Разработка программы дополнительного образования: основные проблемы и ошибки

116

Разработка программы дополнительного образования - достаточно сложный процесс. Поэтому перед тем, как к нему приступить, каждый педагог должен окончательно определиться и ответить себе на такие вопросы:

  1. Может ли он самостоятельно заниматься разработкой или ему нужна помощь?
  2. Кому и чем будет полезна его программа?
  3. На какой срок она рассчитана?
  4. Какие результаты должны быть запланированы?
  5. Какими способами можно достичь установленных результатов?

Также важно учитывать, что проектирование, оформление и разработка программы дополнительного образования, а также её реализация, в соответствии с законодательно установленной концепцией развития, должна строиться на определённых основаниях:

  • свобода выбора программ и режима их освоения;
  • соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты;
  • разноуровневость;
  • модульность содержания;
  • возможность взаимозачёта результатов;
  • творческий продуктивный характер;
  • открытая сетевая реализация.

Данные позиции законодательно обозначены и в концентрированном виде выражаются в концепции развития дополнительного образования. Их обязательно необходимо учитывать при разработке.

Главная проблема для педагогических работников заключается в том, что примерные требования к реализации и разработке программ дополнительного образования давно устарели, так как были приняты в далеком 2006 году. Поэтому на данный документ в наше время уже нельзя ориентироваться. Сегодня определение "образовательная программа" закреплено в законе. А для учителей, преподавателей и руководителей учебных учреждений закон – это главный документ, и его необходимо не только соблюдать, но и соответствовать установленным требованиям и характеристикам.

В понятие “программа образования” в детском саду закон включает целый комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, и т.п. В соответствии с этими позициями и необходимо выстраивать структуру любой образовательной программы. Но основное определение содержит фразу "и иные компоненты", поэтому всё ещё существует пространство для определённого уточнения и дополнения законодательно установленных позиций, регламентирующих разработку программ дополнительного образования.

Типичные ошибки при разработке программ дополнительного образования

Программы, которые на данный момент разрабатываются педагогическими работниками, в большинстве случаев содержат значительное количество ошибок и недочётов, связанных с оформлением. И в целом уровень качества разработки программ дополнительного образования за последние 2 года очень снизился. Среди причин можно даже выделить обычную небрежность и неграмотность авторов.

Многие педагогические работники забывают переработать и переименовать программу в соответствии с действующим законодательством и принятыми нормативно-правовыми документами, несмотря на то, что новому закону уже более трех лет. При разработке и оформлении педагоги часто забывают или не знают, что направленностей уже не 10, а 6. Одной из самых распространенных ошибок является неправильное определение вида программы. При этом сотрудники учебных учреждений связывают её с внеурочной деятельностью, а не дополнительным образованием. Также бывают случаи, когда педагогические работники под одни и те же нужды и задачи занимаются и разработкой программы дополнительного образования, и созданием программы внеурочной деятельности. То есть довольно легко происходит подобная подмена понятий и главного назначения программ.

Также допускаются ошибки в содержании структурных элементов, когда вместо четко установленных позиций, направлений, содержания и планируемых результатов получается некое сочинение на обозначенную программой тему, например, изготовление декоративных поделок. И педагоги начинают рассказывать историю всего пути продвижения данной деятельности. Случаются и обратные ситуации, например, в теме “методическое обеспечение” автор слишком подробно расписывает все известные методики и технологии, которые могут использоваться в образовательном процессе. Всё это делать крайне нежелательно при разработке программы дополнительного образования. Не нужно её таким образом расширять или усложнять отдельные элементы структуры.

В статье 48, пункт 1, сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с утверждённой рабочей программой. Но эта фраза относится к основному образованию. Несмотря на это, она имеет прямое отношение и к дополнительному образованию, потому что любой педагогический сотрудник должен выполнять свою работу на высоком уровне и качественно реализовывать образовательную программу в полном объеме, так как за это он несёт ответственность.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль