Основные изменения в санитарных правилах, касающихся организации работы детских садов

133

Сегодня процесс обновления санитарных правил в детском саду происходит довольно интенсивно. Некоторые изменения были ожидаемыми, а некоторые еще вызывают споры среди педагогов. Сами правила также претерпели изменения. В первую очередь, это коснулось сокращения избыточных нормативов и либерализации требований.

В основном, требования стали менее жесткими и носят скорее рекомендательный характер. В документах появляются формулировки «рекомендуется», их соблюдение приветствуется, в то же время не предусмотрено никаких карательных мер за несоблюдение этих рекомендаций.

Санитарные правила в детском саду сегодня стараются использовать ту же терминологию, что применяется в других нормативных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Ранее этим немного пренебрегали. Сейчас, например, вместо термина «занятия» стал использоваться «образовательная деятельность», или «совместная образовательная деятельность детей и взрослых».

Каковы базовые изменения санитарных правил в детском саду?

Одним из принципиальных изменений стали новые нормативы наполняемости детских групп, которые сегодня привязаны к площади помещения. Это произошло, поскольку требовала решения ситуация, связанная с острой нехваткой мест в дошкольных учреждениях. Обратной стороной медали здесь является недополучение финансирования детским садом из-за пропусков ребенка.

Изменения в санитарных правилах в детском саду коснулись срока, в течение которого ребенок может отсутствовать без предоставления медицинских документов. Этот срок был увеличен. По разным причинам ребенок может не быть в детском саду фактически неделю, с учетом выходных дней. Если в течение этого времени ребенок болел, но это не подтверждается справкой, то садик не имеет правдивой информации о состоянии здоровья учащихся и конкретного ребенка.

Сегодня из санитарных правил в детском саду изъяты требования, связанные с профилактикой детского травматизма в ДОУ. Это связано с тем, что данный показатель не является показателем санитарно-эпидемиологического благополучия. Раньше при возникновении травмы ответственность ложилась не только на руководителя и педагога, но и санитарного врача. Поэтому он должен был контролировать покрытие пола, безопасность качелей и пр. Сегодня это перестало быть его прерогативой и ответственность за подобные ситуации возлагается на руководителя образовательного учреждения. Поэтому, несмотря на изъятие требований, относиться к профилактике травматизма нужно серьезно.

Ранее подробно расписывалось, что должно быть в медицинском кабинете: какое оборудование, медикаменты, медицинские приборы. Сегодня эти вопросы также вынесены за пределы санитарно-эпидемиологического благополучия. В санитарных правилах в детском саду указываются только моменты, которые касаются обеспечения санэпидбезопасности.

Также уточнены или пересмотрены нормативы, которые касаются использования интерактивной доски в детском саду, организации безбарьерной среды и пр. Сегодня эти показатели включены в строительные нормы и в санитарные правила.

Изъяты требования, регулирующие правила расстановки детских столов в групповом помещении. Это связано с тем, что работа в группах стала более разнообразной. Иногда детей следует рассадить по небольшим группам или посадить в круг. Помимо того, что мебель должна соответствовать ростовым данным ребенка, их нужно рассадить так, чтобы соблюдались требования к освещению рабочего места, а также к тому, как организуются условия зрительной работы с использованием различных досок. Здесь нужно следить, чтобы дети получали информацию без чрезмерного напряжения глаз, неудобных поз, когда они смотрят на доску, повернув или подняв голову.

Сегодня разрешено использовать спальные помещения для занятий. Это позволило реализовывать различные форматы, например, трансформеры, когда стена, которая разделяет групповую и спальню, раздвигается, по периметру устанавливаются выкатные кровати, а середина спального помещения является зоной для игровой деятельности детей, что является частью концепции детского сада-трансформера. Это позволяет решить проблему недостаточной двигательной активности, но ставит вопрос о проветривании спального и группового помещения, а также снижения риска травматизма детей.

Санитарные правила в детском саду, которые определяют их строительство

В сегодняшних санитарных правилах в детском саду отсутствует регламент, который определяет радиус пешеходной доступности – это регулируется градостроительными нормами.

Ранее было недопустимо использование эксплуатируемых крыш для организации прогулок детей. Сегодня этот запрет устранен. Требование относительно определения групповой площадки сегодня является рекомендацией. Дошкольные учреждения разрешено размещать на гораздо меньших территориях, поскольку площадь нормируемого теневого навеса сокращена с прежних 30 до 20 квадратных метров.

Новые санитарные правила в детском саду не являются научно обоснованными нормативами. Они скорее обусловлены экономическими соображениями, позволяющими вписать дошкольные учреждения в условиях уже существующей застройки. Сегодня можно выбирать различные варианты, хотя стоит отметить, что достаточность площади для двигательной активности ребенка должна оставаться одним из наиболее важных показателей. Это обусловлено тем, что большое пространство способствует возникновению у детей желания больше двигаться, а это очень важно.

Сегодня почти не строится детских садов ниже трех этажей. Ранее это допускалось санитарными правилами в детском саду только в условиях затесненной застройки, а сейчас такие ограничения полностью сняты. Экономически более выгодно строительство трехэтажных зданий, однако это повышает риски, связанные с пожарными ситуациями. Поэтому следует максимально размещать детей не выше второго этажа, а третий отдавать под административные помещения, музыкальный, физкультурный, актовый залы.

Изменения санитарных правил в детском саду позволили организовать образовательный процесс в духе времени, не пренебрегая потребностями детей, а также позволяя широко использовать современные технологии в педагогике.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль