Использование ТРИЗ технологии в формировании монологической речи дошкольников

156

Обоснование актуальности проблемы: Развитие коммуникативных способностей дошкольников - важная неотъемлемая часть культурно-речевого воспитания, так как функции речи отличаются многообразием для каждого воспитанника. Основополагающим для меня в педагогической деятельности работы в детском саду является развитие речевого общения, а именно монологической речи дошкольников. В психологическом плане она более сложна, чем диалогическая, так как отличается большей развернутостью, в ней наиболее точный словарь, используются полные распространенные предложения, что имеет большое значение при подготовке дошколят к школе.

Мой педагогический опыт указывает на проблемы формирования монологической речи дошкольников: они не имеют достаточных навыков рассказывания текстов; малыши не могут составить связный рассказ; общение носит официальный характер, лишенный личностного смысла, большинство высказываний взрослого не вызывают ответной реакции, что тормозит успешное развитие у малышей диалогической речи. В связи с этим, для развития монологической речи дошкольников я решила задействовать в образовательном процессе приёмы ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских Задач) (Г.С.Альтшуллер). Адаптированная для развития речи дошкольников ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать творческого и творящего гражданина, владеющего мощным запасом методов решения изобретательских задач и интеллектуальным изложением, что в обществе очень востребовано.

Теоретическая база опыта: Дошкольная пора - уникальна, в этом возрасте ум малышей еще не ограничен “глубоким жизненным опытом” и традиционными представлениями о том, как все должно происходить, что придает дошколятам непредсказуемость, непосредственность, они склонны замечать то, на что мы взрослые уже не обращаем внимания. В силу возрастной специфики дошкольник всегда искатель. Он всегда замечает только то, что ему интересно, что его увлекает. Поэтому регулярное решение творческих и исследовательских задач, в том числе таких, ответа на которые не знает никто, необходимо для него точно также, как для растущего организма нужны витаминки.

Вопросы развития речи и речевого общения детально освещаются в работах А.Арушановой, Л.С.Выготским, М.И.Лисиной и других, в которых обозначено, что именно формирование функций монологической речи дошкольника побуждает его к овладению русским языком, его лексикой, фонетикой и грамматическим строем. Комплекс развитых речевых умений и знаний у малыша составляют языковую способность, позволяющую ему строить свои высказывания и понимать их исходя из ситуации и в рамках системы правил, установленных в данном языке для выражения мыслей. И.Е.Исенина отмечает, что диалогическая и монологическая речь дошкольников выступает в роли основной формы речевого общения, ведь именно с постижения ее начинает формироваться речь связная. Этот подход достаточно новый, современный, так как упор сделан не на формирование языка, а на развитие связной монологической речи дошкольника в непринужденном общении с другими ребятами и взрослыми.  Именно в этом возрасте малышам нужно помочь в освоении монологического общения. На наш взгляд, использование технологии ТРИЗ для детей в развитии речи дошкольников позволяет решать задачи через комплекс творческих заданий. Их суть в том, что воспитанник не получает готовых заданий, а вовлечен в процесс энергичного поиска нестандартного «открытия» новых для него закономерностей и явлений.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автором теории выступил изобретатель родом из Узбекистана, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его авторской методики состоит в том, что технические системы появляются и развиваются отнюдь не хаотично, а по установленным законам: законы эти можно познать и использовать для осмысленного решения изобретательских задач (без обилия пустых проб). Миссия ТРИЗ - превращение производства новоявленных технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач построено на комплексе логических операций.

Первоначальным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая воспитанника, педагог должен действовать от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников преследует несколько целей: развитие у малышей гибкости мышления, системности, подвижности, диалектичности мышления, и в тоже время поисковой активности, влечения к новизне, развитие креативного воображения.   Благодаря технологиям ТРИЗ воспитанники в большей мере проявляют свою яркость, неповторимость, учатся мыслить не по шаблону, все чаще проявляют такие добродетельные качества, как желание помочь, умение радоваться чужим успехам, стремление найти выход из непростого положения. Педагогический поиск является основным средством взаимодействия с воспитанниками. Педагог не дает малышам готовые знания как на ладони, а учит их находить самим. ТРИЗ позволяет получать нужные знания без знакомой всем зубрежки и без перегрузок. Именно поэтому я выбрала ТРИЗ – технологии в развитии монологической речи дошкольников.

Методы ТРИЗ-технологии

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала из них именно те, которые решают задачи развития монологической речи и начала создавать условия для работы.

В начале и конце учебного года провожу мониторинг сформированности монологической речи дошкольников и навыков речевого общения посредством комплексного тестового метода диагностики речевого развития, разработанного Ф.Г.Даскаловой (приложение 1). Анализ результатов диагностики позволяет мне определить эффективность проведенной работы, и при выявлении дефицита в деятельности внести соответствующие коррективы.

На специально организованных занятиях по развитию речи и речевого общения в рамках программы «Истоки» у воспитанников закладываются основные навыки составления рассказа. Во время дополнительных занятий «Маленькие фантазеры» (1 раз в неделю) я применяю приемы технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников поэтапно. Предлагая малышам творческие задания, я учитываю следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю воспитаннику право выбора.
  • Принцип открытости. Предоставляю крохе возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания закладываю разнообразные варианты решения.
  • Принцип деятельности. В каждое творческое задание на развитие монологической речи дошкольников включаю практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи. Постоянно контролирую ход освоения воспитанниками мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности. Творческие задания могут быть частью любого другого задания, так как не требуют специализированного оборудования, поэтому я стараюсь по максимуму использовать возможности, интересы и знания ребят.

На каждый возрастной этап разработан проект и реализуется перспективное планирование.1 этап: проект "Сочинялочка" (II младшая и средняя группы). Знакомлю воспитанников со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы. Метод ТРИЗ-технологии проб и ошибок - поиск нового ("А что делать, если делать так?", "А, может быть, так?"). Они используются для решения несложных задач, например: "Дети играли в мяч. Мяч залетел на крышу веранды..." Положительный результат каждый раз открытие для малышей. Метод проб и ошибок на развитие монологической речи дошкольников стимулирует когнитивную активность и является первым погружением воспитанника в самостоятельную мыслительную деятельность, первой ступенькой в творчество.

Также организую разнообразные игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят слова-родственники, сложные для воспитанников слова, уменьшительно–ласкательные формы существительных, метафоры, обобщающие слова, фразеологические обороты: "На что это похоже?", "Хорошо-плохо", "Волшебные слова" и т. .д.2 этап: проект "А если бы…" (старшая группа). Я использую стандартные приемы фантазирования, в основе которых лежит активизация умственной деятельности людей, занимающихся изобретательством: «Деление-объединение», "Уменьшение - увеличение", "Наоборот". Успешно применяю эмпатию, метод ТРИЗ-технологии, разработанный У.Гордоном, в основе которого лежит распознавание самого себя с кем-либо или чем-либо, и, как результат  - умение сопереживать этому объекту. Обучение провожу в несколько этапов:

  1. Знакомство со сказкой.
  2. Воспитатель отождествляет себя с с персонажем произведения и рассказывает о себе.
  3. Каждый воспитанник отождествляет себя с каким-либо объектом или персонажем произведения и рассказывает о себе. Рассказ дополняется воспитателем.
  4. Самостоятельный рассказ детей

На данном этапе также использую метод ТРИЗ-технологии развития воображения "Круги Луллия", при помощи которого воспитанник учится задавать вопросы и с помощью полученной комбинации получать ответы, которые нужно расшифровать, задействовав фантазию. Основатель данного метода Р.Луллий создал некое приспособление, которое представляет из себя несколько кругов разных по диаметру, нанизанных на общий стержень. Вверху стержня устанавливается стрелка. Круги имеют подвижность. Все они разделены на сектора одинакового количества. Когда круги свободно вращаются, под стрелкой образуется конкретный сектор.  На секторах располагаются рисунки и слова. Воспитанник может задать свой вопрос и с помощью комбинации, обретенной в итоге получить ответ, который нужно расшифровать, задействовав фантазию (с дошкольниками в методе используется не более 4-х кругов; сектора разбиты от 4 до 8). Задание должно состоять из 2-х частей: 1) уточнение знаний уже имеющихся в конкретных областях (реальные задания – РЗ), 2) упражнение на развитие воображения (фантастическое задание – ФЗ).

Технологическая цепочка проведения задания по методу ТРИЗ-технологии: Например: на секторе первого, самого большого круга - сосна, яблоня, и др.; второго - место их произрастания (сад, лес и др.). Ставится РЗ найти соответствия на кругах (например: яблоня ═› сад ═› яблоко). ФЗ круги раскручиваются и под стрелкой = берёза, болото, апельсин. Задача объяснить воспитаннику как объект может расти в таком месте и приносить такие плоды. Достоверно объяснить правильность данного невероятного преображения. Например: «Хорошо ли иметь такую чудесную берёзу в унылой, болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравиться что на ней растут апельсин?». На основе фантастического преобразования составляется рассказ, лепка, рисование.

Младший возраст, задание по методу ТРИЗ-технологии: РЗ - найти маме детёныша. ФЗ - как мама собачка будет ухаживать за цыпленком. Средний возраст: На стержне три круга. На маленьком - вишня, портфель, автомобиль на среднем геометрическая фигура – круг, треугольник и овал на большом - цифры. Задание: Выбрать объект подобрать к нему соответствующую геометрическую фигуру и количество. РЗ - выбрать объект «вишня», подобрать соответствующею ему геометрическую фигуру - О и количество = цифра 2. ФЗ - раскрутить круги = под стрелкой оказались вишня, ▲, цифра 8 (8 вишен треугольной формы). Какую пользу из этого можно извлечь? (такие плоды удобно укладывать в ящик -▲▼- треугольник к треугольнику).

Старший возраст, задание по методу ТРИЗ-технологии: Верхний круг (металл, ткань, стекло и др.) второй круг (стул, телефон, пылесос). Третий круг (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг (образцы цветов - малиновый, голубой, и т.д.). РЗ - выбрать объект и подобрать материал из которого он изготовлен, его цвет, определить место его нахождения (телефон-, пластмасса-, фиолетовый-, квартира). ФЗ - раскрутить круги. Под стрелкой оказались : стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет. Объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул, малинового цвета, потому что …… (ответ детей). Для формирования монологической речи дошкольников использую разнообразные таблицы, схемы, пиктограммы. Универсальную опорную таблицу (ребята, вглядываясь в символы и зная, что они обозначают, достаточно непринужденно составляют свой рассказ о каком-либо объекте, предмете и как итог у дошколят развивается образное и творческое мышление).

3 этап: проект "Маленькие фантазеры" (подготовительная группа). Для развития монологической речи дошкольников на данном этапе я применяю метод решения сказочных задач посредством мозгового штурма (А.Осберн). Данный метод ТРИЗ-технологий для детей является абсолютно неожиданным, стимулирует еще больший интерес к решению сказочных задач, расширяет лексический запас, тренирует малышей в подборе имен прилагательных к именам существительным.

Правила проведения мозгового штурма:

  • рабочие группы детей должны быть небольшими - от 2 до 7 человек;
  • во время обсуждения дети высказывают любые мысли вне критики;
  • каждый участник должен высказывать свое мнение, предлагать свои варианты;
  • результат обязательно рефлексируется в полезной деятельности (сочинение, рисование).

Особое внимание в подготовительной группе уделяю составлению детьми загадок посредством сравнений, так как данный метод ТРИЗ-технологий способствует расширению лексического запаса. Пример: выпавший снег такой же мягкий как (подушка). При составлении загадок использую следующие модели.Модель 1

Какой? Что такое же? Колючий Еж, кактус, елка "Как" "Но не" Модель 2 Что делает? Кто делает так же? Прыгает Заяц, мяч "Как" "Но не" Модель 3 Воспитанник сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное) На что похож? Чем отличается? На дом Без окон "Как" "Но не"

По методу каталога, я занимаю детей творческим сочинительством. Его суть заключается в построении логичного текста-сказки с помощью носителей, выбранный наугад. Данный метод ТРИЗ-технологий учит детей составлять связные предложения текста по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло.

  1. Алгоритм составления сказки:
  2. Воспитатель выбирает книжку, с помощью которой будет складываться сказка.
  3. Задает детям вопросы (Примерная цепочка вопросов) задав первый вопрос: "Жил-был (кто?)", педагог открывает книгу на любой странице и предлагает указать пальчиком на любое слово. Например, "пенек". Воспитатель говорит "Жил-был пенек!". Значит, история будет про пенек, который попал в беду. Ответ на следующий вопрос совместно ищется на абсолютно любой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его стоит переделать или попросить воспитанника показать на другое на этой же строчке. 3. Дети "собирают" ответы в единой целое.
  4. Придумываем название сказки, получившейся в итоге.
  5. Один малыш или группа детей восстанавливают текст.
  6. Организуется продуктивная деятельность.

На последнем этапе метода ТРИЗ-технологий, опираясь на интуицию, знания, полученные в процессе, применяя нетрадиционные решения проблем, малыш учится находить выход из любой непростой ситуации. Здесь я являюсь лишь наблюдателем, и потому воспитанник рассчитывает лишь на свои силы, свой потенциал, творческий и умственный. Ситуации могут быть самыми разными. Дети оказываются в ситуации эксперимента, где принимать решения необходимо максимально быстро. 

Результативность технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Применение приемов и методов ТРИЗ-технологии для развития монологической речи дошкольников позволяет мне достигать положительных результатов.

Так, на конец реализации проектов у воспитанников подготовительной группы согласно проведенного мной диагностического исследования на начало учебного года умеют непринужденно вести диалог 68%, а к концу - 82%, умеют организовать речевую деятельность творческого характера на начало уч. года 52%, к концу - 78%, умеют последовательно и грамматически правильно связно высказаться на начало уч. года 66%, к концу - 78%. В процессе наблюдения я отметила, что дети стали сами проявлять инициативу к речевому высказыванию, структура предложений дошкольников постарше стала более сложней, распространеннее за счет описательных прилагательных, наречий, синонимов. Следует отметить, что сюжеты дошколят стали более многообразными за счет составления ими творческих рассказов. На специально организованных занятиях ТРИЗ по развитию речи дошкольников и речевого общения воспитанники стали более подробно в словесной форме описывать картины предметы и явления.  В процессе решения непростых, проблематичных ситуаций дети стали рассуждать вслух, применяя общеизвестные предложения, используя аргументы. Особенным достижением считаю пересказы сказок, текстов, этюдов воспитанниками, устные рассказы, которые помимо перечисления событий отличаются исчерпывающим описанием внешнего вида, чувств, характера действующих лиц.

Сравнительная характеристика диалогической речи детей в динамике   №   Параметры Количество детей, владеющих навыками речевого общения (%) средняя группа старшая группа подготов. группа 1 Свободно общаются со взрослыми и детьми 61 78 96 2 Инициативно высказываются в диалоге 48 56 89 3 Умеют привлекать внимание партнера в диалоге 39 47 96 4 Умеют слушать партнера в диалоге 65 69 82 5 Аргументировано излагают свою точку зрения 32 43 78 6 Принимают точку зрения партнера по диалогу 22 32 82 7 Умеют найти конструктивный выход из конфликтной ситуации 52 61 78 8 Понимают эмоциональный настрой собеседника и могут выразить свое отношение к происходящему 52 69 96   

Таким образом, использование приёмов ТРИЗ – технологии для развития монологической речи дошкольников позволило не только успешно развивать эти навыки, но и способствовать творческому воображению и развитию, что в целом положительным образом влияет на подготовку старших дошколят к обучению в школе.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль