Преимущества использования ТРИЗ для детей

172

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, – интерактивная технология, которая используется у дошкольников для развития творческих навыков, фантазии и склонности к решению изобретательских задач. Ее основателем является Г. С. Альтшуллер, а главная идея сводится к тому, что все технические системы развиваются по определенным законам, которые следует сознательно использовать.

Эта технология долгие годы успешно использовалась для работы с детьми на станциях юных техников, а затем появилась ее вторая часть – творческая педагогика с ее разделом ТРИЗ. Сегодня методы и приемы технического ТРИЗа успешно используются при работе с дошкольниками для развития воображения, творчества, диалектического мышления, изобретательной смекалки.

Программа ТРИЗ для детей представляет собой программу коллективных занятий и игр, которая сопровождается подробными методическими рекомендациями для педагогов. Ребенок сам выбирает для занятия тему, материал и вид деятельности, в процессе игры он учится видеть противоречивые свойства предметов и явлений, находить решение этих противоречий. Дети фантазируют, чтобы найти оптимальное решение задачи и тем самым познают устройство и сущность предметов, закономерности их появления и развития.

Основным средством работы в ТРИЗе является педагогический поиск: дети исследуют проблему и ищут ответы на вопросы. Задача педагога заключается не в том, чтобы давать ребенку готовые знания, а показывать, как находить их самостоятельно.

Принципы построения занятий по ТРИЗ для детей

Для достижения успешного результата технология занятий по ТРИЗ должна строиться на четких принципах. Первым из них будет минимальное количество информации и максимальное – рассуждений. Оптимальной формой организации обсуждения здесь является «мозговой штурм». Важным принципом также будет  системный подход, предполагающий, что все явления взаимосвязаны и должны рассматриваться в развитии: предпосылки – явление – результат. В процессе занятия следует подключать все доступные для ребенка средства восприятия, мыслительные операции, активировать творческое воображение, визуализировать и пр.

К примеру, задача по ТРИЗу: «Как перенести в решете?» должна подключить знания детей о разных агрегатных состояниях вещества. Ребенок может долго рассуждать о том, как усовершенствовать само решето, а позднее педагог подводит к тому, что пар, выходящий из чайника, это тоже вода. В процессе дальнейших рассуждений, дети сами приходят к выводу, что воду можно заморозить, а затем перенести в решете. В результате у детей развивается творческое воображение, и они становятся активными участниками педагогического процесса.

Полезными будут беседы на исторические темы, например о том, как были изобретены колесо, карандаш, вилка, самолет и пр. Можно задействовать эти технологии для развития эмпатии: «Что чувствует дерево или куст, когда мы срываем листок, ломаем ветки? Больно ли ему?»

Также примером задачи по ТРИЗ для детей может быть игра на функции предметов: когда нужно назвать наибольшее количество сфер применения какого-либо предмета, например, кирпича. Это и строительный материал, и пресс, и мел, и украшение садовых дорожек и т.д. Можно найти самые неожиданные сферы применения для обычных предметов.

Игра «Данетка, или угадай, что я загадала»: воспитатель загадывает слово, а дети задают вопросы, пока не угадают его. Воспитатель отвечает только «да» или «нет». Загадывать слово может и ребенок, а воспитатель вместе с остальными детьми будет задавать вопросы и пытаться угадать слово.

Игра «Создание сказки по вопросам»: дети по очереди отвечают на вопрос и придумывают сюжет истории, которую можно затем можно изобразить в рисунках. ТРИЗ для детей можно использовать не только планово, во время занятий или прогулок, а в ситуациях, когда воспитателю нужно чем-то занять детей, например, в ожидании, когда из заберут из детского сада, или по дороге на экскурсию.

Итак, технология ТРИЗ реализуется на принципах педагогики сотрудничества, делает ребенка и педагога партнерами, позволяет создать ситуацию успеха для детей, подкрепить их веру в свои силы и стимулировать интерес к познанию окружающего мира.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль