Профессиональная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми

129

Надлежащая подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми – это один из важней моментов развития одаренности у учащихся ДОО. Профессиональная функция педагога, находящегося в тесном взаимодействии с одаренным ребенком, обладает своей спецификой.

Оценка уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в ДОО

Для оценки квалификации каждого педагога принято выделять два компонента: базовый и специфический. Первый компонент включает в себя общую профессиональную подготовку педагогических кадров (методические, педагогические и психологические знания, определенные навыки и умения) и личные качества работника, имеющие профессиональную значимость.

В специфический компонент включаются:

  1. педагогические и психологические знания, а также навыки, возникшие в результате усвоения основных педагогических и психологических принципов одаренности (понимание, что такое одаренность, каких видов она бывает, психологическое обоснование этого феномена, основные критерии выявления одаренности; психологические особенности талантливых учащихся, возрастные и индивидуальные особенности их развития; специфика и формы работы с одаренными детьми, основные принципы и тактики разработки учебных программ для таких детей, знания и навыки в области разработки методик по выявлению феномена одаренности у детей; навыки педагога-психолога для оказания консультаций одаренным учащимся и членам их семьи);
  2. профессиональная функция педагога, позволяющая выявить и развить детскую одаренность, управлять процессом воспитания со стороны, тем самым предоставляя учащемуся свободу познания;
  3. личностные качества воспитателя, имеющие профессиональную значимость: высокая познавательная активность и внутренняя профессиональная мотивация, способность сопереживать другому человеку, внутренний самоконтроль (умение личности анализировать свои успехи и неудачи исходя из внутренних факторов), адекватная самооценка, стремление к постоянному самосовершенствованию и личностному росту.

Все названные качества работают эффективно лишь при их взаимодействии, а также стремлении педагога «жить жизнь» своего ученика. Профессионализм педагога, работающего с одаренными детьми, достигает наивысшего пика, когда его профессиональная квалификация включает равномерное развитие и взаимодействие обоих компонентов, базового и специфического. В процессе профессиональной подготовки педагогических кадров стоит уделять внимание не только приобретению и развитию необходимых навыков, но и развитию личностных качеств, необходимых для работы с незаурядными детьми.

Требования к профессиональной подготовке педагогических кадров

  1. Формирование профессионально значимой личностной позиции

Учитывая особенности психологии, воспитания и обучения одаренных детей, первым требованием к будет являться отказ от устоявшихся стереотипов преподавания. Данное правило будет распространяться на все моменты взаимодействия с учащимся: восприятие объекта, взаимодействие с ним, понимание воспитательного процесса, выбор способов общения, новое осознание самого себя.

Одаренные дети, в силу своей незаурядности, неосознанно могут создавать ситуации, в которых устоявшиеся педагогические нормы станут бесполезными или же могут оказать негативное влияние на индивидуальность учащегося. Причины возникновения таких ситуаций – высоко развитая интеллектуальная деятельность одаренных личностей, требующих воспринимать себя в качестве равного участника общения. Но в классической педагогике сложился стереотип того, что учащийся изначально рассматривается как объект воздействия для педагога и не может быть равноправным субъектов познавательной деятельности. Для того, чтобы подобных конфликтов не возникало, в основе профессиональных функций педагога должен лежать принцип «принятия другого», что позволит воспринимать одаренного учащегося как индивидуальность с присущими ей особенностями.

  1. Профессионально-личностный комплекс педагогического работника

В этот пункт входит не только развитие , но и совершенствование его личностных качеств, а также повышение уровня психологической культуры. Это позволит обеспечить понимание между работниками педагогического коллектива общей направленности развития образовательного процесса, найти свое место в данной системе, научиться брать ответственность за выбор и результаты своей психолого-педагогической деятельности.

  1. Система тренингов и консультаций

Как показывает практика, именно эти две формы взаимодействия позволяют педагогическим работникам выявить свои личностные проблемы, негативно сказывающиеся на качестве работы. Система тренингов и консультирования позволяет развить в себе навыки самопознания и самоконтроля, а также стимулирует потребность в саморазвитии.

  1. Повышение профессиональной подготовки педагогических кадров за счет обеспечения соответствующих психолого-педагогических условий

Под этим пунктом понимается создание факультативных занятий для педагогов ДОО, а также организация методических объединений, способствующих общению между педагогическими работниками аналогичных учреждений.

  1. Создание атмосферы творчества и свободного взаимодействия
  2. Контингент учащихся

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, состояние здоровья, принадлежность к особым группам детей: сироты, инвалиды.

  1. Наличие профессиональной подготовки педагогических кадров и профессиональный опыт

а) опытом воспитательной и педагогической работы обладают выпускники педагогических и психологических ВУЗов, педагоги и психологи, имевшие опыт работы в ДОО или школах для одаренных детей;

б) уровень имеющейся подготовки для взаимодействия с одаренными детьми (содержательная сторона, а также объем полученной информации по ранней диагностике одаренности, ее развитию, участие в специализированных тренингах, способствующих развитию навыков психолого-педагогического взаимодействия, участие в стажировках и практикумах).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль