text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Общеобразовательные и адаптированные программы дошкольного образования

  • 5 сентября 2016
  • 854

Реализация образовательных программ в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должна быть адаптированной. И только адаптированной. Но они просто могут быть разными. И это также определенная новация закона.

Ранее не существовало самого термина и, соответственно, понимания – что это за программа. Были только программы коррекционные. Поэтому важно обратить особое внимание на ст. 79 Закона «Об образовании», которая говорит именно о том, что на сегодняшний день в системе образования (как дошкольного, так и других уровней образования) существуют программы:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Основные адаптированные программы дошкольного образования

Именно так – адаптированные основные общеобразовательные программы. Это программы, которые используются для групп и классов детей, у которых имеется то или иное нарушение.

Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы слабовидящих детей, для слабослышащих детей, для слепых детей, для глухих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи (так называемые логопедические группы). Их существует достаточно много по всей стране. И все эти группы, конечно же, должны работать по адаптированным основным программам. На этом следует акцентировать внимание – адаптированные основные.

Образовательные адаптированные программы дошкольного образования

Что же представляют собой адаптированные образовательные программы? А эти программы нужны в случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников присутствуют один, два, три, пять детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь совершенно отчетливо понятно, что та программа, по которой работает вся группа (например, такие программы, как «От рождения до школы», «Радуга», «Детство» или любые другие), для ребенка с ОЗВ, для любого ребенка с нарушением просто не подходит. И если эта программа не подходит, то очевидно, что ее следует адаптировать – потребуется адаптированная программа дошкольного обучения детей.

Рассмотрим на простом примере. Если ребенок с тяжелыми нарушениями речи попадает в группу (общеразвивающую или комбинированную). Совершенно очевидно, что для такого ребенка необходимо адаптировать тот раздел программы, который называется «Развитие речи». Безусловно, для такого ребенка необходимо создать адаптированные программы дошкольного образования, внести в содержание общеобразовательной программы определенные изменения – которые необходимы именно этому конкретному ребенку, исходя из того, какая у него недостаточность лексическая (что у него недостает в плане лексики), имеются ли у него нарушения грамматического строя речи (и какие именно), что у ребенка со звукопроизношением. На эти разделы следует обязательно обратить внимание, и это также потребует внимания по изменению содержания программы.

Адаптированные программы дошкольного образования: подготовка педагогов

Важно отметить, что такой работой воспитатели, старшие воспитатели, методисты в детских образовательных учреждениях по большому счету ранее не занимались. Для них эта задача новая и очень сложная. Поэтому вряд ли будет эффективной работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, если педагоги соответствующим образом не подготовлены. Требуется подготовка и с методической точки зрения, и с технологической точки зрения, и с точки зрения тех людей, которые разрабатывают адаптированные педагогические программы дошкольного образования под образовательные потребности, особые образовательные потребности отдельных категорий детей. Вот такую непростую задачу определяет Закон «Об образовании», части 1 и 2 ст. 79.

Нельзя обойти вниманием часть 12 ст. 79. Здесь важно: подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения – прерогатива субъекта Российской Федерации. Это означает, что орган государственной власти субъекта должен:

  • позаботиться о подготовке данных педагогических работников;
  • содействовать привлечению таких работников в организации.

Понятно, что сейчас проходит процесс оптимизации. Во многих регионах ощущаются вызванные этим проблемы – увольняют логопедов, увольняют психологов, увольняют дефектологов. И это проблема очень серьезная. Потому что финансирование снижается – это одна из сторон оптимизации. А с другой стороны – как можно реализовать в такой ситуации основную адаптированную программу дошкольного образования? Получается, что для кого-то мы готовы ее реализовать, а для каких-то категорий детей реализовать ее мы просто не сможем, не готовы. И тогда не исполним ни закон №273, ни Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ни собственно социальный запрос со стороны родителей, что также немаловажно.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.