Требования к предметно-пространственной развивающей среде

66

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения и прилегающей к ней территории, а также разнообразие материалов, оборудования, инвентаря.

Предметно-пространственной среда в учреждении при реализации программы должна удовлетворять определённым требованиям. Требования предъявляются к помещениям, участкам, к их оснащению и оборудованию, а также к материалам, которые будут использоваться при обучении детей.

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, их двигательной активности, а также возможность для их уединения. То есть, с одной стороны, необходимо чтобы эта среда позволяла детям общаться, с другой, чтобы они имели возможность уединяться для психологической разгрузки.

Среда должна иметь возможность меняться в зависимости от возможностей и изменения интересов детей. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, и инвентарь, необходимый для реализации программы.

Реализуя ту или иную программу, дошкольное учреждение под эту программу определяет перечень оборудования. Норматив расходов на реализацию программы рассчитывается с учетом затрат на организацию предметно-пространственной развивающей среды. Субвенция от субъекта РФ поступает в муниципалитет. Муниципалитет в свою очередь выделяет средства образовательному учреждению. Средств должно быть достаточно для осуществления расходов для создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении. Образовательная организация самостоятельно закупает оборудование, мебель и пр. для оснащения предметно-пространственной развивающей среды, получив финансовые средства от муниципалитета.

Построение и характеристики предметно-пространственной развивающей среды

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно насыщенной. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в т. ч. техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Во-вторых, она должна быть трансформируема. В зависимости от меняющихся интересов, образовательной ситуации предметно-пространственная развивающая среда может быть изменена. Самый простой пример — это модульный принцип организации помещений, когда можно менять модули и одно и то же помещение может использоваться и для занятий с детьми, и для игр.

Вариативность развивающей среды

Вариативность предметно-пространственной развивающей среды подразумевает обеспечение свободного выбора детей при наличии всевозможных пространств для отдыха, игр, занятия спортом, а также разнообразных игрушек, игр, оборудования.

Полифункциональность1 материалов

Полифункциональность материалов подразумевает возможность разнообразного использования различных средств. Одни и те же материалы могут использоваться для различных видов деятельности.

Доступность, безопасность среды

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть доступной. Все помещения где происходит образовательный процесс должны быть доступны детям, в т. ч. детям с ограниченными возможностями здоровья. Также, разумеется, должна быть обеспечена безопасность в использовании предметно-пространственной развивающей среды.

Эти требования должны быть учтены организацией при формировании своей среды, при закупке необходимого оборудования, материалов и т. д.

 

1 Полифункциональные материалы – материалы, не обладающие жёстко закреплённым способом употребления предметов, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль