Партнерская деятельность взрослого и ребенка в образовательной деятельности ДОУ

376

В ФГОС ДО проявляется нацеленность на развитие ребенка в видах детской деятельности. Рассматривая это положение, нужно обязательно обозначить проблему: учительская позиция воспитателя по аналогии со школьным преподавателем может ограничивать или вовсе даже подавлять естественную активность дошкольников. Эта проблема очень важная, и в ней нужно разбираться в каждом педагогическом коллективе –  оценивать взаимодействие воспитателя с детьми.

Планируя непосредственно образовательную деятельность в ДОУ, необходимо изменить способ ее организации: не руководство педагога, а совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Два подхода к организации непосредственно образовательной деятельности ДОУ

Во всем мире существует два подхода к организации работы с детьми в ДОУ.

  • Первый подход – это ориентация на естественную активность ребенка. Этот подход за рубежом является главным, стержневым во всех дошкольных организациях, учреждениях, группах. В основу берется естественная активность ребенка в каждом возрастном периоде и создание условий развития детской активности.
  • Второй подход – ребенку даются средства саморегуляции. В данном случае учитываются и активность детей, и их возрастные особенности, но здесь возрастает роль взрослого, который ведет ребенка и находится рядом с ним. Только овладев видами детской деятельности в становится самостоятельным.

Основной принцип – ребенку должно быть интересно в детском саду. Педагог должен так организовать с ним работу, чтобы он хотел делать то, что ему предлагают, чтобы воспитатель учитывал его пожелания, а не только диктовал авторитарно.

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого в деятельности с ребенком

Организация непосредственно образовательной деятельности ДОУ в виде партнерской деятельности взрослого с ребенком связана со значительным изменением поведения воспитателя. Легче всего понять, что означает быть партнером для детей, сравнив эти две позиции  – партнерскую и учительскую.

Объекты

Партнерская позиция

Учительская позиция

Понятие

Взрослый – партнер, равноправный участник  коллективной совместной деятельности; вклад детей в ней сравним с вкладом воспитателя.

 

Взрослый – учитель, преподаватель: авторитарный управляющий, руководитель; он никак не включен в работу детей, а раздает поручения (разъясняет) и осуществляет “инспекторский” контроль.
 

Стиль общения взрослого с детьми

Демократическое общение,
взаимное уважение, равноправие.

Авторитарное общение. Вводится требование соблюдать строгую субординацию между преподавателем и воспитанниками.

Начальный этап непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель непринужденно приглашает к совместной деятельности, участие в которой не является обязательным: «Давайте сегодня…,  садитесь поудобнее, кому интересно…» или: «Я сейчас буду… Кто хочет, может присоединиться…»

Взрослый может авторитарно приказать: «Та-а-ак, быстро все подошли ко мне!.. Сели все по своим местам!.. Начинайте выполнять!..»

Все дети обязаны принимать участие в том, что предлагает педагог.

Расстояние между взрослым и детьми

Воспитатель находится в одном пространстве вместе с воспитанниками: сидит с ними в круге за общим столом.

Преподаватель находится далеко от детей, за пределами круга, обособленно (к примеру, сидит за своим столом как на уроке в школе).

Организация пространства

Наибольшее подведение к форме «круглого стола», располагающего к одинаковой роли в труде, обсуждении, исследовании; при этом воспитатель видит всех детей и они видят друг друга.

Дети располагаются за рядами столов и смотрят в затылок друг друга.

Свободное расположение  дошкольников за столом, при желании можно пересаживаться и передвигаться в процессе занятия.

Рабочие места строго закреплены, перемещать их нельзя.

Позиция взрослого в пространстве группы

При партнерской деятельности позиция взрослого динамична (садится поочередно к тому ребенку , кто особенно нуждается в помощи).

Позиция взрослого или статична (стоит перед детьми, сидит за столом), или он ходит для оценки и контроля (как «классический» учитель «обходит дозором» детей, наклоняется над ребенком).

Степень свободы

Допустимо свободное обращение друг к другу детей: они могут  без получения разрешения взрослого дискуссировать, обсуждать вопросы, высказывать мнения.

Без согласия педагога свободное общение детей во время занятия запрещено.



 

Допускается рабочий шум.

Требуется соблюдение тишины. Нарушители дисциплины наказываются.

Воспитанник может в любой момент подойти к воспитателю и спросить совета, обратиться за помощью.

Обратиться за помощью можно только после получения разрешения (нужно поднять руку, как на школьном уроке).

Темп работы

Дошкольники могут заниматься в индивидуальном темпе.

Темп работы регламентирован строгими рамками отведенного времени на учебное занятие.

Заключительный этап непосредственно образовательной деятельности ДОУ

Результат не всегда предсказуем и зависит от ребенка. Он решает самостоятельно, когда закончить работу.

Результат жестко задан. Задания должны быть выполнены своевременно.

Результат использования формы работы

Партнерская деятельность взрослого и ребенка содействует развитию у дошкольников собственного мнения, самостоятельности, умения решить проблему, не бояться приступить к заданию, не опасаться ошибок, стремление достичь результата, способствует эмоциональному спокойствию.

Постоянное ожидание ребенка помощи от других, не самостоятельность в  принятии решений, подавление детской активности, эмоциональный дискомфорт, страх перед ошибками,  агрессия и возбудимость как проявление страха.

Как мы видим, совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка – это наиболее эффективный путь развития дошкольников. Какую бы форму и метод непосредственно образовательной деятельности ДОУ не выбрал воспитатель, очень важно придерживаться партнерской позиции «не над ребенком, а вместе с ним».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль