Комплексно-тематическое планирование в ДОУ

1166

В основе педагогического процесса нужно выбрать тему, которая будет связывать всю содержательную деятельность. При таком подходе педпроцесс не будет разорван на отдельные методики («здесь мы порисовали, потом пойдем почитаем, потом позанимаемся физкультурой») – все эти виды и формы организации будут пронизаны выбранной темой.

Многие примерные программы по ФГОС ДО1 основаны на комплексно-тематическом принципе построения педагогического процесса. Педагоги давно используют этот принцип, но самое трудное для воспитателя в ДОУ – определить событийность, отобрать темы для комплексно-тематического планирования.

Как выбрать темы для комплексно-тематического планирования в ДОУ

При выборе тем для планирования воспитатель может руководствоваться темообразующими факторами, разработанными Н.А. Коротковой2:

1. Реальные события, которые происходят в окружающем мире и вызывают интерес у детей: явления природы, общественные события и праздники.

Задача каждого детского сада и каждой возрастной группы – определиться и выделить «тематический день», «тематическую неделю» или «тематический месяц». Дошкольники осваивают образовательный материал по «событийному» принципу: в ходе подготовки, ожидания и проведения интересных и эмоционально значимых для детей событий. За основу таких событий лучше взять календарь праздников и знаменательных дат (их сейчас публикуют во многих журналах). Праздники – это события, к которым дети проявляют живой интерес, активно готовятся, радостно волнуются и ждут. В детском саду чаще проводят такие праздники:

  • государственные: Новый год (31 декабря), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая), День знаний (1 сентября), День России (12 июня);
  • международные: День защиты детей (1 июня), День музыки (1 октября), День матери (последнее воскресенье ноября3);
  • фольклорные и народные: Святки, Коляда, Масленица, Пасха, Красная Горка.

События могут иметь как общегосударственный статус, так и совсем малоизвестные праздники. Например, 1 октября отмечается День музыки4, и какой-то детский сад обратит внимание на эту тему и возьмет ее для проживания, может, одного тематического дня. Весь коллектив подключится и придумает интересную содержательную работу по этой тематике, а возглавить этот праздник может, конечно, музыкальный руководитель.

Если ребенок делится своими радостными эмоциями после праздника с родителями и еще несколько дней находится под впечатлением от события — цель достигнута.

2. Второй фактор при отборе тем в комплексно-тематическом планировании в ДОУ – это воображаемые события из художественных произведений, которые педагог читает детям. Это тоже очень важный темообразующий фактор. В последние годы в образовательном процессе каждой возрастной группы выделили время, когда воспитатель читает детям. Для совместного чтения в русских семьях выделялись минутки  – теперь эта традиция русской семейственности введена в педагогический процесс. Когда воспитатель читает детям, он затрагивает их эмоции, и интересное содержание произведения затем может продлиться в игре и других видах детской деятельности – тогда это и будет темой образовательного процесса.

3. Третий фактор – это события, специально «смоделированные» педагогом из реальных образовательных задач. Деятельность в группе не может заключаться только в чтении художественной литературы и праздниках. Это могут быть викторина, выставка творческих работ дошкольников, игра (например, «Книжкина неделя», «День здоровья» и пр.) – эти события не должны пройти мимо детей старшего дошкольного возраста, мимо воспитателей, мимо родителей. Проживание событий развивает у ребенка познания, навыки, умения в различных видах детской деятельности. Например, воспитателю нужно решить развивающую проблему по вырабатыванию культурно-гигиенических навыков – можно выбрать тему для комплексно-тематического планирования в ДОУ «День чистоты» или «Праздник зубной щетки». То, что придумывает педагог – это тот фактор, когда мы говорим специально «смоделированный» воспитателем, исходя из решаемых задач.

4. Четвертый фактор – это события, происходящие в конкретной возрастной группе, тот интерес, который появился у детей. Этот фактор может характеризовать, например, такие темы: «Дети поссорились» или «Дети помирились». И тема дружбы, и тема ссор – могут выливаться в какие-то виды деятельности в течение режима дня. Или, например, в группе появилась новая игрушка, новый персонаж – у детей это вызывает неподдельный интерес «Что это такое?», «Как с этим играть?» – эта детская исследовательская активность может являться темами педагогического процесса. В этом и заключается принцип интересности – «живем вместе с детьми».

Вышеперечисленные 4 фактора могут использоваться педагогом для выбора тем.

Система обучения Ж.-О. Декроли для комплексно-тематического планирования в ДОУ

В основу планирования можно взять систему обучения бельгийского педагога-психолога Ж.-О. Декроли. В 1907 году, создавая «Школу жизни через жизнь», Жан Овидий Декроли писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр – ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится».

В учебных комплексах, названных Ж.-О. Декроли «центрами интересов», деятельность детей была организована вокруг таких тем, которые отвечали детским интересам – это и стало основой воспитания и обучения. Дети на занятиях делали только то, что задавалось им темой: наблюдали, рисовали, читали, писали, лепили и пр. Он создал так называемый центр интересов ребенка, другими словами – организовал работу вокруг набора стандартных тем для дошкольников. Можно изучить систему Ж.-О. Декроли и выстроить ее на более современном уровне.

Основной принцип – это комплексно-тематическая модель построения педагогического процесса и гибко меняющаяся предметная среда, которые соответствуют выбранной теме. Тема выступает как сообщаемое знание, реализуется в разных видах детской деятельности в эмоционально-образной форме. Дошкольник «проживает» тему, что вынуждает педагога к выбору ненавязчивой позиции, принятию ребенка как партнера по совместной деятельности.

Эффективность комплексно-тематического планирования в ДОУ

По заключению многих специалистов, планирование работы с детьми дошкольного возраста по комплексно-тематическому принципу является эффективным:

  • придает системность педагогическому процессу и образовательным задачам;
  • объединяет работу всех педагогов ДОУ в разных видах деятельности детей;
  • дошкольники лучше осваивают материал за счет творческого подхода и вариативности в отборе интересного содержания тем.
 

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.

2 Короткова Надежда Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО.

3 В России День матери празднуется в последнее воскресенье ноября, в других странах даты отличаются.

4 Международный день музыки был учреждён по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, ежегодно отмечается во всём мире 1 октября.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль