В каких формах организовать виды детской деятельности по ФГОС?

626

Когда мы говорим о видах детской деятельности, обозначенных и в ФГОС ДО1, и в примерных программах, и в методической литературе – то не всегда видим описания форм, в которых можно организовать тот или иной вид детской деятельности.

При проектировании образовательной программы ДОО и описании непосредственно образовательной деятельности методисты и старшие воспитатели должны не кратко и схематично обозначать, в каких формах нужно организовать виды детской деятельности, а обязательно подробно описывать эти формы. Различные формы и методы работы с детьми педагоги выбирают самостоятельно с учетом решения поставленных задач.

Формы коммуникативного вида детской деятельности

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Разучивание стихотворений. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Проблемные ситуации (взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Этюды и постановки. Логоритмика.

В коммуникативной деятельности нужно обратить внимание на те формы, которые очень редко используют воспитатели, а они должны найти свое место, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста: ситуативный разговор, составление, отгадывание загадок и речевая ситуация.

Формы игрового вида детской деятельности

Игры: сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические, с речевым сопровождением, пальчиковые, театрализованные. Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения.

Игровой вид детской деятельности должен являться основным на протяжении всего дошкольного возраста.


Формы познавательно-исследовательского вида детской деятельности

Наблюдения. Экскурсии. Тематические путешествия. Виртуальные экскурсии и путешествия. Просмотр кукольных спектаклей (с последующей беседой по ним). Просмотр мультфильмов (для воспитанников младших групп). Пресс-конференции (для старших дошкольников). Решение проблемных ситуаций. Коллекционирование. Моделирование. Исследование (объектов окружающего мира). Экспериментирование. Познавательные опыты. Опытно- экспериментальная деятельность. Реализация проекта. Увлечения. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музей. Конкурсы знатоков. КВН.

Формы познавательно-исследовательского вида детской деятельности являются важными в каждом возрастном периоде. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания.

«Экскурсии», «тематические путешествия» (в т.ч. виртуальные): в зоопарк – если тема «Дикие животные», на ферму/в деревню – если тема «Домашние животные», на стройку – если тема «Профессии» и т. д

Форма «коллекционирование» – очень интересная. Возьмите какой-то праздник и начните коллекционировать к нему игрушки или пособия, или книги и журналы, или значки, или марки и т.д. Считается, что человек, который увлекается коллекционированием, очень богат в своих знаниях, своих увлечениях, поэтому к такой форме познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе вы всегда сможете привлечь родителей, они тоже заинтересуются вашими проектами.

«Реализация проекта»: в качестве примера – проект «Мой первый журнал». Педагоги обратили внимание на многообразие детских журналов, с которыми они не сталкивались в своем детстве (знали только «Веселые картинки» и «Мурзилку»), и пришли к выводу, что это может быть целый проект «Мой первый журнал». Познавательно-исследовательская деятельность в рамках этого проекта – не тематическая, но в ходе этого проекта, как бы его ни расписали, дети узнают, кто создает книги, кто их сочиняет, какие они бывают, кто делает иллюстрации, коснутся темы «профессии», технологии изготовления и, наконец, в исследовании переключатся еще и к непосредственному труду, когда каждый из них сам создаст свой журнал или книгу.

«Интеллектуальные игры» ( головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) – соберите из журналов и газет свою коллекцию интеллектуальных игр на уровень детей дошкольного возраста. Оформите все это и сложите у себя для индивидуальной работы с детьми и для работы малыми подгруппами.

Формы вида детской деятельности «восприятие художественной литературы и фольклора»

Чтение. Беседа. Обсуждение. Вопросы и ответы. Викторина. КВН. Выразительное чтение стихотворений. Конкурсы чтецов. Заучивание, рассказывание. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Создание собственных рассказов и сказок, сочинение стихов, загадок. Театрализованная деятельность (использование различных видов театра). Ролевые игры по литературным сюжетам. Инсценирование, драматизация. Презентация книг. Выставки в книжном уголке. Посещение выставок в книжном магазине. Литературная гостиная. Посещение библиотеки. Экскурсия в виртуальную библиотеку (например, в читальный зал).  Литературные праздники, досуги.

В ФГТ эта деятельность была обозначена как «чтение художественной литературы». По ФГОС этот вид детской деятельности изменен на «восприятие художественной литературы и фольклора», но формы остались прежними (прежде всего, умение ребенка слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее).

Формы трудового вида детской деятельности («самообслуживание и элементарный бытовой труд»)

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе. Совместные действия (взрослого и ребенка). Ознакомление с трудом взрослых. Ручной труд. Создание творческой группы. Творческие мастерские (изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр). Детский дизайн. Практико-ориентированные проекты. Выставки. Экскурсии. Мини-музеи.

Основное направление трудовой деятельности в ДОО – научить дошкольника обслуживать себя, получить навыки элементарного бытового труда (в помещении и на улице).

Формы вида детской деятельности «конструирование»

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Конструирование по образцу, по модели, по условиям, по теме, по замыслу. Рассматривание эстетически привлекательных объектов. Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Тематические досуги.

Формы изобразительного вида детской деятельности

Рисование. Лепка. Аппликация. Творческие мастерские. Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи. Рассматривание иллюстраций к книгах, эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Тематические досуги.

Формы музыкального вида детской деятельности

Пение, подпевание, совместное пение, вокальные импровизации. Экспериментирование со звуками. Шумовой оркестр. Концерты-импровизации. Слушание музыки и песен. Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений. Музыкально-ритмические движения. Танцы. Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в т.ч. на прогулке). Музыкально-дидактические игры (например, викторина «Угадай мелодию»). Народные игры с музыкальным сопровождением. Игра на детских музыкальных инструментах. Виртуальные экскурсии в филармонию. Посещение тематического праздника.

Подбор музыкального сопровождения может осуществлять музыкальный руководитель, но его не обязательно всегда приглашать в группу: например, концерт-импровизацию воспитатель может провести самостоятельно (иногда с привлечением родителей).

Формы двигательного вида детской деятельности

Игровые упражнения. Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые ситуации. Соревнования. Аттракционы и эстафеты. Спортивные игры и упражнения. Ритмика. Аэробика. Детский фитнес. Гимнастика. Плавание. Спортивные досуги, праздники и развлечения.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Организовывать и проводить их может, помимо воспитателя, инструктор по физической культуре. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, соревнования, радостная атмосфера способствуют двигательной активности.

Результат обновления педагогического процесса будет налицо, если детскому саду, организации удалось установить тесные контакты с другими социальными институтами, например, с учреждениями культуры, спорта – библиотеками, музеями, спортивными комплексами и т.д. Нужно помнить, что там тоже работают специалисты и в своей области они более профессиональны. Соединение их знаний и педагогических знаний воспитателей детского сада приведет только к высоким результатам.

У каждой из форм организации видов детской деятельности должно быть определено время в режиме дня, как часто это будет проводиться, в какой возрастной группе, и как это впишется в образовательный процесс группы.

 

1 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль