Дошкольное образование и диагностика развития ребенка: цели и результаты

78

Федеральный российский стандарт дошкольного образования наложил определенные ограничения на осуществление педагогической диагностики, если ее цели не соответствуют основному направлению деятельности дошкольной организации.

В связи с чем у воспитателей возникает важный и сложный вопрос – что же именно следует наблюдать в процессе педагогической диагностики.

Целевые ориентиры педагогической диагностики дошкольного образования

Прежде всего, закон определяет – диагностика может использоваться в целях индивидуализации и оптимизации образовательного процесса. Также Стандарт задает целевые ориентиры – в качестве результата образовательной деятельности.

Целевые ориентиры определены на начало периода дошкольного образования (возраст 3 года) и на его завершение – две группы нормативных целевых ориентиров, официально обозначенных в российском стандарте дошкольного образования. Впоследствии эти две группы были дополнены целевыми ориентирами педагогической диагностики на момент завершения младенческого возраста.

Впервые за последние годы представлена развернутая система координат – Целевые ориентиры развития детей в дошкольном образовании.

В этом отличие дошкольных стандартов от других уровней общего образования, где речь идет о результатах. Поскольку в дошкольной сфере действует единственный Стандарт, рассчитанный на все группы детей – со всеми особенностями развития, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, целевые ориентиры диагностики дошкольного образования используются в отношении всех групп детей. Включая детей с умственной отсталостью или других категорий, которые при самых благоприятных условиях не смогут достигнуть результатов, определяемых этими самыми ориентирами.

Поэтому Стандарт и выдвигает требование о невозможности и недопустимости использования целевых ориентиров в непосредственном оценивании результатов образовательной деятельности.

Планируемые результаты диагностики дошкольного образования

Государственный стандарт в качестве основания для проведения оценки определяет планируемые результаты. Целевые ориентиры, в свою очередь, являются основанием для разработки в каждом дошкольном образовательном учреждении своей образовательной программы и определения планируемых результатов.

Степень их определенности может быть разнообразной. В рамках российского стандарта дошкольного образования существуют программы открытого типа, такие как, например, «Открытие» – программа, размещенная на сайте Федерального института развития образования. Эта разработка с давней историей используется в различных вариациях и ориентирована на использование целевых ориентиров в качестве результата – целевые ориентиры и являются результатом.

Вариант наблюдения, предложенный в системе дошкольного образования для диагностики в составе открытых программ, широко используется в дошкольных учреждениях РФ. Методические рекомендации в этом направлении, предложенные П. Г. Нежновым и Н. А. Коротковой, уже трижды переиздавались.

Традиционные российские программы («От рождения до школы», «Истоки», «Детство»), ориентированные на возрастные результаты и выстроенные в достаточно сложной системе педагогической диагностики дошкольного развития ребенка, переходят к упрощенным вариациям. Теперь это разработки направлены на проработку внутренних целевых ориентиров для каждой возрастной группы детей и разработку соответствующих средств диагностики и наблюдения.

И, в соответствии с положениями российского стандарта дошкольного образования (о том, что целевые ориентиры не могут использоваться в качестве основы для объективной оценки), за основу для объективной оценки принимаются планируемые результаты, представленные в образовательной программе конкретного учреждения.

Можно сказать, что целевые ориентиры являются не только ориентирами в развитии детей, но и в разработке планируемых результатов и системы их оценки. Если учредитель запрашивает у дошкольной организации оценку результатов овладения целевыми ориентирами, то должен последовать четкий ответ со ссылкой на законодательство – целевые ориентиры не могут оцениваться ни в коей мере, а система педагогической диагностики дошкольного образования не строится напрямую на их основе.

При наличии целевых ориентиров в качестве результатов, педагогическая диагностика подразумевает оценку разных видов активности детей и их инициативы. И целевые ориентиры не выступают основой для организации диагностики.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль