Диагностический инструментарий дошкольного педагога-психолога в ЦИПР

586

В центре игровой поддержки развития ребенка (далее – ЦИПР) работа по диагностике каждого ребенка проходит на протяжении всего периода посещения им структурного подразделения. В начале психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольный педагог-психолог проводит первичный мониторинг развития ребенка, чтобы определить уровень актуального развития и выявить возможные нарушения. На основе полученных данных строится психопрофилактическая, развивающая, консультационная и просветительская работа с семьей.

Несмотря на то что концепция ЦИПР предполагает работу преимущественно с нормально развивающимися детьми, практика показывает, что около 15–20% детей имеют те или иные отклонения (задержка психомоторного и речевого развития, проявления невротических симптомов, патологических привычек, эмоциональные нарушения). Отдельного внимания заслуживает сфера внутрисемейных отношений, взаимоотношений в системе «мать – дитя». Своевременное выявление проблем – первый шаг на пути их преодоления и построения адекватной стратегии работы с ребенком.

Как наилучшим образом выявить актуальный уровень развития детей? Отследить динамику его развития? Изучить психологический климат в семье? Помочь адаптироваться ребенку к условиям дошкольной образовательной организации? Представляем диагностические методики, которые помогут педагогу-психологу решить эти задачи на практике.

Использование метода наблюдение за поведением ребенка

Метод следящей диагностики в виде наблюдения за различными видами деятельности детей позволяет исследовать личность ребенка во всех ее проявлениях в естественных и привычных для него условиях (рядом с матерью). Дошкольный педагог-психолог ведет наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он сможет планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать ее эффективность в процессе последующих наблюдений.

Время наблюдения зависит от целей, которые ставит перед собой специалист. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры. Если намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, то следует организовать ситуацию взаимодействия (например, предложив ребенку вместе собрать пирамидку). Специалист может извлечь полезную информацию для понимания особенностей ребенка и взаимоотношений в конкретной семье даже из коротких эпизодов наблюдения за режимными процессами: охотно ли ребенок идет в ЦИПР, самостоятельно ли переодевается, как реагирует на сверстников и их родителей и т. д.

Наблюдение дошкольного педагога-психолога за детьми должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, с четко зафиксированными результатами. Формы фиксации наблюдений зависят от характера наблюдений и педагогических целей. Для ежедневных наблюдений можно использовать заранее подготовленные листы (приложение 1). В них заносятся характерные эпизоды из жизни детей или детско-родительской группы, отмечаются не только негативные проявления ребенка, но и его достижения. Их можно использовать для заполнения тематических карт наблюдений.

Тематические карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития ребенка. Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребенка в ЦИПР, целесообразно использовать карту наблюдения за поведением ребенка в период адаптации (приложение 2).

После завершения этого периода главной задачей наблюдения становится особенности развития ребенка. С этого момента карту наблюдения можно заполнять ежемесячно или с периодами в 2–3 месяца (приложение 3). Дошкольный педагог-психолог получает определенное представление об актуальном уровне развития ребенка, его достижениях и трудностях. На основании этой карты уже можно строить индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка.

Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т. д. Для полноты картины необходимо обратиться к количественным (балльным) диагностическим методикам.

Отметим, что большинство психолого-педагогических методик, позволяя выявить актуальный уровень развития даже неговорящих детей, не «измеряют» уровень речевого развития. Эту задачу отчасти решает наблюдение специалиста за деятельностью детей.

Среди диагностических методик, используемых дошкольным педагогом-психологом ЦИПР, шкалы-опросники оценки нервно-психического развития детей. Основная из них – скрининг «Шкала RCDI – 2000» (Child Development Inventory; CDI), адаптированный к условиям России вариант Шкалы оценки развития ребенка, разработанной доктором Г. Айртоном, – вопросник, составленный по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни (от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев).

Вопросник заполняют родители (законные представители) ребенка. Число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. Цели применения:

  • проведение обследования больших групп детей и выявление детей, отстающих в развитии;
  • разработка программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка («профиля развития»);
  • прослеживание динамики развития детей, отстающих в какой-либо области.

Активно используется и психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего дошкольного возраста Е.А. Стребелевой. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста можно считать:

  • принятие задания – согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения;
  • способы выполнения задания – самостоятельно, с помощью взрослого, самостоятельное выполнение задания после обучения;
  • обучаемость – во время диагностического обследования обучение производится только в пределах заданий, рекомендованных для детей данного возраста, в процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией;
  • отношение к результату своей деятельности.

Диагностическая методика, разработанная Е.О. Смирновой, поможет дошкольному педагогу-психологу своевременно выявить задержки и отклонения в психическом развитии ребенка и выбрать соответствующие методы коррекции. При этом она позволяет выявить и уровень речевого развития детей.

Метод контроля нервно-психического развития ребенка был разработан в клинике профессора Н.М. Щелованова и усовершенствован Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт. Оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения опирается на изучение объективных закономерностей развития ребенка в определенных условиях воспитания. При оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий развития, представленных определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (так называемые эпикризные сроки). Так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, то педагоги и родители должны ориентироваться на основные показатели нормы развития ребенка (например, разработанные Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой таблицы показателей нервно-психического развития детей от 1 года 3 месяцев до 4 лет).

Несмотря на то что ЦИПР малыши посещают вместе с родителями, часто они все равно переживают стрессовое состояние. Адаптационная работа (создание условий для адаптации ребенка к новой для него среде) – еще одна задача педагога ЦИПР. На самом раннем этапе работы с семьей дошкольный педагог-психолог может провести индивидуальные или групповые беседы с целью позитивно настроить, сориентировать семью: если ребенок боится идти в ЦИПР – это не значит, что его нужно непременно ограждать от переживаний и не водить на сеансы. Справившись однажды с этой ситуацией, малыш легче перенесет период привыкания к детскому саду. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, дошкольным педагогом-психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

Следующий важный диагностический блок – изучение психологического климата в семье. Здесь возможно использование социально-психологических методик, где в качестве составляющих социально-психологического климата семьи выделяются такие факторы, как сплоченность и ответственность, степень информированности членов семьи относительно мотивов и целей поступков друг друга, организованность, коллективизм в семейных отношениях. Практика показывает, что более полную и реальную картину дает консультирование семьи. С этой целью проводятся индивидуальные беседы, позволяющие изучить психологию современных родителей, узнать потребности семьи, выявить  актуальные проблемы и особенности развития детско-родительских отношений.

Приложение 1

Ф.И.О. объекта наблюдения _____________________________________________

Возраст ___________________________ Дата заполнения ____________________

Время начала ______________________ Время окончания ____________________

Ситуация _____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Фрагмент ситуации Эмоциональные реакции Вербальные реакции Невербальные реакции Поведенческие реакции Комментарий

Примечание ___________________________________________________________

Подпись наблюдателя ___________________________________________________

Приложение 2

Ф.И.О. объекта наблюдения _____________________________________________

Возраст ______________________________________________________________

Дата поступления в ЦИПР ______________________________________________

Сфера наблюдения Показатели развития Дни посещения
Общий эмоциональный фон Ребенок спокоен в течение сеанса
Постоянно плачет, зовет маму
Настороженно относится к окружающим
Выглядит равнодушным, ничем не интересуется
Навыки самообслуживания Стремится к самостоятельности
Просит помощи
Постоянно просит помощи
Общение со взрослыми Охотно вступает в деловые контакты
Предпочитает физический контакт
Отказывается от контактов
Общение со сверстниками Охотно играет рядом с другими
Проявляет инициативу при общении
Избегает контактов
Действия с предметами Играет длительно и увлеченно
Играет вяло
Отказывается от игры
Средства общения Экспрессивно-мимические
Предметные действия
Лепет
Активная речь
Разлука с матерью Переносит спокойно
Легкое беспокойство, быстро успокаивается
Переносит тяжело

Приложение 3

Ф.И.О. объекта наблюдения _____________________________________________

Сфера наблюдения _____________________________________________________

Возраст ребенка _______________________________________________________

Сфера наблюдения Показатели развития Дата
Навыки
самообслуживания
Стремится к самостоятельности
Преобладающее
настроение
Бодрое, жизнерадостное
Спокойное
Подавленное, тревожное
Отношение к себе Узнает себя на фотографии, в зеркале,
с удовольствием разглядывает свои изо-
бражения
Демонстрирует взрослому свои умения,
достижения
Уверен в себе (настойчив в привлечении
к себе внимания взрослого, не боится
незнакомых людей, новых занятий, игру-
шек, упорно добивается желаемого)
Общение со взрос-
лыми
Проявляет инициативу
Откликается на предложение
взрослого о совместной деятельности
Выполняет просьбу
Учитывает оценку взрослого в своей
деятельности
Легко вступает в контакты с посторонним
взрослым
Общение с детьми Проявляет доброжелательность
С интересом наблюдает за другими детьми
Играет рядом со сверстниками
Играет вместе со сверстниками
Принимается детьми в игру
Охотно участвует в групповых занятиях
Действия с пред-
метами
Радуется новым игрушкам, играм, за-
нятиям
Проявляет любознательность
Знает назначение бытовых предметов,
использует игровые предметы
в соответствии с их назначением
Длительно и сосредоточенно может за-
ниматься каким-либо делом
Проявляет настойчивость в достижении
результата
Имеет любимые игрушки, игры
и занятия (указать какие)
Игра с сюжетными
игрушками
Охотно играет с сюжетными игрушками
вместе со взрослым
Умеет играть самостоятельно
Умеет использовать предметы-замести-
тели
Речь Понимает речь взрослого
Лепечет
Говорит отдельные слова
Произносит фразы
Художественно-
эстетическая
деятельность
Проявляет интерес к книжкам, любит
слушать чтение взрослого,
рассматривать иллюстрации в книгах
Любит рисовать
Любить играть с музыкальными
игрушками
Любит танцевать

Приложение 4

Ф. И.
ребенка
Задание Общий
балл
Группа
Поймай шарик Спрячь шарики Разбери и сло-
жи матрешку
Разбери и сло-
жи пирамидки
Найди парные
картинки
Поиграй
с цветными
кубиками
Сложи разрез-
ные картинки
Построй
из палочек
Достань
тележку
Нарисуй

Дата проведения ______________________________________________________

Примечания __________________________________________________________

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль