text

Скидки до 65% на комплекты журналов >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду

  • 14 августа 2016
  • 155

Если ребенок непоседа, очень подвижный и живой - это не всегда говорит о его гиперактивности. Особого беспокойства у родителей не должны вызывать ситуации, в которых малыш, например, никак не может угомониться перед сном, не может усидеть долго за письменным столом, непослушен в магазине игрушек или долго бегает и никак не может остановиться после долгой дороги. Это в пределах нормы. Дошкольник с гиперактивностью в отличие от активного ребенка будет бесцельно бегать и никакой предмет, пусть даже очень интересный, не заставит его надолго задержать свое внимание, будь то дома, в гостях или на приеме у доктора. На него не действуют длительные уговоры, бесконечные просьбы о прекращении такого поведения. У него в отличие от сверстников, пусть даже самых избалованных, не работает механизм самоконтроля. Гиперактивность дошкольников - это болезнь, которую необходимо лечить. 

Критерии синдрома дефицита внимания и гиперактивности дошкольников

Специалисты все чаще говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью дошкольников, его определяют тремя основными критериями (симптомокомплексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Понятие "невнимательность" складывается из нескольких признаков. Одним из них, и очень важным является неспособность ребенка удерживать внимание на деталях, вследствии чего при выполнении заданий он допускает много ошибок. Дошкольник с гиперактивностью не может вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за этого складывается впечатление, что он игнорирует слова и замечания взрослых людей. Из-за своей невнимательности ребенок не умеет доводить порученную ему работу до конца, что часто выглядит как протест. Он просто не в состоянии придерживаться правил, указанных в инструкции. Невнимательным детям достаточно нелегко организовать собственную деятельность. По-возможности, дошкольники с гиперактивностью избегают заданий, связанных с длительным умственным напряжением, часто отвлекаются, очень забывчивы.

Для постановки ребенку диагноза "невнимательность", ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных выше признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены непрерывно, что мешает малышу адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие "гиперактивность" характеризуется следующими признаками. Дошкольники с гиперактивностью никогда не сидят на одном месте, достаточно суетливо себя ведут, часто бывают болтливыми. Они елозят на стуле, оборачиваются, вскакивают без разрешения воспитателя, бесцельно ходят по группе и т.п. Гиперактивные дети бегают, крутятся, карабкаются, пытаются куда-то залезть, причем порой это бывает далеко не безопасно. Дошкольники с гиперактивностью не могут играть в тихие, спокойные игры, заниматься чем-то конкретным (лепить, рисовать). Они всегда нацелены на движение.

Импульсивный ребенок часто выкрикивает ответы на вопросы, не дослушав их до конца. Такой малыш с трудом дожидается своей очереди, в независимости от ситуации вклинивается в чужие разговоры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности у дошкольников и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду

С появлением в детском саду дошкольника с гиперактивностью у педагогов возникает масса проблем. Воспитатели жалуются на непрерывное беспокойство ребенка, замечают, что он вмешивается во все дела, обижает других воспитанников, без умолку болтает. При этом в работе с гиперактивными детьми в детском саду следует помнить, что многое зависит от стратегии и тактики общения с таким ребенком. Так, запреты должны сопровождаться альтернативными вариантами. К примеру, если ребенок начинает рвать обои - можно дать ему кусок ненужной бумаги и предложить порвать его на мелкие бумажки, собрав затем все клочки в отдельный пакетик.

Занятия при работе с гиперактивными детьми в детском саду должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивного настроя, развитию концентрации внимания.

Для многих дошкольников с гиперактивностью тихий час в детском саду это настоящая мука. Воспитателю в таком случае рекомендуется не отходить от ребенка, сесть рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые слова. Благодаря таким действиям эмоциональная напряженность и беспокойство малыша постепенно будет сходить на нет. Ребенок потихоньку начнет привыкать к дневному сну, станет просыпаться отдохнувшим, менее импульсивным и полным энергии. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен в работе с гиперактивными детьми в детском саду.     

Дошкольник с гиперактивностью - правила поведения для педагога

  • "не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий; давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что­-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое­-то дело до конца.

Все это даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику с гиперактивностью выберут и его родители.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.