Понятие интерактивных образовательных технологий

1059

Педагогический процесс должен основываться на научном подходе, который исследует оптимальный путь образования как в качестве системы способов, алгоритмов, результатов деятельности, так и в качестве рационального процесса воспитания и обучения. По определению Сластенина В.А. (российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования), педагогическая технология представляет собой строгое научное проектирование и точное воспроизведение технологических действий, которые гарантируют успех.

Почему интерактивные технологии в образовании сейчас настолько актуальны? Они помогают привести педагогический процесс в соответствие с требованиями времени, а также повысить мастерство педагога. Профессионализм воспитателя складывается из совокупности используемых в работе технологий и опыта. При этом отработанные на практике педагогические технологии, которые основаны на четкой научной базе, помогают воспитателю постоянно совершенствоваться и расти профессионально.

Педагогическая технология – это до деталей продуманная модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий. Педагогическая технология должна жестко увязывать цель, методы, средства и содержание. Она включает совокупность методов, форм, приемов и средств, которые позволяют достичь запланированного результата.

Интерактивные образовательные технологии, как и любые другие педагогические технологии, основываются на научной базе, должны быть четко выверенными и отработанными, ведь речь идет о воспитании ребенка. Содержательная часть – это работа воспитателей, цели и конкретная реализация технологии. Процессуальная часть отвечает на вопросы, какими методами, формами и средствами педагоги добиваются поставленного результата. Все три части образовывают структуру любой педагогической технологии.

Что такое интерактивные образовательные технологии?

Определение «интерактивные технологии», или «интерактивное обучение», появилось недавно. До этого чаще использовался такой термин, как «активные методы и формы обучения». Под этим понятием понимают группу педагогических технологий, которые основаны на активном взаимодействии ребенка и педагога.

Интерактивные образовательные технологии подразумевают взаимопознание, взаимообучение, хорошо отлаженную обратную связь между субъектом и объектом обучения, двусторонний обмен информацией между ними. Другими словами, педагог не просто объясняет что-то, а потом исправляет ошибки, а ведет диалог, в ходе которого ребенок задает вопросы, делится идеями и пр.

При использовании интерактивных технологий воспитатель лишь организовывает обучение, предлагает проблемы для совместного решения, используя, например, ролевые игры, моделируя реальные жизненные ситуации. Такая организация педагогического процесса гарантирует эффективное познавательное общение, позволяет создать условия переживания детьми успеха, избавляют их от страхов и комплексов.

Интерактивные образовательные технологии подразумевают интеграцию пяти основных образовательных областей: физической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической. В чем отличие интерактивных методов от активных? Первые ориентированы на диалог, причем не только ребенка и воспитателя, но и детей между собой.

Разновидности интерактивных образовательных технологий, их квалификационные параметры

Существует огромное количество видов интерактивных технологий. К ним относятся:

  • технологии проблемного обучения,
  • проектные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • решение изобретательных задач (ТРИЗ),
  • компьютерные технологии в образовании,
  • технология интегрированных занятий,
  • игровые воспитательные технологии,
  • детский дизайн и другие.

Любая технология должна иметь свои параметры. Своей философской основой интерактивные образовательные технологии имеют гуманистическую и природосообразную базу. Методологический подход – коммуникативный, подразумевающий беседу, диалог т.д. Ведущими факторами являются социогенные. Способ управления образовательным процессом – сопровождение, а не авторитарное учительское обучение. Тип управления – взаиморазвитие и взаимообучение. Преобладающие методы – диалогические. Организационные формы подбираются воспитателем в зависимости от группы детей. Подход к ребенку, характер воспитательного взаимодействия – демократический, интерактивный, сотрудничество.

По указанным параметрам можно проанализировать любую педагогическую технологию и определить, является ли он интерактивной, а затем принимать решение об использовании ее в своей работе.

Концептуальные позиции использования интерактивных образовательных технологий

Эффективность использования интерактивных технологий обуславливается тем, что информация как опыт лучше всего усваивается в активном, а не в пассивном режиме, с использованием интерактивных циклов и проблемных ситуаций. Кроме того, интерактивное общение помогает ребенку развиваться интеллектуально и социально.

Интерактивные технологии в образовании позволяют наладить хорошую обратную связь, что в свою очередь дает возможность воспитателю и ребенку меняться коммуникативными ролями, например, когда взрослый просит ребенка помочь решить определенную задачу. Это помогает значительно повысить эффективность обмена информацией. И хотя процесс обмена информацией затягивается, он проходит качественнее, появляется уверенность в правильности ее понимания. Обе стороны видят, на каком уровне понимания находятся, вместе преодолевают препятствия и находят оптимальные способы решения задач.

Таким образом, использование интерактивных образовательных технологий дает возможность воспитателю теснее взаимодействовать с детьми, лучше контролировать их развитие и реализовывать комплексный подход при решении педагогических задач.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль