доступны однообразные куклы – младенцы и куклы-девочки. При этом практически отсутствуют куклы, которые изображают представителей разных профессий или людей разных возрастов. Мальчикам тоже важны куклы, однако они должны быть мужского пола, а потому встречаются очень редко. Маркеры роли – различные повязки, воротнички, шапочки, инструменты, аксессуары – которые позволят ребенку поддерживать сюжетно-ролевую игру, редко встречаются в ДОУ. По факту в группах достаточно много платьев и нарядов, но не костюмов и деталей, которые могли бы символизировать разные роли, чтобы дети могли чувствовать себя разными персонажами.

Проекты в деятельности ДОУ предполагают, что воспитанники смогут играть с предметами-заместителями (чаще всего это природный материал), который позволяет развивать воображение, знаково-символические мыслительные функции. Однако предметно-игровая среда в детских садах, как правило, очень бедна, а потому дети вынуждены играть с уменьшенными копиями инструментов и бытовой техники, муляжами реальных продуктов, овощей и фруктов, что делает их игру скудной.

Организация предметно-игровой среды в детском саду затрудняется тем, что игровой материал не меняется в течение учебного года. Следовательно, дети быстро осваивают имеющиеся игрушки, а после теряют к ним интерес, что вызывает скуку даже в окружении самых хороших и дорогих игрушек. Чтобы разнообразить игровой процесс и сделать его эмоционально насыщенным, воспитателям следует разделять игровые комплекты на части, посменно выдавая их дошкольникам (например, менять ассортимент каждые два или три месяца). В этом случае новые игрушки спровоцировали бы творческий энтузиазм, а возвращение к уже знакомым пробудило бы воспоминания о прежних играх и желание их повторить.

Неразборчивость в подборе игрового материала и оборудования вредит формированию предметно-игровой среды в детском саду, поскольку педагогическая значимость старых изношенных игрушек, которые принесли родители за ненадобностью, сводится к нулю. 

Предметно-игровая среда в детском саду: как правильно подобрать игрушки и компьютеры?Игровое оборудование должно быть доступным воспитанникам в помещениях ДОУ. Реализация предметно-игровой среды в детском саду будет под угрозой, если новые игрушки и игры находятся вне зоны досягаемости для детей. Запирать в шкафах или выставлять на верхние полки новые игрушки, скрывая их от малышей, неправильно. Складывается ситуация, в которой новые игрушки предназначены не для дошкольников, а для проверяющих инстанций и украшения помещений, а не для развивающих и сюжетно-ролевых игр. Это противоречит логике здравого смысла и принципам реализации проектов в ДОУ по ФГОС. Игровые материалы в группе должны размещаться таким образом, чтобы дети имели свободный доступ к игрушкам, материалам для лепки, рисования, конструирования. 

Отдельного внимания заслуживают настольные игры, которые в последнее время выпускаются в широком ассортименте. Игры с правилами развивают у дошкольников навыки общения, развивают мышление, воображение, способствуют становлению произвольного поведения детей. Но в дошкольных образовательных организациях новинки появляются крайне редко: скорее ассортимент составляют архаичные вариации (шашки, домино, лото и аналогичные). Но даже эти игры, необходимые для реализации проектов в группах ДОУ не пригодны для использования: многие хранятся в закрытых шкафах, у других утеряны или перепутаны детали, повреждены упаковки. По этой причине предметно-игровая среда в детском саду находится под угрозой: дети лишаются совместной игровой деятельности ребенка-дошкольника и взрослого, которая важна для развития ценных личностных качеств. Практика показывает, что педагогам нужны специальные рекомендации по выбору и применения настольных игр развивающей направленности.

Компьютеры в работе с дошкольниками в ходе формирования предметно-игровой среды

Компьютеры в работе с дошкольниками приобретают все большую популярность, однако в детские сады их покупают не для решения острой необходимости, а скорее в качестве дани моде. Нельзя игнорировать нужды образовательного процесса и формирования предметно-игровой среды в детском саду: важно проанализировать условия и принципы использования компьютеров в педагогике.

Необходимо тщательно подбирать содержание компьютерных программ, чтобы они не дублировали имеющиеся в ДОУ дидактические средства. Приобретение компьютера будет оправдано только в том случае, когда эффективность компьютерных программ окажется выше традиционных средств развития и воспитания. Следует помнить, что работа на ПК сопряжена с высоким риском для физического и психического развития дошкольника.

Прежде всего нужно помнить, что согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, время работы на компьютере для детей дошкольного возраста не должно превышать 10–15 минут.

Как правило, невозможно прервать игру ребенка, если тот увлечен игровыми программами с длительным сюжетом. Потому после достижения пятилетнего возраста разумно приобщать детей к работе за ПК, но не на примере компьютерных игр, а путем развивающих заданий, которые не допускают эмоциональной включенности, азарта, увлекательного сюжета.

Формирование предметно-игровой среды в детском саду предполагает использование игровых развивающих мини-заданий с логически завершенным сюжетом, которые можно выполнять на компьютере в детском саду. Такие упражнения безболезненно для малыша можно прекратить через заданный промежуток времени, при этом дошкольник успеет выполнять поставленные задачи, увидеть результат и оценку выполнения.

Примерами заданий такого типа могут быть:

  • конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
  • рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;
  • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);
  • проектирование сюжетов, мультиков.

Компьютерные задания такого открытого типа более соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе определенный развивающий потенциал. Но их выполнение предполагает участие взрослого.

Однако в предметной игровой среде в детском саду наблюдается недостаточная готовность педагогов к использованию компьютеров в своей практике, в т. ч. к соблюдению СанПиН с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Используемые программы в предметной игровой среде в детском саду далеко не всегда соответствуют возрасту и уровню развития детей и самой задаче развития (преобладание развлекательных программ над творческими, отсутствие образности, наглядности, красочности и т. д.).

В этой связи в предметной игровой среде в детском саду важно четко определить для педагогов критерии выбора компьютерных программ для дошкольников (включая рекомендации лучших образцов подобной продукции для детей) и методику их использования в детском саду. В случае если педагог в предметной игровой среде в детском саду не готов к грамотному применению информационных технологий, лучше воздержаться от их введения в образовательную программу. Если в ДОО имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование органически не включается в широкий контекст детских видов деятельности (конструирования, рисования, игры и т. д.), то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. Вместе с тем принцип программированного контроля может быть реализован на гораздо более дешевых носителях — картоне, пластмассе и др.

Следует помнить, что слишком раннее и неграмотное введение в жизнь ребенка компьютерных программ может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в которой осуществляется личностное и цветомузыкальное развитие детей в ДОУ.

В заключение следует отметить, что предметную игровую среду в детском саду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой «выставку» для визитов возможных комиссий, не может использоваться детьми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возрасту, он не становится развивающей средой, а остается лишь материально-техническим обеспечением.


  1. Об актуальных аспектах создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (спецвыпуск). 2014. № 8.
  2. Организация предметной игровой среды в детском саду: Учеб. пособие. М.: Аркти, 2012.
  3. Игрушки: как оценить их качество // Дошкольное воспитание. 2005. № 4; Детский сад: оценка развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. № 4.
  4. Как выбрать правильную игрушку также см.: Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2015. № 3. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль