Нормирование в сфере закупок детского сада

530

Правовой механизм нормирования закреплен в ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) с 1 января 2016 года. Он вводит два вида нормирования: «требования» и «нормативные затраты». В первом случае детскому саду дается ориентир в том, какую именно продукцию они должны закупать: их количество, потребительские характеристики или свойства, а также иные свойства товара, услуги или работы. Во втором случае подразумеваются расходы по каждому виду затрат.

В целом этот механизм направлен на оптимизацию закупок детского сада, в том числе предотвращения закупок дорогих и ненужных товаров.

Установления правил нормирования закупок детского сада

Закон № 44-ФЗ предусматривает трехуровневое установление правил нормирования в сфере закупок. На первом уровне Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования, в том числе: общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих документов и обеспечению их исполнения (Постановление № 476). Постановления № 926 и 1047 регулируют общие правила определения требований к закупаемым видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения. 

Далее на втором уровне, опираясь на нормативные акты федерального уровня, разрабатываются нормативные акты для муниципальных органов и подведомственных им учреждений, для государственных внебюджетных фондов.

На последнем этапе закупок детского сада, руководствуясь принятыми на два уровня выше правилами, муниципальные органы разрабатывают требования и устанавливают размер для нормативных затрат сами для себя и подведомственным им учреждениям.

Анализ уже принятых правовых нормативных актов показывает, что на данный момент только федеральный уровень максимально готов к внедрению закупочных нормативов.

Создание механизма нормирования закупок детского сада

Чтобы механизм нормирования функционировал эффективно, на региональном уровне, в частности на уровне отдельного детского сада, нужно выработать соответствующие акты, а также провести с такими организациями методическую и разъяснительную работу по использованию требований и нормативов. Этот процесс проходит в несколько этапов:

  • На первом этапе проводится мониторинг законодательной базы, регулирующей сферу нормирования. Также на этом этапе детскому саду нужно собрать информацию о составе и структуре затрат на закупку товаров, работ, услуг и о численности персонала, ее составе, кадровом и должностном составе.
  • Далее готовится перечень нормативных актов, необходимых для регулирования нормирования: правила определения требования к закупаемым товарам, услугам и работам, правила определения нормативных затрат и собственно нормативные затраты.
  • После составления перечня этих документов назначается орган, ответственный за разработку этих актов. Устанавливаются правила разработки и принятия актов о нормировании. В этом случае необходимо руководствоваться общими правилами и требованиями, принятыми Правительством РФ. Региональные (муниципальные) правила разработки и принятия актов о нормировании в сфере закупок разрабатываются с учетом положений Постановления № 476. В Постановлении указано, что правила определения нормативных затрат должны содержать классификацию затрат, связанных с закупками детского сада; условия определения порядка расчета затрат на обеспечение функций дошкольного учреждения и порядок определения показателя численности основных работников, применяемого для расчета нормативных затрат.
  • Устанавливаются правила нормирования и конкретные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и их предельным ценам. В этом случае муниципальные органы руководствуются Постановлением № 926. Требования субъектов РФ и муниципалитетов должны включать обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и иные характеристики, а также значения таких свойств и характеристик (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов устанавливать значения указанных свойств и характеристик. Также эти органы должны установить примерную форму, порядок формирования и ведения ведомственного перечня.

Федеральные ведомства для своих подведомственных учреждений устанавливают конкретные требования к определенным товарам, услугам и работам, закупаемым для федеральных нужд. Конкретные требования предъявляются к определенному перечню товаров, установленному в Постановлении № 927. Этим Постановлением уже воспользовались многие регионы, разработавшие и утвердившие свои обязательные перечни по аналогии с федеральным.

Требования к отдельным видам товаров устанавливаются с учетом категорий или групп должностей работников. Также при разработке ведомственных норм необходимо учитывать качественные и (или) количественные показатели характеристик отдельных товаров, работ, услуг. Они могут быть выражены в виде конкретного значения, диапазона или запрета на применение каких-то характеристик. В таких ведомственных перечнях отражаются специфические товары, которые конкретное ведомство хочет “занормировать”. Критериями формирования ведомственного перечня являются доля расходов на закупку отдельных видов товаров в общем объеме расходов на приобретение товаров и доля контрактов на закупку отдельных видов товаров в общем количестве контрактов.

На региональном и муниципальном уровне размер и порядок определения такой доли еще только стоит установить.

На федеральном уровне, согласно Постановлению №927, товары, услуги или работы включаются в ведомственный перечень, если соответствуют критерию «средней арифметической суммы значений “доля расходов” и “доля контрактов”, превышающей 20 процентов». Иными словами, соответствуют критерию «средней доли», который введен для того, чтобы соблюдалась планка «разумности» нормирования. Например, нецелесообразно при закупках детского сада нормировать товар, если его закупка в общей совокупности составляет не более 5%.

Помимо этого критерия товары, работы и услуги отбираются в перечень и по двум другим дополнительным критериям: «частоте закупки» и «доле обновления». Например, не все товары необходимо закупать каждый год, также ряд товаров обновляется только по мере их физического износа.

  • Далее идет разработка нормативных актов, их общественное обсуждение и принятие.
    Акты о нормировании разрабатываются согласно правилам и срокам, утвержденным на региональном/муниципальном уровне. После разработки они проходят предварительное обсуждение на заседаниях общественных советов при государственных органах, органах управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органах. На федеральном и региональном уровне этот процесс идентичен.

Проекты правовых актов размещаются в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС), после чего срок их обсуждения не может быть менее семи календарных дней с даты размещения на информационном ресурсе. Общественные объединения, физические и юридические лица высылают свои замечания по проектам актов. Федеральные и региональные органы, государственные внебюджетные фонды рассматривают эти предложения и не позднее трех рабочих дней размещают в ЕИС сами предложения и ответы на них. Таким образом, по результатам общественного обсуждения принимается решение о внесении изменений в проекты правовых актов.
Также предложения по изменению правовых актов собираются от общественных советов. На федеральном уровне его состав определяется Постановлением № 479. Процедура обсуждения в общественных советах также идентична на федеральном и региональном уровне. По результатам обсуждения общественный совет принимает одно из двух решений: или внести изменения в проект правового акта, либо принять его. О своем решении он также сообщает не позднее трех рабочих дней в ЕИС.

  • Принятые акты по нормированию размещаются в ЕИС.

На федеральном уровне устанавливаются два срока для подготовки нормативных актов в зависимости от вида нормирования (требования или нормативные акты) согласно Постановлению № 479.  Правовые акты в части установления нормативных затрат на обеспечение функций принимаются до 1 июня текущего финансового года. Для разработки требований рекомендуется срок до 1 января 2016 г. Для муниципальных и региональных органов такие сроки еще не установлены, однако в качестве рекомендации они могут воспользоваться датой 1 января 2016 года.

С 1 января 2016 года финансирование детского сада и процесс закупок проходит на основании механизма нормирования. Главная цель введения механизма — избежать закупок товаров, которые имеют избыточную потребительскую стоимость. Процедура разработки механизма нормирования — многоступенчатая и имеет как сходства, так и различия на федеральном и муниципальном уровне. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль