Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования: проблемы применения

1240

Ранее педагоги под давлением всевозможных организаций и в связи с ФГТ внедряли в образовательный процесс множество диагностических методик и проводили мониторинг развития детей. Результатами освоения образовательной программы по ФГТ являлись показатели готовности к школе, интегративные качества ребенка, которые должны быть сформированы у него ко времени выхода из детского сада.

В ФГОС требования к результатам дошкольного образования и собственно сами результаты уже должны быть не интегративные качества ребенка, а представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не предполагают, что они будут показателями результативности как самого ребенка, так и работы конкретного воспитателя и в целом организации. Это является существенным отличием в содержании ФГОС.

Понятие «целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования»

Согласно ФГОС (IV раздел требований), результаты освоения основной образовательной программы ребенком дошкольного возраста определяются в виде «целевых ориентиров дошкольного образования». Целевые ориентиры — характеристики возможных возрастных достижений ребенка, социально-психологические качества, становление которых является важным на данном уровне его развития, но необязательным.

Таким образом, независимо от форм реализации Программы, от ее характера, от особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу, мы теперь говорим не об интегративных качествах, а о целевых ориентирах.

Хотя, если вы почитаете эти целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования (пункт 4.6 ФГОС) — они сохранили то содержание, которое было:

  • любознательность,
  • физически развитый и т.д.

Что-то перефразировано, но суть остается та же. «Целевые ориентиры» —  более правильное и понятное педагогам-практикам понятие, чем «интегративные качества».

Как использовать целевые ориентиры ФГОС в мониторинге дошкольного образования?

С введением ФГОС, у педагогов остается очень актуальной проблема диагностики дошкольников:

  • можно ли проводить мониторинг дошкольного образования,
  • как оценить достижения детей,
  • какие критерии использовать.

В п.3.2.3 ФГОС указано, что педагог может проводить мониторинг: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)». Воспитатель использует методы наблюдения за детьми, педагогические методики оценки знаний, умений, сформированности навыков, воспитанности у детей.

Однако необходимо обратить внимание, что результаты диагностики могут использоваться исключительно для дальнейшего планирования и коррекции педагогического процесса на основе сведений о достижениях детей.

При этом в п.4.3 ФГОС дошкольного образования указано, что «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Т.е. от ребенка неправомерно требовать конкретные образовательные достижения.

Это ориентиры для воспитателя:

  • чтобы он, видя свои недоработки, организовал последующий образовательный процесс с дошкольниками в ходе групповых и индивидуальных форм коррекционной работы.

Также при необходимости психологи используют психологическую диагностику развития детей, которая допускается только с согласия родителей. «Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей» (п.3.2.3 ФГОС).

  • Таким образом, критериями достижений детей для проведения диагностики по ФГОС являются целевые ориентиры дошкольного образования, но «они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей». Э
  • то то, что вычеркнуто из ФГТ, и этой буквы закона педагоги должны придерживаться.
  • Это не означает, что воспитатели не должны отслеживать уровень эмоционально-личностного и социального развития у воспитанников.
  • Наоборот, они организуют педагогический процесс для полноценного развития, гармоничного воспитания детей, развития индивидуальных способностей ребенка и коррекции имеющихся недостатков.
  • Для решения этих образовательных задач нужно определять сформированность возрастных качеств у дошкольников, диагностировать их навыки и умения.

Рассматривая вопрос диагностики, педагогам дошкольного образования также необходимо обратить внимание на следующее положение ФГОС: «Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников целевые ориентиры не могут служить оценкой качества образования, как итогового, так и промежуточного уровня развития детей».

Этот спорный вопрос обсуждался в течение всего времени, пока создавались Стандарты дошкольного образования.

Если на каждом уровне образования — начальном общем, основном общем, среднем общем — есть «оценочная отчетность» по отношению к обучающимся:

  • дневники,
  • контрольные,
  • экзамены и пр., то в детском саду не должно быть уподобления школе.

В дошкольном образовании имеется некоторая неконкретность в достижении результативности. Это обусловлено психофизиологией детей дошкольного возраста и необязательностью данного уровня образования. Поэтому разработчики ФГОС ДО не выделили конкретные результаты, а сформулировали их в виде целевых ориентиров программы дошкольного образования — неких нормативных показателей уровня развития ребенка на данном этапе.

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования не влияют на аттестацию    педагогов

Рассматривая проблемы дошкольного образования, следует обратить внимание на пункт 4.5 ФГОС: «Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию педагогических кадров...» Если в детском саду, в группе дети показывают другой уровень развития, и это объясняется рядом причин, то это не влияет на аттестацию воспитателя.

На аттестацию педагога влияют, какие методы и приемы использовала воспитатель, ее творческий подход, как она знает педпроцесс, как знает программу, новые научные исследования в развитии ребенка, основные положения дошкольной и возрастной психологии, ее педагогический опыт и пр. — оценивается ее деятельность, а не результаты в детях.

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования не отменяют контрольные проверки руководителя ДОО

В любой дошкольной образовательной организации (а раньше — это просто детский сад) у руководителя всегда были полномочия контроля. Внутри детского сада создавался свой «внутрисадовский» контроль (мы так его называли условно), который предполагал проведение оперативных проверок работы воспитателей, тематических и итоговых. Эту ситуацию никто не отменял, она сохраняется.

  • Каждый руководитель всегда создает определенную систему контроля в своем детском саду, т.к. знает, что в конце года он обязан представить от имени всего коллектива свой публичный доклад о результатах деятельности на сайте ДОО.
  • Однако нужно учитывать, что целевые ориентиры не могут служить оценкой качества дошкольного образования и показателями выполнения государственного задания (п.4.5 ФГОС).
  • Если проводится во всем детском саду под годовую задачу тематическая проверка, например, «Развитие воображения у детей на разных возрастных ступенях.
  • Методы и приемы работы воспитателя над данной проблемой» — то тогда это будет изучаться, но результат будет не только в детях, но и в образовательной среде, в методах, приемах воспитателей, что делается в семье, в планировании (5 составных разделов тематической проверки).

Еще раз подчеркнем: каждый детский сад обязан выстроить свою систему контроля реализации программы. Это значит, что виды контроля, как и раньше, должны присутствовать.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль