Развитие личности и вариативное дошкольное образование – в основе ФГОС

196

Понятия «разнообразие детства» и «вариативность образования» заложены в образовательном законодательстве, в Законе 273, в ст. 11 и ФГОС дошкольного начального образования.

Когда мы говорим о разнообразии детства, подразумевается, безусловно, и вариативное дошкольное образование – вариативность программ дошкольного образования, и вариативность организационных форм. И эти же понятия (вариативность программ и организационных форм) лежат в тексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который всегда следует брать за основу при конструировании, при разработке ваших основных образовательных программ конкретных организаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС дошкольного начального образования) – документ прямого действия. А это понятие не из психолого-педагогической практики. Это понятие юридическое. Поэтому важно обратить внимание на то, как толкуют юристы и  проверяющие органы, контрольно-надзорные органы (те, которые приходят в учреждения, уже начали приходить с проверками) статью закона о том – на какой основе, с какими возможностями вы могли бы встретиться и их использовать при разработке основных образовательных программ.

ФГОС дошкольного начального образования и программа образовательного учреждения

Обратимся еще раз к строке закона. Основная образовательная программа разрабатывается на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, следовательно, все части ФГОС дошкольного начального образования, все его разделы, все образовательные области, которые в Стандарте обозначены, должны быть отражены в основных образовательных программах образовательных учреждений.

Вот это, собственно, и означает – «документ прямого действия». И если в стандарте указано, что образовательных областей в программе пять, то, следовательно, и в конкретных программах образовательных областей пять. Если в ФГОС дошкольного начального образования указано, что сама программа имеет разделы целевой, содержательный и организационный, а при наличии детей с ОВЗ – коррекционная работа, инклюзивное образование, то значит, и в конкретных основных программах должны быть разделы целевой, содержательный и организационный, и, собственно, при наличии детей с ОВЗ – коррекционная работа, инклюзивное образование.

Что касается примерной основной образовательной программы – Закон и ФГОС дошкольного начального образования говорит о том, что программа образовательного учреждения должна быть сконструирована с учетом примерной программы. Что это означает?

Это значит, что какие-то разделы примерной программы можно взять, как руководство к действию, отдельные разделы взять с изменениями (на что-то обратить более пристальное внимание, где-то, что-то и не учесть). Поскольку примерная программа – это документ непрямого действия. Примерная программа существует как ориентир, и нею пользуются для разработки своих программ. Документ прямого действия – это Федеральный государственный образовательный стандарт.

Вариативное дошкольное образование по ФГОС

Говоря о принципах образовательного стандарта, важно отметить, что ФГОС дошкольного начального образования поддерживает разнообразие детства, Стандарт в целом носит детоцентрированный характер, то есть интересы ребенка ставятся в центр всего педагогического процесса. Следовательно, поддержка разнообразия детства (поддержка вариативного дошкольного образования, вариативности программ, вариативности организационных форм) лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Если речь идет о разнообразии детства, подразумевается, что каждый ребенок – это совершенно уникальный человек со своими особенностями, со своими возможностями развития, которые в ФГОС дошкольного начального образования не регламентируются, не подтягиваются к определенным результатам. Ребенок не должен достигать образовательного результата, как это прописано в ФГОС школы. Но это не означает, что развитие ребенка должно быть брошено на самотек. Всякие крайности вредны.

Поэтому следует подчеркнуть одно из положений, один из принципов ФГОС дошкольного начального образования  – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Разработчикам Стандарта пришлось вернуться к достаточно уже старому тезису – «сохранение уникальности и самоценности детства», основоположником которого еще в 60-е годы XX века был Александр Владимирович Запорожец.

Почему возвращаемся к этому принципу? Потому что, к сожалению, в последние 20 лет очень часто в дошкольных образовательных организациях и от родителей приходилось слышать, что дошкольное образование – это всего-навсего подготовка к школе.

На самом деле дошкольное образование гораздо шире, чем подготовка к школе. Никто не отрицает и не умаляет значения подготовки ребенка к школе (прежде всего психологической подготовки). Но в дошкольном возрасте развивается личность, развивается коммуникация, развивается игра, развиваются очень многие полезные навыки и высшие психические функции – внимание, мышление, память, речь, воображение. Важно вариативное дошкольное образование.

Сводить все только к некоему определенному месту, куда приводят ребенка, и где его подготовят к школе – такое понимание слишком узкое и очень неправильное. Поэтому этот посыл, этот принцип – сохранения уникальности и самоценности детства – лежит в основе ФГОС дошкольного начального образования. И до педагогического сообщества важно донести, что каждый период детства – дошкольного, в начальной школе – этот период важен сам по себе в общем развитии человека.

Иначе получается очень тривиальная ситуация: в дошкольном возрасте мы готовимся к школе, в школе мы готовимся к вузу, в вузе мы готовимся к дальнейшей профессиональной деятельности. А сейчас, когда мы все – профессионалы и все работаем, мы, видимо, готовимся к пенсии.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль