Компьютерные игры для дошкольников: предпосылки и особенности использования

182

Предпосылки использования компьютерных развивающих игр в 3 года

Современная педагогическая наука определяет оптимальный возраст для занятий с компьютером  как 4-5 лет.  Тем не менее, уже в 3 года создаются предпосылки для осмысленного общения ребенка с компьютером.  И помогает в этом основная деятельность малыша в этом возрасте – игра. Она учит ребенка  достижению цели с помощью предмета-орудия,  поэтому он может быстро устанавливать связь между клавиатурой компьютера и изображением на экране. Уже примерно к трём годам дети улавливают простейшие способы управления компьютером. Здесь компьютер для них выступает не как партнёр, диктующий свои правила и условия, а как новое средство, технологически сложное, но доступное для достижения игровой цели. Кроме того, в традиционных играх с раннего возраста обеспечивается плавный переход от предметных результативных действий к действиям в воображаемой ситуации. То есть, к действиям замещения с опорой на предмет-игрушку, предмет-заместитель и другие , более обобщённые знаки, жесты и слова. Например, малыш, умывая куклу, вместо мыла берёт кубик, затем лишь жестом показывает, что он как будто бы взял мыло. Но не берёт ничего, а потирая руки куклы,  говорит, что он моет их с мылом. Без способности замещать реальные предметы, реальные вещи и реальные действия игровыми ребенок не сможет освоить компьютерную развивающую игру.

Особенности использования компьютерных игр для дошкольников

В основе осмысленного оперирования символами на экране компьютера лежит способность детей замещать реальный предмет игровым, с переносом на него реального значения.  И также, замещение реального действия игровым, то есть замещающим его действием, что является показателем сформированности знаково-символической системы. Развивающие компьютерные игры должны быть соотносимы с интеллектуальной структурой деятельности детей 3 лет, до начала занятий за компьютером.

В 4-5 лет, когда идет интенсивный процесс интеллектуального развития, у детей достаточно сформирована символически-замещающая функция мышления, и они готовы к игровому общению с компьютером. Мы можем наблюдать, как ребёнок этого возраста сначала катает машинку, потом  берёт предмет-заместитель, объявляет, что это — машинка, делает характерные действия для машинки. Этот предмет-заместитель может превратиться в символ на экране. Таким образом, формирование знаково-символической системы является главнейшей психологической базой для введения компьютерной игры в образовательную среду дошкольника .

Российская возрастная психология рассматривает игровую деятельность как основное средство формирования мышления речевого понятийного типа, то есть, абстрактного мышления. На этом пути дети переходят от наглядно-действенного к наглядно-образному способу осмысления действительности. Следующим этапом является понятийное мышление. В 4 года у ребенка есть прочная база практического, полученного через разные органы чувств (осязание, зрение, слух и другое) опыта, и его можно постепенно переводить к действиям без постоянной опоры на конкретный предмет, звук, запах.

Однако,  в этом возрасте детям, например, трудно использовать мышь для управления, так как еще не совсем развита связь «глаз-рука», что надо учитывать при выборе компьютерных игр для дошкольников. Целесообразней использовать программы с управлением клавишами, а манипуляции с мышью выделять в отдельный вид игры, нацеленный на освоение этого технического средства.

Особенности интерфейса компьютерных игр для дошкольников

Для детей школьного возраста считается предпочтительным использовать традиционную компьютерную клавиатуру. Это выступает как один из элементов подготовки к будущей профессиональной деятельности. Для дошкольников традиционная символика на клавиатуре в компьютерной игре является избыточной. Поэтому для ввода информации иногда используют экранные клавиши, то есть, специальные изображения на экране, указание на которые приводит к исполнению программой тех или иных действий. При использовании стандартной  клавиатуры рекомендуется блокировать программным путём возможное нажатие незадействованных в программе клавиш.

Одним из важнейших правил организации интерфейса в компьютерных играх для дошкольников является  рациональное расположение клавиш для манипуляции. Это  клавиши перемещения курсора, клавиши управления движением объектов и вспомогательные, обеспечивающие выполнение дополнительных функций, клавиши. Они  должны отличаться от остальных и по цвету, и по расположению, а также -  от функциональных клавиш игры. Удобно унифицировать клавиши или комбинации клавиш, осуществляющие стандартные действия: переход к началу, выход в меню, включение-отключение звука, возврат на шаг и так далее.

Чаще всего интерфейс программы, адаптированной для данного возраста, реализуется в виде пиктографического меню, где постоянными манипуляциями ребёнок выбирает один из предложенных вариантов игры,

Ввиду того, что дети 4-5 лет  не умеют читать, либо только учатся, текстовая информация в компьютерных играх для дошкольников практически должна отсутствовать, не считая титульной заставки программы. Исключение могут составлять программы, направленные на развитие речи и письма, где используются буквы увеличенного размера. В таких случаях, когда программа должна вывести ребёнку вопрос или дать задание, применяются условные знаки типа пиктограмм, понятные для ребёнка.

В хорошо продуманном дружественном интерфейсе детской развивающей игры ответные сигналы всегда должны быть для малыша понятны и приятны. Аналогичные цветовые и звуковые комбинированные сигнальные эффекты можно применять для фиксации внимания ребёнка в каких-либо определённых ситуациях, для того, чтобы привлечь внимание к какому-то персонажу либо к какому-то действию.

Все изображения на экране должны быть достаточно крупными, отчётливо выделяться на окружающем фоне.  К способам трансформации образов относятся перемещение объектов по экрану, удаление, стирание с экрана, преобразование одних объектов в другие — перекрашивание, изменение размеров, ориентации и взаимного расположения образов. Здесь важно отметить, что для дошкольников изменения на экране в компьютерной игре не должны быть слишком быстрыми, поскольку скорость восприятия образа, оценки ситуации и реакции на неё у детей невелика.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль