Оформление игровых площадок в детском саду: формы игровой деятельности

386

Не нарушая действующие санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территорий ДОО, для преобразования ландшафта на сегодняшний день можно использовать переносные плоские макеты, а также скульптуры, которые создаются с учетом игровых интересов детей. В МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 11 „Рябинушка“» г. Заринска Алтайского края воспитатели и родители украсили всю территорию детского сада самодельными скульптурами, изготовленными из строительной смеси и наполненными бросовым материалом (обоями, бумагой, поломанным инвентарем и т. д.) для придания объема. Ведь на сегодняшний день оформление игровых площадок в детском саду имеет огромное значение. Так, самодельными скульптурами, вокруг которых специально проложены прогулочные дорожки, был украшен «Сад гномов».

Оформление игровых площадок в детском саду: формы игровой деятельности

Игровая зона «Лебединое озеро»

На территории МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 11 „Рябинушка“» специально созданы индивидуальные маршруты разной сложности для воспитанников всех возрастных групп в соответствии с уровнем их подготовки. Дети раннего возраста, как правило, наблюдают, слушают, активно участвуют в игровой деятельности (в т. ч. играх на асфальте) и только в специально созданных условиях могут проводить опыты, собирать безопасный природный материал, именно поэтому оформление игровых площадок в детском саду для них крайне важно. Представим наиболее популярные формы игровой деятельности, вызывающие у детей данной ДОО особый интерес.

Формы оформления игровых площадок в детском саду: песочная мозаика

Для изготовления песочных мозаичных панно в детском саду используются камни (собранные и окрашенные детьми в разные цвета или сохранившие свой естественный цвет), бобы, фасоль, горох, ветки, шишки и т. д. Часть материала для песочной мозаики собирается дошкольниками самостоятельно или на прогулках вместе с родителями. При этом неукоснительно соблюдается правило: для панно можно использовать только упавшие ветки, шишки, листья и т. д. Каждая возрастная группа разрабатывает эскизы, примерную композицию, которая затем создается на участке группы во время прогулки.

При оформлении игровых площадок в детском саду для создания мозаичного панно производится зачистка, площадка сбрызгивается водой и обрамляется рамкой, которая и задает тон всей композиции. На первых порах воспитатели выкладывали мозаику вместе с детьми, но достаточно быстро дошкольники освоили мозаичную технику и стали создавать собственные композиции, которые в течение всего лета украшали участки детского сада.

Формы оформления игровых площадок в детском саду: геокэшинг

Для детей старшего дошкольного возраста организованы маршруты, предполагающие их активное участие (ориентирование на местности, «геокэшинг», прохождение маршрута с картами-«находилками» и т. д.) и знакомство с более широким кругом достопримечательностей на территории ДОО.

Основная идея туристической игры (геокэшинга) состоит в том, что одни участники прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, привлекать к участию родителей, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОО или устроить соревнования между семьями, и для этого оформление игровых площадок в детском саду должно быть грамотным и продуманным.

Геокэшинг (от греч. γεο — Земля и англ. cache — тайник) — туристическая игра, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры. Для проведения игры заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир. «Клад» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в «тайном месте». Лучше всего для этого подойдет угол веранды, кусты и другие малозаметные участки. Дети ищут «клад», руководствуясь подсказками взрослого. Для воспитанников средней группы они могут быть как самыми простыми (например, «горячо — холодно»), так и более сложными (например, сделай два шага налево, потом три шага вперед и т. д.).

Для детей старшей и подготовительной групп интересно составить «Карту сокровищ». При этом лист бумаги для будущей карты можно замочить в чае, высушить, слегка помять и подрезать края, сделав ее  по-настоящему «старинной». На карте следует изобразить самые различные «сказочные» ориентиры, придумав привычным и всеми узнаваемым местам красивые названия или соотнести их с природными островными объектами (водопадами, бухтами, пещерами и т. д.).

В качестве примера приведем оформление игровых площадок в детском саду, предложенное педагогами МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 11 „Рябинушка“»:

«Остров сокровищ» (вся территория ДОО); «Круглая бухта» (бассейн); «Качающаяся колыбель» (качели); «Долина мудрости» (скамейки для отдыха); «Коралловая бухта» (спортивная площадка); «Банановая роща» (цветник); «Пещера» (вход в погреб для хранения овощей); «Джунгли» (травяной газон); «Сонная лощина» (беседка); «Ледник мамонта» (тень за верандой); «Вулкан» (солнцепек на асфальте); «Водопад» (кран для полива); «Мост» (игрушечный мост на участке одной из групп); «Плато» (вход перед ДОО); «Луковая роща» (огород).

Геокэшинг, предусмотренный заранее соответствующим оформлением игровых площадок в детском саду, можно дополнить дидактической игрой «Поиск клада». На первом этапе игры («Учусь составлять план») воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), применяя условные обозначения предметов, которые были использованы во время игры в геокэшинг. Взрослый обращает внимание дошкольников на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

Второй этап («Учусь искать клад по плану») предполагает, что воспитатель вводит детей в ситуацию, которая может быть не только игровой, но и проблемной. Допустим, это могут быть следующие ситуации: «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты похитили ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами». Тогда педагог прячет предмет («клад») и обозначает это место на соответствующем плане. И тогда воспитанники по плану ищут его (повторяется этот этап игры несколько раз).

На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») педагог и воспитанники меняются ролями. Теперь уже дети прячут «клад» и отмечают его место на плане, а воспитатель ищет его. При этом он намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий дошкольников.

На заключительном, четвертом, этапе («Учу играть другого») дети одной группы приглашают принять участие в игре воспитанников другой группы и совместно с воспитателями, родителями знакомят их с правилами, показывают свои карты, планы-схемы, условные обозначения.

Заканчивается игра совместным геокэшингом. Для проведения игры можно создать специальную игровую зону по мотивам пиратских и приключенческих фильмов.

Оформление игровых площадок в детском саду: формы игровой деятельности

Цветник — корабль «Счастливое детство» 

Игровой смысл для дошкольника проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (территория участка) пространстве, составлении плана участка, соревновательном стремлении искусно прятать «клад», рефлексии присвоения новых умений.

Чтобы проводить развлекательно-познавательные мероприятия, также важно соблюдать специальное оформление игровых площадок в детском саду. Так, можно оборудовать территорию летним театром, площадкой для игр на асфальте, где помимо традиционных классиков, зигзагов и дорожек будет и звуковая дорожка, например, для воспитанников младшего возраста. Принцип ее действия таков: дети шагают по кружкам, в которых нарисованы различные животные. При этом нужно издавать соответствующие звуки: наступая на корову, произносится « Му-у», на уточку — «Кря-кря», на лягушку - «Ква-ква» и т. д.

Детям старшего возраста можно изобразить фортепиано на звуковой дорожке. Так, дошкольники, которые знают ноты, смогут проигрывать песни, ступаю по определенным клавишам.

Кроме того, на достаточно озелененной территории ДОО также можно установить домики и кормушки для птиц или белок. Такой шаг поспособствует тому, что дошкольники начнут понимать роль живой природы в жизни человека, начнут уважать животный мир, проявлять любовь и ответственность.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль