Разработка программы дополнительного образования: основные проблемы и ошибки

143

Разработка программы дополнительного образования - достаточно сложный процесс. Поэтому перед тем, как к нему приступить, каждый педагог должен окончательно определиться и ответить себе на такие вопросы:

  1. Может ли он самостоятельно заниматься разработкой или ему нужна помощь?
  2. Кому и чем будет полезна его программа?
  3. На какой срок она рассчитана?
  4. Какие результаты должны быть запланированы?
  5. Какими способами можно достичь установленных результатов?

Также важно учитывать, что проектирование, оформление и разработка программы дополнительного образования, а также её реализация, в соответствии с законодательно установленной концепцией развития, должна строиться на определённых основаниях:

  • свобода выбора программ и режима их освоения;
  • соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативность, гибкость и мобильность;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты;
  • разноуровневость;
  • модульность содержания;
  • возможность взаимозачёта результатов;
  • творческий продуктивный характер;
  • открытая сетевая реализация.

Данные позиции законодательно обозначены и в концентрированном виде выражаются в концепции развития дополнительного образования. Их обязательно необходимо учитывать при разработке.

Главная проблема для педагогических работников заключается в том, что примерные требования к реализации и разработке программ дополнительного образования давно устарели, так как были приняты в далеком 2006 году. Поэтому на данный документ в наше время уже нельзя ориентироваться. Сегодня определение "образовательная программа" закреплено в законе. А для учителей, преподавателей и руководителей учебных учреждений закон – это главный документ, и его необходимо не только соблюдать, но и соответствовать установленным требованиям и характеристикам.

В понятие “программа образования” в детском саду закон включает целый комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, и т.п. В соответствии с этими позициями и необходимо выстраивать структуру любой образовательной программы. Но основное определение содержит фразу "и иные компоненты", поэтому всё ещё существует пространство для определённого уточнения и дополнения законодательно установленных позиций, регламентирующих разработку программ дополнительного образования.

Типичные ошибки при разработке программ дополнительного образования

Программы, которые на данный момент разрабатываются педагогическими работниками, в большинстве случаев содержат значительное количество ошибок и недочётов, связанных с оформлением. И в целом уровень качества разработки программ дополнительного образования за последние 2 года очень снизился. Среди причин можно даже выделить обычную небрежность и неграмотность авторов.

Многие педагогические работники забывают переработать и переименовать программу в соответствии с действующим законодательством и принятыми нормативно-правовыми документами, несмотря на то, что новому закону уже более трех лет. При разработке и оформлении педагоги часто забывают или не знают, что направленностей уже не 10, а 6. Одной из самых распространенных ошибок является неправильное определение вида программы. При этом сотрудники учебных учреждений связывают её с внеурочной деятельностью, а не дополнительным образованием. Также бывают случаи, когда педагогические работники под одни и те же нужды и задачи занимаются и разработкой программы дополнительного образования, и созданием программы внеурочной деятельности. То есть довольно легко происходит подобная подмена понятий и главного назначения программ.

Также допускаются ошибки в содержании структурных элементов, когда вместо четко установленных позиций, направлений, содержания и планируемых результатов получается некое сочинение на обозначенную программой тему, например, изготовление декоративных поделок. И педагоги начинают рассказывать историю всего пути продвижения данной деятельности. Случаются и обратные ситуации, например, в теме “методическое обеспечение” автор слишком подробно расписывает все известные методики и технологии, которые могут использоваться в образовательном процессе. Всё это делать крайне нежелательно при разработке программы дополнительного образования. Не нужно её таким образом расширять или усложнять отдельные элементы структуры.

В статье 48, пункт 1, сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с утверждённой рабочей программой. Но эта фраза относится к основному образованию. Несмотря на это, она имеет прямое отношение и к дополнительному образованию, потому что любой педагогический сотрудник должен выполнять свою работу на высоком уровне и качественно реализовывать образовательную программу в полном объеме, так как за это он несёт ответственность.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль