Профессиональная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми

88

Надлежащая подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми – это один из важней моментов развития одаренности у учащихся ДОО. Профессиональная функция педагога, находящегося в тесном взаимодействии с одаренным ребенком, обладает своей спецификой.

Оценка уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в ДОО

Для оценки квалификации каждого педагога принято выделять два компонента: базовый и специфический. Первый компонент включает в себя общую профессиональную подготовку педагогических кадров (методические, педагогические и психологические знания, определенные навыки и умения) и личные качества работника, имеющие профессиональную значимость.

В специфический компонент включаются:

  1. педагогические и психологические знания, а также навыки, возникшие в результате усвоения основных педагогических и психологических принципов одаренности (понимание, что такое одаренность, каких видов она бывает, психологическое обоснование этого феномена, основные критерии выявления одаренности; психологические особенности талантливых учащихся, возрастные и индивидуальные особенности их развития; специфика и формы работы с одаренными детьми, основные принципы и тактики разработки учебных программ для таких детей, знания и навыки в области разработки методик по выявлению феномена одаренности у детей; навыки педагога-психолога для оказания консультаций одаренным учащимся и членам их семьи);
  2. профессиональная функция педагога, позволяющая выявить и развить детскую одаренность, управлять процессом воспитания со стороны, тем самым предоставляя учащемуся свободу познания;
  3. личностные качества воспитателя, имеющие профессиональную значимость: высокая познавательная активность и внутренняя профессиональная мотивация, способность сопереживать другому человеку, внутренний самоконтроль (умение личности анализировать свои успехи и неудачи исходя из внутренних факторов), адекватная самооценка, стремление к постоянному самосовершенствованию и личностному росту.

Все названные качества работают эффективно лишь при их взаимодействии, а также стремлении педагога «жить жизнь» своего ученика. Профессионализм педагога, работающего с одаренными детьми, достигает наивысшего пика, когда его профессиональная квалификация включает равномерное развитие и взаимодействие обоих компонентов, базового и специфического. В процессе профессиональной подготовки педагогических кадров стоит уделять внимание не только приобретению и развитию необходимых навыков, но и развитию личностных качеств, необходимых для работы с незаурядными детьми.

Требования к профессиональной подготовке педагогических кадров

  1. Формирование профессионально значимой личностной позиции

Учитывая особенности психологии, воспитания и обучения одаренных детей, первым требованием к будет являться отказ от устоявшихся стереотипов преподавания. Данное правило будет распространяться на все моменты взаимодействия с учащимся: восприятие объекта, взаимодействие с ним, понимание воспитательного процесса, выбор способов общения, новое осознание самого себя.

Одаренные дети, в силу своей незаурядности, неосознанно могут создавать ситуации, в которых устоявшиеся педагогические нормы станут бесполезными или же могут оказать негативное влияние на индивидуальность учащегося. Причины возникновения таких ситуаций – высоко развитая интеллектуальная деятельность одаренных личностей, требующих воспринимать себя в качестве равного участника общения. Но в классической педагогике сложился стереотип того, что учащийся изначально рассматривается как объект воздействия для педагога и не может быть равноправным субъектов познавательной деятельности. Для того, чтобы подобных конфликтов не возникало, в основе профессиональных функций педагога должен лежать принцип «принятия другого», что позволит воспринимать одаренного учащегося как индивидуальность с присущими ей особенностями.

  1. Профессионально-личностный комплекс педагогического работника

В этот пункт входит не только развитие , но и совершенствование его личностных качеств, а также повышение уровня психологической культуры. Это позволит обеспечить понимание между работниками педагогического коллектива общей направленности развития образовательного процесса, найти свое место в данной системе, научиться брать ответственность за выбор и результаты своей психолого-педагогической деятельности.

  1. Система тренингов и консультаций

Как показывает практика, именно эти две формы взаимодействия позволяют педагогическим работникам выявить свои личностные проблемы, негативно сказывающиеся на качестве работы. Система тренингов и консультирования позволяет развить в себе навыки самопознания и самоконтроля, а также стимулирует потребность в саморазвитии.

  1. Повышение профессиональной подготовки педагогических кадров за счет обеспечения соответствующих психолого-педагогических условий

Под этим пунктом понимается создание факультативных занятий для педагогов ДОО, а также организация методических объединений, способствующих общению между педагогическими работниками аналогичных учреждений.

  1. Создание атмосферы творчества и свободного взаимодействия
  2. Контингент учащихся

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, состояние здоровья, принадлежность к особым группам детей: сироты, инвалиды.

  1. Наличие профессиональной подготовки педагогических кадров и профессиональный опыт

а) опытом воспитательной и педагогической работы обладают выпускники педагогических и психологических ВУЗов, педагоги и психологи, имевшие опыт работы в ДОО или школах для одаренных детей;

б) уровень имеющейся подготовки для взаимодействия с одаренными детьми (содержательная сторона, а также объем полученной информации по ранней диагностике одаренности, ее развитию, участие в специализированных тренингах, способствующих развитию навыков психолого-педагогического взаимодействия, участие в стажировках и практикумах).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль