Основы ФГОС дошкольного образования: положения о равных возможностях

317

Новое законодательство в сфере дошкольного образования декларирует обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства – доступность дошкольного образования для всех детей.

О доступности дошкольного образования для детей до 3 лет

В отношении детей до трех лет на сегодняшний день получился некий перекос. С одной стороны, родителям необходимы такие группы для детей. Ситуации в жизни бывают разные. Не каждая семья может позволить себе, чтобы один из членов семьи три года находился дома с ребенком. Кто-то может себе это позволить, кто-то – нет. В сложившейся сейчас кризисной ситуации появляется все больше семей, которым необходимо, чтобы оба родителя работали и зарабатывали. Следовательно, возникает острейшая необходимость в группах для детей до 3 лет, которая заложена в основы ФГОС дошкольного образования. Групп таких практически нет, поскольку все предыдущие годы, в борьбе с очередностью, основное внимание уделялось ликвидации очередей в дошкольные учреждение для детей от 3 до 7 лет.

Следовательно, появилась острая проблема, которая вытекла из хорошего дела, и на сегодня это задача – вернуть в систему образования группы для детей до 3 лет: от 2 до 3 лет, от 1 года до 2 лет, от 2 месяцев до 1 года (такая необходимость также существует, но менее остро).

Более того – что для детей таких возрастных категорий основы ФГОС дошкольного образования предусматривают разработку специальных образовательных программ. Они существуют, адаптированы и внедрены. Нет никаких проблем с использованием этих программ. Существует и парциальная программа такого направления, и части в комплексных программах для детей младших возрастов. Поэтому сейчас Министерство образования и науки ставит перед собой эту задачу, и решена она будет в ближайшее время.

Доступность дошкольного образования для детей, которые не владеют русским языком

При обеспечении равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства речь идет также и о детях, которые не владеют русским языком – для которых русский язык не является родным. Это также довольно серьезная проблема, требующая отражения в основах ФГОС дошкольного образования. И возникает она чаще всего в тех регионах, где наблюдается большой поток мигрантов – поскольку мигранты приезжают семьями, с детьми. Дети приходят в детский сад, и вот именно здесь возникает эта проблема.

Ни о какой доступности дошкольного образования и полноценном развитии ребенка в период дошкольного детства нельзя говорить, если ребенок не понимает воспитателя, не понимает детей, которые находятся с ним в группе, а понимает только своих родителей. Эта серьезная проблема не только языковая, но и проблема культурного пласта. На первом этапе потребуется разработка методик русского как иностранного, РКИ для дошкольников.

Эта проблема уже начала решаться некоторыми авторами программ, составляющих основы ФГОС дошкольного образования. Дети-билингвы находятся в поле зрения ученых-исследователей в области дошкольного образования. Но, здесь не всегда дело только в языке. Следует учитывать разницу культур, которая у дошкольников также проявляется и проявляется достаточно остро.

Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ

Рассуждая о равных возможностях для всех детей в отношении дошкольного образования, нельзя обойти вниманием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Каждому ребенку (и особенно ребенку с ограниченными возможностями здоровья) нужно попасть именно в нужное место и в нужное время, что подразумевает доступность дошкольного образования, создание предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ. Дело в том, что не всегда родителям удается получить путевку в тот детский сад, где для такого ребенка созданы необходимые условия. Возникают ситуации, когда получают путевку в общеразвивающую группу, и в данной образовательной организации нет, например, дефектолога или логопеда, а ребенку он категорически необходим по заключению ПМПК.

С одной стороны, ребенок, вроде бы, охвачен дошкольным образованием. Но с другой стороны – получает ли именно то образование, которое ему необходимо, тот набор условий, которые ему необходимы? Отнюдь нет. Поэтому здесь также встает вопрос равных возможностей для полноценного развития, который нашел свое отражение в основах ФГОС дошкольного образования.

Одаренные дети и основы ФГОС дошкольного образования

Нельзя обойти вниманием сегодня детей с особыми талантами – одаренных детей (одаренность интеллектуальная, творческая). Такие способности проявляются уже в 4 - 6 лет. И педагог просто обязан это увидеть и рассказать об этом родителям, чтобы не  просмотреть юное дарование, чтобы талант не остался не замеченным ни родителями, ни педагогами. Это предусматривают основы задач ФГОС дошкольного образования.

Родители, к сожалению, это видят не всегда. А педагог – на то он и педагог, чтобы увидеть, заострить на этом внимание и направить родителей по нужному образовательному маршруту. Для того чтобы этому ребенку как можно скорее была предоставлена возможность создания всех необходимых условий для развития его таланта, для развития его одаренности. Это также весьма важная тема в направлении обеспечения равных возможностей.

Доступность дошкольного образования для детей в трудной жизненной ситуации

В образовательные организации практически ежедневно и повсеместно приходят дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация – это не всегда асоциальная семья. Хотя именно с асоциальностью поведения родителей (наркоманы, алкоголики), как правило, ассоциируется трудная жизненная ситуация в семье. Полноценная доступность дошкольного образования для ребенка в такой ситуации – важнейшая задача педагогов.

Нередко трудная жизненная ситуация возникает в совершенно благополучной семье, например, в тот период, когда эта семья распадается – при разводе родителей. Для ребенка это достаточно серьезная стрессовая ситуация.

Осознание и понимание к ребенку не всегда приходит сразу. С течением времени ребенок начинает понимать, что он остался с одним из родителей, а второй родитель навещает его только по выходным и то не в каждый выходной. Подобная стрессовая ситуация иногда не позволяет ребенку осваивать основную образовательную программу, налаживать коммуникацию со сверстниками. Длительное время, помимо коммуникации, страдают высшие психические функции. Доступность дошкольного образования находится под угрозой.

В такой ситуации к процессу наряду с педагогом должен подключаться и психолог, причем как можно скорее – незамедлительно. Потому что затяжной стресс может привести к депрессивным состояниям, к психосоматике – к заболеваниям психосоматического ряда.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль