Обработка персональных данных в ДОУ: специфика и цели

352

Итак, что такое обработка персональных данных в ДОУ и почему ставится акцент на этом понятии? Очень многие руководители таких учреждений говорят о том, что не обрабатывают личные сведения и вообще их не собирают, и далее используются такие понятия, как:

  • сбор, запись, систематизация;
  • накопление, хранение;
  • уточнение, извлечение;
  • использование, передача;
  • обезличивание, блокирование;
  • удаление, уничтожение.

В целом, 152-й закон «О персональных данных» вводит множество достаточно важных определений, в том числе, касательно обработки персональных данных в образовательных учреждениях, которые являются непривычными не только для обывателей, но и для руководителей таких учреждений.

Например, определение «оператор персональных данных»: слово «оператор» вообще является непривычным, хотя по своей сути это любое юридическое лицо, которое обрабатывает личную информацию.

Весь этот набор описаний действий с данными является обработкой, поэтому при составлении локальных актов целесообразно говорить об обработке персональных данных образовательным учреждением как о более общем понятии, хотя оно, возможно, и кажется непривычным. Однако, это определение 152-го закона содержит очень большой перечень работы с данными.

Документооборот при обработке персональных данных в ДОУ

На первоначальном этапе образовательная организация, являясь оператором персональных данных, собирает эти сведения в тех заявлениях, которые пишутся на имя директора о приеме. Запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение – это весь тот документооборот, который существует в ДОУ и относится к обработке персональных данных.

Что можно сказать о документообороте? На практике в большинстве случаев при анализе фактов рассмотрения прокуратурой жалоб на тему сведений личного характера говорят о том, что произошел некий факт утечки, факт незаконной передачи данных (либо факт ее опубликования), и все это сводится в конечном итоге к привлечению конкретного должностного лица к ответственности. В частности, если речь идет об административной ответственности, то это руководитель, но руководитель, в свою очередь, начиная разбираться внутри организации, понимает, что по факту был ненадлежащим образом организован документооборот именно с точки зрения обработки персональных данных в ДОУ.

Допустим такой случай: в медицинском кабинете сведения о здоровье в виде определенного документа передаются какому-то лицу. Соответственно, факт такой передачи является фактом незаконной передачи, и с документами, содержащими личные сведения, должны работать ответственные люди.

Действия, выполняемые в рамках обработки персональных данных в ДОУ

Передача данных

Это общие правила сохранения конфиденциальности, которые также обусловлены 152-м законом. В общем-то, закон и направлен на то, чтобы урегулировать и ограничить оборот излишней информации в определенной сфере деятельности. В первую очередь, закон направлен на то, чтобы защитить человека в Сети, то есть на то, чтобы ограничить автоматизированную обработку излишних персональных данных в образовательных учреждениях. Как правило, в образовательных организациях, ведущих документооборот без использования определенных систем либо просто бумажный документооборот, обработка информации происходит не автоматизированным способом.

Обезличивание информации

Это довольно специфичное определение, созданное именно для закона №152. Обезличивание – это невозможность идентификации лица, чаще всего искусственно достигаемая путем шифрования либо на уровне сбора информации. Например, сбор статистических сведений.

Обезличивание – процесс, выгодный для оператора тем, что позволяет в дальнейшем не строить сложную систему защиты, не применять сертифицированных средств защиты и вообще по минимуму защищать такую информацию.

Блокирование

Определение, тесно связанное с информационными системами личных данных (коротко - ИСПДн). И удаление (или уничтожение) – действие, применимое как к автоматизированным, так и к неавтоматизированным способам обработки персональных данных в образовательных учреждениях.

Сведения, которые можно запрашивать у работника

Стоит отметить, что запрос (сбор) данных у работника регулируется Трудовым кодексом, и в связи с этим возникает вопрос: какие именно сведения можно запрашивать у работника? Запрашивать можно очень многие сведения, когда возникает необходимость в этом.

Например, при сокращении численности или штата работников или если возник вопрос с расторжением трудового договора и необходимо решить, нужно ли спрашивать мнение профсоюза. На практике возникает масса ситуаций, когда информации, уже находящейся в распоряжении у организации, становится недостаточно.

Любой запрос такой информации должен соответствовать требованиям 86-й статьи ТК. Обработка таких персональных данных образовательным или иным учреждением может осуществляться исключительно в тех целях, которые прописаны в ТК:

  • в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов (это означает, что требование таких сведений должно быть обеспечено законодательно)
  • либо содействия работнику в трудоустройстве, получении образования, продвижении по службе (соответственно, это инициатива работника, согласованные с работником действия),
  • обеспечения личной безопасности,
  • контроля количества и качества выполняемой работы,
  • обеспечения сохранности имущества.

В общем-то, это закрытый список тех целей, когда можно запросить информацию.

Чьи персональные данные обрабатываются в ДОУ?

В первую очередь это, конечно же, сведения о воспитанниках. Как говорилось ранее, при приеме получается определенный пул личных данных.

Вторая, очень большая и значимая категория – это работники, причем, как воспитатели, так и другие сотрудники. На всех них распространяется отдельная статья ТК, которая полностью посвящена вопросам обработки персональных данных работников ДОУ и иных образовательных учреждений.

Конечно же, появляется и пул личных сведений о родителях или законных представителях воспитанников, а также их родственниках.

По поводу родственников – это отдельный разговор, потому что данные родственников появляются в образовательной организации – в детском саду – достаточно спонтанно, зачастую при каких-то ситуативных случаях, например, когда ребенка забирают не сами родители, а кто-то из родственников.

Далее, возникает пул физических лиц – по договорам оказания услуг или подряда, которые заключают детские сады.

Принципы обработки персональных данных в образовательных организациях

Общим принципом обработки персональных данных в детском саду является принцип стремления к сокращению обрабатываемой информации, то есть любой информации со сведениями личного характера. Другой принцип – обработка такой информации должна ограничиваться конкретными, заранее определенными и законными целями.

Это означает, что любое действие с личными сведениями должно иметь под собой какое-то основание:

  • либо это договор, как в случае с физическими лицами по договору,
  • либо это договор детского сада с родителем,
  • либо, если договор отсутствует, ситуация, когда детский сад имеет право обрабатывать личную информацию в соответствии с каким-либо законом.

Не допускается обработка персональных данных в образовательных учреждениях, несовместимая с целями сбора. Это значит, что если у детского сада нет сведений, необходимых для достижения той или иной цели, то следует подумать об этом объеме информации и тщательно проанализировать, не является ли данный объем излишним.

После проведения такого анализа становится понятно, возможно ли обрабатывать требуемую информацию именно в этом объеме.

В заключение можно сказать, что обработка персональных данных в ДОУ и других образовательных организациях должна осуществляться строго в соответствии с законом и в минимальных объемах, необходимых для достижения конкретных целей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль