Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

95

Доминантное полушарие дошкольника-левши

Предопределенная на генетическом уровне доминантность полушарий начинает формироваться в возрасте двух лет, и только к десяти годам можно с уверенностью назвать ведущее полушарие.

В традиционной терминологии доминантным принято считать левое полушарие, которое «обслуживает» преимущественно правую сторону тела - правые руку, ногу, глаз, ухо и т. п. Правое полушарие, контролирующее левую сторону тела, называют недоминантным.

Как происходит освоение речи у дошкольника-левши

Левое полушарие младенцев реагирует на речевые звуки. Дети в возрасте от двух до пяти лет обучаются языку, и грамматика родного языка закрепляется на всю жизнь. Если в этом возрасте ребенок не получает возможности овладеть речью, он лишается способности говорить.


Менее 5% людей используют только левую руку для выполнения всех заученных действий, 60% – только правую руку, а 35% – правую и левую руку попеременно.


Следует отметить, что левое полушарие позволяет не толь¬ко анализировать и формировать предложения, используя всю грамматическую информацию и ту часть информации о значении слов, которая прямо примыкает к грамматике, но и манипулировать словами, сочетая их разными способами.

Приоритет правого полушария (недоминантного) у дошкольников-левшей - зрительные и пространственные образы предметов, их свойства и признаки, оно почти не «понимает» глаголов в отличие от существительных. Этим объясняется очевидный вред, который может причинить детям в возрасте от двух до шести лет неконтролируемый просмотр те¬левизора - у малышей происходит функциональное подавление «логического» левого полушария при интенсивном поступлении образов. Следствием этого становится неспособность ребенка к логическому мышлению, пересказу связного текста с логико-грамматической конструкцией. Правое полушарие отвечает за значения слов, а не их звучание. Больные с нарушениями нормальной работы правого полушария не могут разложить картинки так, чтобы получился связный рассказ.

Межполушарные связи у дошкольника-левши

Левое полушарие связано с правым с помощью мозолистого тела, состоящего из волокон, которые соединяют кору двух полушарий. Наряду с мозолистым телом существуют и другие соединительные тракты.
Такое анатомическое строение, как межполушарные связи, имеет огромное значе¬ние для выживания человеческой популяции, поскольку при нарушении функций одного полушария по разным причинам другое полушарие (например, у дошкольника-левши в возрасте до семи лет) успешно справляется с его функциями. Для возраста семи лет характе¬рен «феномен Маугли», когда проблемы с задержкой речи можно успешно коррек¬тировать с помощью интенсивных занятий, а вот после семи лет реабилитационный потенциал резко снижается.

При врожденном отсутствии мозолистого тела одинаковая речевая информация записывается в обоих полушариях. При передаче по соединительным путям (комис¬сурам) информации из одного полушария в другое обеспечивается зеркально-симметричное воспроизведение. Наглядным примером может быть зеркальное письмо, при котором правое полушарие позволяет воспроизводить зеркальный образ сим¬вола (буквы), сформированный в левом. Данный феномен, характерный для ребен¬ка в возрасте до 7 лет, считается физиологической особенностью, а не патологией.

Как выявить дошкольника-левшу?

Левшество может быть явным, стертым и скрытым. Большое значение для диагно¬стики стертых или скрытых элементов левшества имеют опрос и тестирование. При опросе выясняется, какой рукой преимущественно пользуется ребенок, когда ест, бросает мяч. При тестировании используют пробу на переплетение пальцев рук («замок»), чтобы выяснить, большой палец какой руки (левой или правой) оказыва¬ется сверху. Проба на аплодирование показывает, что дошкольник-левша со стертыми признаками левшества при рукоплескании активно пользуется левой рукой и пас¬сивно - правой. А если он складывает руки на груди в «позе Наполеона», то левая рука оказывается сверху.

Пробы на парциальное (частичное) левшество помогают установить, какая нога наиболее активна, когда ребенок прыгает, становится на колено, каким ухом прислушивается, какой глаз задействуется в «пробе подзорная труба» (приложение).

Переучивать дошкольника-левшу или нет?

Необходимо отказаться от переучивания дошкольника-левши, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия подобных усилий невозможно проконтролировать. Фактор переучивания (декстрастресс) рассматривается как психогенная причина возникновения неврозов у леворуких детей. К наиболее частым проявлением невротической симптоматики у переученных дошкольников-левшей относятся:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез;
  • заикание;
  • тики;
  • навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • двигательное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

Вместе с тем отказ от смены ведущей руки следует сочетать с работой по развитию координации обеих рук. Для этого рекомендуются игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышивание, вязание, плетение макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации продолжительностью 15-20 минут должны быть ежедневными.

При работе дошкольника и школьника-левши за столом свет должен падать с правой стороны. В классе левшу нужно посадить так, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но вперед выдвинуто немного левое, а не правое плечо. Рекомендуется также располагать тетрадь или лист бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол находился напротив груди.

Эмоциональный статус дошкольника-левши

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам не следует акцентировать его внимание на леворукости. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в то же время испытывая присущие левшам затруднения, ребенок нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развивать в нем чувства оптимизма, уверенности в себе, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у дошкольников-левшей, следствием которой являются быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Усвоение знаний у дошкольников-левшей

Полученные при исследовании левшей данные показывают, что способы и приемы, с помощью которых дети усваивают знания, различаются.

Так, например одни лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другие лучше запоминают объяснения, а третьи - образные сравнения. При составлении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, с учетом которых можно будет правильно выбрать способ коррекции.

Формирование вербальных и невербальных рядов у дошкольников-левшей

Леворукие дети зачастую затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно маркировать левую руку браслетом, часами или другим способом.

Формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей-дошкольников задерживается по сравнению со сверстниками правшами. Значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью, а положение элементов ряда относительно друг друга не отражает цели его построения.

Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных видах деятельности. При этом педагог обращает внимание на направление ряда - слева направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. В работе с дошкольником-левшой можно использовать мозаику: попросить ребенка выложить из элементов различные узоры, соблюдая следующее правило: начинать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, а с новой строки продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме, как письмо и чтение.

Можно предложить ребенку складывать кубики: от левого верхнего угла к верхнему правому, продвигаясь ряд за рядом.

Дошкольникам-левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на рядах и чередовании элементов. Вариант аппликации - составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картона, банки, бутылки) с помощью семечек овощей и фруктов. Прикрепляя семечки к пластилину в определенной последовательности, ребенок «превращает» их в вазы для цветов.

Занимаясь с ребенком счетом предметов, необходимо также следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно устроить зрительный диктант, для которого подойдут геометрические фигуры, различные трафареты, картинки. Алгоритм проведения диктанта у дошкольника-левши:

  1. Ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
  2. Перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность.
  3. Образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из элементов индивидуального раздаточного материала.
  4. Образец открывается и проверяется правильность выполнения задания. По мере тренированности детей ряд постепенно удлиняется.

Предложите дошкольнику-левше составить рассказ по серии разложенных им сюжетных картинок (соблюдая лево-правосторонние направление!). Можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Можно попросить ребенка проиллюстрировать сказку (рассказ), а затем пересказать ее, выстраивая ряд соответствующих картинок. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

Обучение письму и чтению дошкольника-левши

При появлении в тетради ребенка «зеркального» написания букв (знаков) следует с опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу. При выполнении письменных заданий необходимо фиксировать место начала записи, контролировать соблюдение строки.

Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове (ряда графем) и ошибок на уровне предложения.

У дошкольников-левшей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. эта работа предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстроить ряд этих элементов. Такая работа у левши занимает большего времени и зачастую сопровождается большим количеством ошибок.

При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево или из середины текста. Во избежание этого необходимо обращать внимание ребенка на место начала чтения. В качестве ориентира можно использовать маркированную руку, а если это оказывается неэффективно, следует закрывать текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно. Задание выполняется до тех пор, пока не автоматизируются нужное направление и темп слежения за строкой.

Все занятия с дошкольником-левшой должны проводиться систематически и длиться не более 20 мин. По окончании занятия необходимо предоставить ребенку время для отдыха. После восстановления сил занятия могут быть продолжены.

Приложение

Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

Какие особенности развития дошкольников-левшей нужно учитывать педагогам

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль