Педагогическая диагностика в дошкольном возрасте: основные направления

183

Педагогическая диагностика, как средство индивидуализации и оптимизации образовательной деятельности, осуществляется в рамках отдельной дошкольной образовательной группы детей и не может выходить за ее пределы.

За последнее время сложились определенные подходы к организации педагогической диагностики в  дошкольном возрасте. Прежде основной процедурой для мониторинга образовательной деятельности были контрольные занятия. Детям предлагались специальные задания с целью определить, насколько ними освоен конкретный этап овладения деятельностью.

Педагогическая диагностика – процесс более широкий и многогранный. Для его организации используются различные практические подходы.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Основные направления осуществления педагогической диагностики в ДОУ:

  • тестирование;
  • пошаговая система диагностики – движение от одной образовательной задачи к другой;
  • наблюдение за детьми в специально созданных ситуациях, разработанных в соответствии с профессиональными стандартами в сфере основных направлений  дошкольного образования;
  • организованное и фиксированное наблюдение в повседневной образовательной деятельности.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Педагогическая диагностика в дошкольном возрасте в форме тестирования

Тестирование пришло на смену контрольным занятиям. Предлагаются различные методики, тесты для определения, насколько успешно был освоен детьми материал. Тесты были разработаны на базе материалов для диагностики психологической.

Эффективность этого варианта определить достаточно сложно, поскольку ни в одной из предлагаемых нынче комплексных образовательных программ нет примера корректно построенных тестов. Требуются тесты, или пробы, соответствующие образовательному материалу, который осваивают дети в конкретный момент.

Пошаговая система педагогической диагностики в дошкольном возрасте

Этот вариант предполагает диагностирование в процессе совместной деятельности, в движении от одного занятия к другому. При этом нет четкого построения диагностики с пошаговым определением развития ребенка. А методические разработки, которые составляют взрослые, не всегда соответствуют (или вовсе не соответствуют) способу освоения деятельности у отдельного ребенка.

Пошаговая система диагностики в отношении овладения материалом более целесообразна в рамках освоения школьных предметов. Для дошколят и детей раннего возраста это сложно выполнить.

Педагогическая диагностика в дошкольном возрасте в предлагаемых ситуациях

Это довольно распространенная методика диагностирования, которую также можно рассматривать, как разновидность тестирования, построенного в виде наблюдения за детьми в специально создаваемых ситуациях. Для детей создаются специальные образовательные ситуации, требующие решить определенную задачу.

Современные комплексные образовательные программы в большинстве случаев предлагают именно такой вариант диагностирования: детям в заданной ситуации предлагается решить поставленную задачу, выполнить определенное действие.

Педагогическая диагностика в дошкольном возрасте в повседневной деятельности

Данный вариант – организованное и фиксированное наблюдение – представляет собой усовершенствованный метод, который использовался и прежде, и теперь получил новое развитие в рамках педагогического диагностирования.

Наблюдение за детьми в процессе образовательной деятельности ведется в различных направлениях, согласно профессиональным стандартам в сфере дошкольного образования. Исследуется инициативность детей в определенных видах активности, осуществляется наблюдение за конкретными вариациями образовательной деятельности, представленными в виде практикумов по дошкольной педагогике и детской психологии. Наблюдение за специфичной деятельностью детей в раннем и дошкольном возрасте.

Данные, полученные в результате педагогической диагностики в дошкольном возрасте, используются воспитателями при разработке и организации образовательного процесса.

Сравнение вариантов педагогической диагностики в дошкольном возрасте

В современной практике дошкольного образования используются все эти четыре методики диагностирования. Насколько успешен каждый из них – зависит, прежде всего, от отношения самого педагога, осуществляющего педагогическую диагностику, от того, какие установки используются и насколько полученные данные применяются в последующем управлении образовательной деятельностью.

Общую ситуацию осложняет формальный подход, который наблюдается на сегодняшний день в отношении реального использования педагогической диагностики в дошкольном возрасте в качестве средства управления отдельного образовательного учреждения и региональных систем образования.

Педагоги чаще всего выбирают вариант педагогического тестирования, как наиболее простой и удобный для принятия управленческих решений администрацией или учредителем. Наблюдение в повседневной деятельности, проводимое в соответсвии с профессиональными стандартами в сфере дошкольного образования  имеет значение для корректировки образовательного процесса, определения, насколько дети продвигаются в предложенном материале и в освоении определенной деятельности.

Изучение деятельности по вариантам, предложенным педагогами, не всегда является показателем того, что дети действительно осваивают эту деятельность. На практике по старинке педагогическую диагностику в дошкольном возрасте используют не по назначению – в частности, для управленческих целей различного уровня.

В то время как наблюдение – важнейший процесс, который позволяет корректировать образовательный процесс и выявлять все трудности, с которыми сталкиваются дети в образовательной деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль