Правила создания предметно-развивающей среды в ДОУ

54

Условия развития инициативы дошкольников

Условия для развития инициативы дошкольников, их самостоятельности и творчества, предоставляющие любому ребенку возможность заниматься любимым занятием должны являться основным принципом для воспитателей при оформлении развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ.

Современный детский сад - это пространство, где ребенок приобретает большой опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее существенных для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует формированию у дошкольника ощущения уверенности в себе, дает ему возможность проверять и применять свои способности, мотивирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Определяющим моментом в создании предметно-развивающей среды в ДОУ является педагогическая идея - цель, которой следует весь коллектив педагогов детского сада. Совместно с тем чрезвычайно важно учесть индивидуальности каждой группы: возраст, степень развития, интересы, склонности, возможности, половой состав, личностные свойства детей.

Постановка задач при создании предметно-развивающей среды в ДОУ

Для развития инициативы дошкольников старшей группы, при создании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ необходимо решить следующие задачи:

  • создать нужные предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
  • дать каждому ребенку возможность самоутвердиться в значимых для него сферах жизнедеятельности, в большей степени  раскрывающих его личные свойства и возможности;
  • создать стиль взаимоотношений, подчеркивающий уважение к личности каждого дошкольника;
  • активно находить пути, методы и средства, способствующие раскрытию личности каждого ребенка, проявлению и развитию его особенностей.

В дошкольной педагогике под термином “развивающая среда” понимается “комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических мер, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых”. Цель создания предметно-развивающей среды в ДОУ - обеспечить жизненно важные  потребности формирующейся личности.

Принципы создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», при создании предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать следующие принципы:

  1. принцип дистанции при содействии;
  2. принцип энергичности, самостоятельности, творчества;
  3. принцип стабильности-динамичности;
  4. принцип учета половых и возрастных различий дошкольников;
  5. принцип эмоциогенности среды, персональной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  6. принцип сочетания обычных и нестандартных элементов в эстетической организации среды;
  7. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  8. принцип открытости-закрытости;

Организация пространства для развития инициативы дошкольников

Место дислокации, созданное для детей в старшей группе, является мощным стимулом их обучения. Работа над дизайном этого помещения должна основываться на главных положениях психологической экологии и эргономики. Огромное внимание при создании предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо уделять не только созданию жизненного и образовательного пространства, но и удобствам с биологической точки зрения.

Беря во внимание воздействие пространственного окружения на организм ребенка, который более чувствителен и менее защищен, чем взрослый, организация внутреннего пространства должна предусматривать:

  • единство стиля интерьера всех помещений группы;
  • создание цветового комфорта: внедрение “пассивной” пастельной палитры тонов, “охлаждение” солнечных, жарких помещений цветами прохладных оттенков;
  • создание зрительного комфорта: функциональное применение в оформлении интерьера естественного компонента, обуславливающего взаимозависимость с находящимся вокруг миром (составляющие растительного декора, фауны, декорирование цветами и так далее);
  • включение в интерьер элементов дизайна, формирующих милые и положительные ассоциации;
  • соотношение цветовой гаммы в оформлении штор и ковров;
  • светлая мебель необычного дизайна (в облике стеллажей и полочек);
  • эстетично оформленные (в единой манере) информационные уголки и  стенды;
  • выставки детского творчества (в том числе и домашнего);
  • фотографии детей и так далее.

Таковым образом, создание предметно-развивающей среды в ДОУ обязано основываться на научных принципах – специфичной “эргономики детства”. Высокие требования к интерьерному оформлению относительно места пребывания дошкольников в детском учреждении – не роскошь, а условия надлежащего развития каждого ребенка. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль