Требования к предметно-пространственной развивающей среде

45

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения и прилегающей к ней территории, а также разнообразие материалов, оборудования, инвентаря.

Предметно-пространственной среда в учреждении при реализации программы должна удовлетворять определённым требованиям. Требования предъявляются к помещениям, участкам, к их оснащению и оборудованию, а также к материалам, которые будут использоваться при обучении детей.

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, их двигательной активности, а также возможность для их уединения. То есть, с одной стороны, необходимо чтобы эта среда позволяла детям общаться, с другой, чтобы они имели возможность уединяться для психологической разгрузки.

Среда должна иметь возможность меняться в зависимости от возможностей и изменения интересов детей. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, и инвентарь, необходимый для реализации программы.

Реализуя ту или иную программу, дошкольное учреждение под эту программу определяет перечень оборудования. Норматив расходов на реализацию программы рассчитывается с учетом затрат на организацию предметно-пространственной развивающей среды. Субвенция от субъекта РФ поступает в муниципалитет. Муниципалитет в свою очередь выделяет средства образовательному учреждению. Средств должно быть достаточно для осуществления расходов для создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении. Образовательная организация самостоятельно закупает оборудование, мебель и пр. для оснащения предметно-пространственной развивающей среды, получив финансовые средства от муниципалитета.

Построение и характеристики предметно-пространственной развивающей среды

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно насыщенной. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в т. ч. техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Во-вторых, она должна быть трансформируема. В зависимости от меняющихся интересов, образовательной ситуации предметно-пространственная развивающая среда может быть изменена. Самый простой пример — это модульный принцип организации помещений, когда можно менять модули и одно и то же помещение может использоваться и для занятий с детьми, и для игр.

Вариативность развивающей среды

Вариативность предметно-пространственной развивающей среды подразумевает обеспечение свободного выбора детей при наличии всевозможных пространств для отдыха, игр, занятия спортом, а также разнообразных игрушек, игр, оборудования.

Полифункциональность1 материалов

Полифункциональность материалов подразумевает возможность разнообразного использования различных средств. Одни и те же материалы могут использоваться для различных видов деятельности.

Доступность, безопасность среды

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть доступной. Все помещения где происходит образовательный процесс должны быть доступны детям, в т. ч. детям с ограниченными возможностями здоровья. Также, разумеется, должна быть обеспечена безопасность в использовании предметно-пространственной развивающей среды.

Эти требования должны быть учтены организацией при формировании своей среды, при закупке необходимого оборудования, материалов и т. д.

 

1 Полифункциональные материалы – материалы, не обладающие жёстко закреплённым способом употребления предметов, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль