Обязанности педагога психолога в детском саду при новом законодательстве

144

Педагог-психолог ДОО – равноправный член педколлектива образовательного учреждения для детей дошкольного возраста При этом он является автономным специалистом. Следует заметить, что профессиональная компетентность педагога дошкольного образования так высока, что только он способен выполнить квалифицированно ту часть педагогического процесса, которая доверена ему.

Однако зачастую администрация образовательного учреждения для детей дошкольного возраста заставляет педагога-психолога заменять отсутствующего по каким-то причинам воспитателя, коллеги-предметники ожидают от него поддержки в реализации своего стандартной методики педагогического общения и содействия в психоманипулировании родителями, а родители же, в свою очередь, надеются, что он авторитетно подтвердит «правильность» применяемого ими семейного воспитания. Противоречивость всех вышеперечисленных ожиданий очевидна.

Обязанности педагога-психолога в детском саду под призмой российских законов

Федеральный закон № 273, федеральный образовательный госстандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобразования № 1155 устанавливают новое содержание деятельности педагога-психолога образовательной организации.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию у детей личностных,  интеллектуальных, физических качеств решаются путем полипрофессионального подхода в процессе освоения всех существующих образовательных областей, вместе с теми задачами, которые отображают особенности каждой из них. В ст. 1.3ФГОС ДО говорится, что при практической реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) важно принять во внимание индивидуальные потребности детей и их возможности освоения Программы на той или иной стадии ее реализации.

Изучение и анализ подобных потребностей и возможностей как раз входят в обязанности педагога психолога в детском саду. В арсенале этого специалиста присутствуют диагностические средства, помогающие ему:

  • дать обстоятельную оценку нюансам психического развития ребенка, использование которой позволит конкретизировать его готовность к освоению сути Программы;
  • разработать те методы и приемы, которые будут способствовать максимально  успешному достижению намеченных образовательных результатов.

Таким образом, в функции педагога психолога в ДОО должны входить психодиагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольных образовательных программ на различных стадиях их реализации. Использование психодиагностики регламентировано в ст. 3.2.3 ФГОС ДО.

Психодиагностика в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста

При практической реализации Программы может оцениваться уровень индивидуального развития детей, благодаря чему разрешаются следующие образовательные задачи:

  • поддержка ребенка, индивидуализация его образования;  
  • оптимизации групповой работы с детьми.

При необходимости задействуется психодиагностика развития детей (выявление и изучение личных психологических особенностей), которую проводят специалисты соответствующей квалификации (то есть педагоги-психологи, детские психологи).

Участие ребенка в психодиагностике разрешается только с согласия его родителей (как законных представителей). Их согласие необходимо также и в случае оказания общей психологической помощи ребенку. Договор с родителями об оказании такой помощи детям в условиях образовательной организации заключается тогда, когда в договоре об оказании образовательных услуг, заключаемый ДОО и родителями при поступлении сюда ребенка, не прописан пункт о проведении психологической работы с детьми. Такой договор допускается подписывать как в индивидуальном порядке с каждым родителем в отдельности, так и сразу с группой родителей.

Обязанности педагога-психолога в детском саду по созданию социокультурной среды и просвещению родителей

В п. 8 ст. 1.6 ФГОС ДО подчеркивается необходимость создания в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста социокультурной среды, отвечающей всем особенностям детей (личностным, возрастным, психологическим, физиологическим) особенностям детей. Вследствие этого возникает необходимость участия педагога-психолога в планировании данной среды (не исключается и участие в экспертизе), что требует включения в его функции дополнительных позиций. Например, пункта о психологическом планировании и экспертизы образовательной среды.

Одной из традиционных функций педагога-психолога в ДОО является всестороннее психологическое просвещение родителей. В соответствии с пунктом 9 вышеуказанной статьи образовательное учреждение для детей дошкольного возраста обязано обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи ребенка и повысить уровень психолого-педагогической компетентности законных представителей ребенка - родителей  во всех сопутствующих вопросах. В их число входит развитие ребенка,  его оздоровление, образование, защита прав. Такой подход требует пересмотра деятельности педагогов-психологов и включения в проводимую ими работу с родителями более практикоориентированных методов.

Подобные методики призваны формировать у родителей умения и навыки, позволяющие в процессе семейного воспитания развивать своего ребенка, укреплять его психическое здоровье и т. п. Таким образом, формулируя обязанности педагога-психолога в детском саду, важно обратить внимание на повышение уровня компетентности родителей.

Во ФГОС ДО особое внимание отводится повышению профессиональной компетентности педагогических работников. Необходимо, чтобы педагог-психолог не только развивал собственную профквалификацию, но и участвовал в повышении психолого-педагогической компетентности других членов педколлектива, в котором он трудится. Кроме того, в основные функциональные обязанности педагога-психолога в детском саду необходимо включить реализацию мер, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно развивающей помощи. Эти направления деятельности напрямую повышают образовательные результаты, заложенных в Программе.

В развивающую и коррекционную работу педагога-психолога нужно включать занятия, в ходе которых дети овладевают такими видами деятельности, как общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Необходимым элементом круга задач педагога-психолога в ДОО должна стать работа с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Только профессиональные компетенции психолога способны создать базу для полномасштабного решения задач диагностики и устранения проблем развития, обеспечить помощь в социальной адаптации детей подобной категории. Важно участие психолога в обеспечении индивидуализации детей дошкольного возраста, в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для этих детей.

В ст. 3.2.1 ФГОС ДО обозначены психолого-педагогические требования к реализации программ образовательного учреждения для детей дошкольного возраста:

  • уважение взрослых к личностному достоинству детей, поддержка их уверенности в своих возможностях и способностях, формирование у них положительной самооценки,;
  • использование в образовательной деятельности методик работы с детьми, учитывающих их возрастные и личностные особенности (искусственное ускорение либо торможение развития детей недопустимо);
  • построение образовательной деятельности на базе взаимодействия взрослых с детьми с учетом интересов и способностей ребенка, социальной обстановки, при которой проходит его развитие;
  • поддержка взрослыми доброжелательных взаимоотношений между детьми в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в не свойственных им видах деятельности;
  • возможность выбора детьми видов активности и участников общения либо совместной деятельности;
  • защита детей от любого физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (как законных представителей) в воспитании детей, укреплении их здоровья и привлечение семей к образовательной деятельности.

Таким образом, главной функцией деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста является его участие в формировании психолого-педагогических условий реализации программ ДОО.

В заключение подчеркнем, что педагог-психолог ДОО в своей деятельности должен принимать во внимание:

  • тип и вид ДОО,
  • специфику детского коллектива,
  • наличие в ДОО других специалистов-психологов,
  • материально-техническое оснащение образовательного процесса,
  • конкретные направления деятельности специалиста-психолога.

Функциональные обязанности педагога-психолога оформляются документально и утверждаются руководителем образовательной организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль