Учимся решать конфликты в ДОУ

178

Причины возникновения конфликтов в ДОУ между учащимися

Неважно, какая деятельность объединяет детей – это является испытанием их возможности координировать свои интересы, входить в сферу взаимопонимания и конструктивного диалога, подчинять свой интерес коллективным запросам. Однако данная способность у детей чаще всего еще не сформирована.

В работе воспитателей с дошкольниками фактически отсутствуют особые приемы, содействующие разрешению ребенком конфликтных обстановок. Устранение агрессивных проявлений, выведение конфликтующих сторон, исключение конфликтогенных причин — все эти методы понижают социальную компетенцию дошкольников, приводят к ситуациям детской беспомощности.

Положительное значение конфликта в ДОУ состоит в раскрытии для ребенка его личных способностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления конфликта.

Предпосылки происхождения конфликтов между старшими дошкольниками:

  • эгоцентризм, неумение стать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • несформированность навыков саморегуляции;
  • неумение находить компромиссы;
  • нарушения межличностного общения (злость, горячность, нарочитость).

Неумение учеников выстраивать конструктивное взаимодействие в дошкольном возрасте влечет трудности в социализации дальше. В связи с данной проблемой для старших дошкольников было создано занятие-тренинг «Обучаемся управлять своими чувствами в конфликтной ситуации», цель которого — создание навыков конструктивного поведения в конфликтных обстановках.

Работа воспитателя с дошкольниками старшего возраста по преодолению конфликтов

Задачи:

  • побудить детей к осознанию отрицательных последствий неконструктивного разрешения конфликтов в ДОУ;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • сформировать умение приходить к соглашению в ситуации конфликта.

Программа занятия-тренинга по преодолению конфликтов в ДОУ

  1. Упражнение «Солнышко»

Цель: создание мотивации детей к занятию.

Ход выполнения. Считалкой среди всех участников выбирается «солнышко». Дети встают в круг и закрывают глаза. «Солнышко» идет к любому из них, кладет ладошку на спину. Когда ребенок ощутит тепло «солнечного лучика», он открывает глаза.

  1. В качестве второго задания для работы  воспитателя с дошкольниками предлагается чтение и дискуссия на тему рассказа «Отомстила» (В. Осеева)

Цель: формирование умения определять эмоциональный настрой человека в конфликтной ситуации; формирование осмысленного понимания высоконравственного значения художественного опуса.

Материал: иллюстрации, карточки со схематичным изображением чувств (наброски).

  1. Поведенческий тренинг

Цель: обучение конструктивным методикам разрешения конфликтов в ДОУ; знакомство с правилами доброжелательного поведения.

Ход выполнения. Детям предлагается разбиться по парам, придумать и продемонстрировать метод выхода из конфликтной ситуации, представленной в рассказе В. Осеевой.

Педагог-психолог приводит детей к осознанию нравственной сущности поступков: маленькие дети ещё многого не знают, поэтому им необходима помощь. Воспитатель знакомит дошкольников с принципом доброжелательного поведения: «Если приятель не может делать то, что ты умеешь, покажи ему, расскажи — вместе станет интереснее».

  1.  Упражнение «Помирись!»

Цель: обучение конструктивным методикам разрешения конфликтов в ДОУ.

Педагог-психолог задает вопрос: Ребята, а можно обойтись без ссор? Задумайтесь, как можно примириться с тем, с кем находишься в размолвке.

Предложите свои варианты примирения. Все предложения педагог-психолог записывает на доске, они обсуждаются.

  1. Техника «Рассерженные шарики»

Цель: обучение адекватным методикам выражения своих эмоций.

Материал: воздушные шарики (2 шт.).

Педагог-психолог показывает дошкольникам не надутый шарик, объясняя, что этот шарик — человек. Человек безмятежен, потому шарик сдут. Однако вот он поссорился. шарик надулся, в нем накопилась злоба, разочарование. А теперь следует вопрос: «Может ли человек, который переживает свою обиду, недовольство, остаться безмятежным и спокойно анализировать? Если продолжить и дальше надувать шарик, что с ним произойдет?». Педагог-психолог дает кому-нибудь прыгнуть на шарик, чтобы он лопнул.  Далее следует еще ряд вопросов: «Может ли таковой метод выражения злости быть безвредным? Если нет, то почему?». Здесь нужно объяснить детям, что если шарик - это человек, то если он лопнет - это может обозначать какой-нибудь враждебный поступок, к примеру, нападение на оппонента.

Дальше работа воспитателя с дошкольниками продолжается в том же  направлении. Педагог-психолог надувает второй шарик и дает детям выпустить из него небольшое количество воздуха. Обращает внимание детей на то, что шарик уменьшился. Тут же воспитатель задает учащимся вопросы следующего характера: «Лопнул ли шарик, когда мы сдували из него воздух? Можно ли такой метод выражения своего гнева считать наиболее безвредным? Остался ли шарик целым?».

Резюме: когда мы выражаем ярость, контролируемым методом, она никому не наносит ущерба.

  1. Упражнение «Радостный колокольчик»

Цель: формирование умения воспринимать позицию иного человека, подстраиваться под него; поднятие общего эмоционального фона; устранение напряжения.

Материал: колокольчик; диск с веселой ритмичной музыкой.

Правила выполнения. Дети встают в круг. Под жизнерадостную музыку передают друг другу колокольчик. Музыка останавливается, тот, у кого в этот момент оказался колокольчик, выходит в центр кружка и показывает разные движения либо эмоции. Игроки, стоящие в круге, обязаны буквально повторить это движение либо воспроизвести эмоцию. Тот игрок, который исполнит движение наиболее точно, приобретает колокольчик. С него игра продолжается дальше.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль