Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду

51

Если ребенок непоседа, очень подвижный и живой - это не всегда говорит о его гиперактивности. Особого беспокойства у родителей не должны вызывать ситуации, в которых малыш, например, никак не может угомониться перед сном, не может усидеть долго за письменным столом, непослушен в магазине игрушек или долго бегает и никак не может остановиться после долгой дороги. Это в пределах нормы. Дошкольник с гиперактивностью в отличие от активного ребенка будет бесцельно бегать и никакой предмет, пусть даже очень интересный, не заставит его надолго задержать свое внимание, будь то дома, в гостях или на приеме у доктора. На него не действуют длительные уговоры, бесконечные просьбы о прекращении такого поведения. У него в отличие от сверстников, пусть даже самых избалованных, не работает механизм самоконтроля. Гиперактивность дошкольников - это болезнь, которую необходимо лечить. 

Критерии синдрома дефицита внимания и гиперактивности дошкольников

Специалисты все чаще говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью дошкольников, его определяют тремя основными критериями (симптомокомплексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Понятие "невнимательность" складывается из нескольких признаков. Одним из них, и очень важным является неспособность ребенка удерживать внимание на деталях, вследствии чего при выполнении заданий он допускает много ошибок. Дошкольник с гиперактивностью не может вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за этого складывается впечатление, что он игнорирует слова и замечания взрослых людей. Из-за своей невнимательности ребенок не умеет доводить порученную ему работу до конца, что часто выглядит как протест. Он просто не в состоянии придерживаться правил, указанных в инструкции. Невнимательным детям достаточно нелегко организовать собственную деятельность. По-возможности, дошкольники с гиперактивностью избегают заданий, связанных с длительным умственным напряжением, часто отвлекаются, очень забывчивы.

Для постановки ребенку диагноза "невнимательность", ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных выше признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены непрерывно, что мешает малышу адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие "гиперактивность" характеризуется следующими признаками. Дошкольники с гиперактивностью никогда не сидят на одном месте, достаточно суетливо себя ведут, часто бывают болтливыми. Они елозят на стуле, оборачиваются, вскакивают без разрешения воспитателя, бесцельно ходят по группе и т.п. Гиперактивные дети бегают, крутятся, карабкаются, пытаются куда-то залезть, причем порой это бывает далеко не безопасно. Дошкольники с гиперактивностью не могут играть в тихие, спокойные игры, заниматься чем-то конкретным (лепить, рисовать). Они всегда нацелены на движение.

Импульсивный ребенок часто выкрикивает ответы на вопросы, не дослушав их до конца. Такой малыш с трудом дожидается своей очереди, в независимости от ситуации вклинивается в чужие разговоры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности у дошкольников и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду

С появлением в детском саду дошкольника с гиперактивностью у педагогов возникает масса проблем. Воспитатели жалуются на непрерывное беспокойство ребенка, замечают, что он вмешивается во все дела, обижает других воспитанников, без умолку болтает. При этом в работе с гиперактивными детьми в детском саду следует помнить, что многое зависит от стратегии и тактики общения с таким ребенком. Так, запреты должны сопровождаться альтернативными вариантами. К примеру, если ребенок начинает рвать обои - можно дать ему кусок ненужной бумаги и предложить порвать его на мелкие бумажки, собрав затем все клочки в отдельный пакетик.

Занятия при работе с гиперактивными детьми в детском саду должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивного настроя, развитию концентрации внимания.

Для многих дошкольников с гиперактивностью тихий час в детском саду это настоящая мука. Воспитателю в таком случае рекомендуется не отходить от ребенка, сесть рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые слова. Благодаря таким действиям эмоциональная напряженность и беспокойство малыша постепенно будет сходить на нет. Ребенок потихоньку начнет привыкать к дневному сну, станет просыпаться отдохнувшим, менее импульсивным и полным энергии. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен в работе с гиперактивными детьми в детском саду.     

Дошкольник с гиперактивностью - правила поведения для педагога

  • "не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий; давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что­-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое­-то дело до конца.

Все это даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику с гиперактивностью выберут и его родители.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль