Правила создания предметно-развивающей среды в ДОУ

71

Условия развития инициативы дошкольников

Условия для развития инициативы дошкольников, их самостоятельности и творчества, предоставляющие любому ребенку возможность заниматься любимым занятием должны являться основным принципом для воспитателей при оформлении развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ.

Современный детский сад - это пространство, где ребенок приобретает большой опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее существенных для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует формированию у дошкольника ощущения уверенности в себе, дает ему возможность проверять и применять свои способности, мотивирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Определяющим моментом в создании предметно-развивающей среды в ДОУ является педагогическая идея - цель, которой следует весь коллектив педагогов детского сада. Совместно с тем чрезвычайно важно учесть индивидуальности каждой группы: возраст, степень развития, интересы, склонности, возможности, половой состав, личностные свойства детей.

Постановка задач при создании предметно-развивающей среды в ДОУ

Для развития инициативы дошкольников старшей группы, при создании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ необходимо решить следующие задачи:

  • создать нужные предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
  • дать каждому ребенку возможность самоутвердиться в значимых для него сферах жизнедеятельности, в большей степени  раскрывающих его личные свойства и возможности;
  • создать стиль взаимоотношений, подчеркивающий уважение к личности каждого дошкольника;
  • активно находить пути, методы и средства, способствующие раскрытию личности каждого ребенка, проявлению и развитию его особенностей.

В дошкольной педагогике под термином “развивающая среда” понимается “комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических мер, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых”. Цель создания предметно-развивающей среды в ДОУ - обеспечить жизненно важные  потребности формирующейся личности.

Принципы создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», при создании предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать следующие принципы:

  1. принцип дистанции при содействии;
  2. принцип энергичности, самостоятельности, творчества;
  3. принцип стабильности-динамичности;
  4. принцип учета половых и возрастных различий дошкольников;
  5. принцип эмоциогенности среды, персональной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  6. принцип сочетания обычных и нестандартных элементов в эстетической организации среды;
  7. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  8. принцип открытости-закрытости;

Организация пространства для развития инициативы дошкольников

Место дислокации, созданное для детей в старшей группе, является мощным стимулом их обучения. Работа над дизайном этого помещения должна основываться на главных положениях психологической экологии и эргономики. Огромное внимание при создании предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо уделять не только созданию жизненного и образовательного пространства, но и удобствам с биологической точки зрения.

Беря во внимание воздействие пространственного окружения на организм ребенка, который более чувствителен и менее защищен, чем взрослый, организация внутреннего пространства должна предусматривать:

  • единство стиля интерьера всех помещений группы;
  • создание цветового комфорта: внедрение “пассивной” пастельной палитры тонов, “охлаждение” солнечных, жарких помещений цветами прохладных оттенков;
  • создание зрительного комфорта: функциональное применение в оформлении интерьера естественного компонента, обуславливающего взаимозависимость с находящимся вокруг миром (составляющие растительного декора, фауны, декорирование цветами и так далее);
  • включение в интерьер элементов дизайна, формирующих милые и положительные ассоциации;
  • соотношение цветовой гаммы в оформлении штор и ковров;
  • светлая мебель необычного дизайна (в облике стеллажей и полочек);
  • эстетично оформленные (в единой манере) информационные уголки и  стенды;
  • выставки детского творчества (в том числе и домашнего);
  • фотографии детей и так далее.

Таковым образом, создание предметно-развивающей среды в ДОУ обязано основываться на научных принципах – специфичной “эргономики детства”. Высокие требования к интерьерному оформлению относительно места пребывания дошкольников в детском учреждении – не роскошь, а условия надлежащего развития каждого ребенка. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль