Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Информация для родителей в детском саду

3 августа 2019
1407
Средний балл: 0 из 5
Информация для родителей в детском саду — актуальные сведения о жизнедеятельности организации, которые своевременно сообщаются в устной, визуализированной или информатизированной форме членам семей или законным представителям дошколят. 
Информирование родителей отражает:
  • специфику профилактической деятельности в ДОУ;
  • особенностей реализации образовательной программы;
  • выбранной в учреждении воспитательно-образовательной концепции;
  • наличие воспитательных и академических успехов и затруднений у детей;
  • данные о сроках и особенностях проведения различных мероприятий;
  • информацию о чрезвычайных ситуациях, произошедших в детском саду. 

Информационное взаимодействие с родителями

Воспитатели обязаны вовремя информировать родителей обо всем, что происходит с ребенком в стенах детского сада. Чтобы эффективно взаимодействовать с семьями, педагогам важно научиться бесконфликтному общению. В Школе менеджера образования воспитатели могут пройти дистанционное обучение по программе “Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО”.  Посмотреть, чему обучают на курсе, можно здесь

Как правило, на уровне ДОУ приказом заведующего назначается ответственный за информирование родителей относительно прав и обязанностей воспитанников. Он организует взаимодействие с коллегами и членами семей дошкольников, курирует информирование родителей по вопросам:
  • прав и обязанностей детей, педагогов, родителей и других участников образовательных отношений;
  • охраны здоровья воспитанников детского сада, оказания им социальной поддержки и медицинской помощи;
  • транспортного обеспечения, организации питания;
  • использования средств воспитания и обучения.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации относительно принципов информационного взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
-

Как общаться с родителями в мессенджерах и соцсетях. Советы психолога и комментарий юриста


- Как обновить информационные стенды к сентябрю

Ответственный работник в рамках своей компетенции предлагает способы совершенствования принципов взаимодействия с родителями воспитанников, для чего сотрудничает с некоммерческими организациями и общественными объединениями, надзорными органами, методическими объединениями. Он следит за своевременным размещением и обновлением информации на официальном сайте учреждения и информационных стендах.

Для организации профессионального общения с родителями педагоги должны информировать членов семей воспитанников относительно:
  • адаптации в детском саду, подготовки к режимным моментам и посещению ДОУ;
  • психического развития детей дошкольного возраста — особенностях внимания, интеллекта, памяти, речи, характерных для воспитанников ДОУ;
  • игровой деятельности детей и ее значения для освоения новых знаний, получения полезных навыков, развития образно-логического мышления, моторики, познавательных способностей, воображения;
  • подготовки к школе — рекомендации по адаптации к школьной жизни, физическим и интеллектуальным нагрузкам.
  • работы воспитанников на занятиях — фотографии с мероприятий, рисунки, поделки, результаты опросов или промежуточной аттестации;
  • рекомендаций педагога-психолога, дефектолога или медицинского работника по наиболее актуальным проблемам воспитания и развития детей, например, информация для родителей в детском саду о ветрянке или скарлатине

Информирование родителей в детском саду: темы и формы 

Эффективное взаимодействие с семьями воспитанников возможно при условии оперативного информирования относительно жизнедеятельности учреждения, использования всех форм связи, необходимых для:
  • знакомства с членами семей воспитанников — родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование;
  • педагогического просвещения родителей, ознакомления мам и пап дошкольников с достижениями науки в сфере обучения и воспитания детей — консультации, памятки, родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, чтения, мастер-классы и конференции, буклеты, устные журналы;
  • оповещения относительно хода воспитательно-образовательного процесса — информационные стенды, родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, памятки.  
Среди всех форм предоставления информации для родителей в детском саду наиболее востребованы следующие:
Форма информирования Описание
Стенд с информацией
Информационные стенды — эффективное средство информирования и предоставления наглядной информации для родителей в детском саду по широкому спектру актуальных тем. Их стремятся оформить в едином стиле (если информационных стендов несколько) и гармонично вписать в интерьер группы. На стендах допускаются высказывания известных педагогов, писателей, философов о воспитании детей, народная мудрость о семье и прочие поучительные цитаты. 
Оригинальной разновидностью стенда с информацией является стенд-путешественник, который содержит интересные для родителей материалы. Такой стенд размещают в раздевалке группы на неделю, а после он «переезжает» в следующую группу. Закончив свой маршрут, стенд нуждается в обновлении, после чего вновь начинает движение. 
Уголок для родителей
В нем размещается актуальная информация о ежедневном меню, расписании занятий, режиме дня, интересные факты, справочные материалы, объявления, полезные статьи. Все материалы делятся на две большие группы:
  • событийно-информационного характера;
  • образовательного содержания — освещается текущая воспитательно-образовательная работа, анонсируются ближайшие мастер-классы, консультации и собрания для родителей. 
В родительском уголке в обязательном порядке демонстрируются результаты освоения детьми основной программы (рисунки, поделки, альбомы, фотографии с мероприятий и выставок). 
Папка-передвижка Папки-передвижки содержат полезную и лаконично изложенную информацию, практические советы по интересующим родителей вопросам относительно развития, воспитания и обучения детей. Материалы для таких папок воспитатели готовят совместно с педагогами-психологами, логопедами, медицинскими работниками. Папку на время дают родителям воспитанника для изучения, а после проводят беседу или фронтально обсуждают информацию на родительском собрании.
Памятки Памятки — небольшие инструкции, содержащие рекомендации по выполнению действий. С их помощью воспитатели сообщают родителям, как правильно заполнять заявления, оформлять переводы и решать любые другие административно-организационные вопросы. 
Записки Ежедневные и неформальные записки воспитатель адресует родителям воспитанников, сообщая им о поведении, состоянии здоровья детей, видах деятельности, в которых участвовал малыш, и прочих аспектах. Педагоги посредством коротких записок могут информировать членов семьи дошкольника относительно его успехов, образовательных достижений (например, интересных высказываниях). 
Дни и недели открытых дверей Мероприятия, направленные на знакомство родителей воспитанников с принципами организации воспитательно-образовательного процесса, традициями учреждения. На подобных мероприятиях родители смогут понаблюдать за ходом педагогического процесса, реализации режимным моментов. 
Личные блокноты Блокноты содержат информацию обо всем, что происходит в детском саду и дома, а потому курсируют между родителями и воспитателями, обеспечивая оперативное извещение относительно важных событий.
Информационные листы Средства оперативного информирования, которые выдаются родителям и содержат сведения относительно дополнительных занятий, проведения экскурсий, мероприятий или собраний. В информационных листах могут быть просьбы о помощи, выражение благодарности инициативным родителям и членам семей воспитанников. 
Беседы и консультации для родителей  Форма информирования родителей по актуальным для них вопросам. Воспитатели и члены семей воспитанников обмениваются мнениями, педагоги дают содержательные ответы на интересующие родителей вопросы, пробуждая в последних интерес к педагогическим проблемам и аспектам воспитания детей. 

Использование ИКТ для информирования родителей

Современные информационно-компьютерные технологии незаменимы в процессе передачи информации для родителей в детском саду на лето или зиму, поскольку гарантируют оперативность, конфиденциальность и точность транслирования данных. Виртуальное информирование позволяет воспитателям не только сообщать родителям обо всем, что происходит в группе, но и оказывать психолого-педагогическую поддержку. 

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о правовых и этических основах взаимодействия воспитателя с родителями, психологических основах взаимодействия воспитателя с семьей, современных формах и методах взаимодействия воспитателя с семьей поможет программа

«Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Существует несколько способов взаимодействовать с членами семей воспитанников с помощью достижений ИКТ. 

Официальный сайт ДОУ

Официальный сайт учреждения — ресурс, на котором публикуются новости, объявления, полезные памятки и актуальная информация относительно жизнедеятельности детского сада. Благодаря нему существенно экономится время педагогов и родителей, которые могут активно включаться в жизнь ДОУ, использовать групповые и индивидуальные способы взаимодействия, вести диалог с другими педагогами и родителями, в том числе и на позициях приватности. Ведение официального сайта детского сада является обязательным, согласно положениям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. Сайт используется не только для размещения актуальной информации, но также для привлечения квалифицированных кадров, повышения имиджа организации, демонстрации достижений работы коллектива детского сада, перспектив развития, материально-технической базы учреждения.    
Любая зимняя или летняя информация для родителей в детском саду, опубликованная на официальном сайте быстро станет достоянием общественности (фотографии и личные данные детей или педагогов могут размещаться только после получения согласия на публикацию личных данных). Это служит обеспечением информационной открытости учреждения, повышая уровень доверия родителей, партнеров и представителей общественности. Именно поэтому на страницах ресурса публикуются мультимедийный и текстовые данные о воспитательно-образовательной деятельности, организационной политике детского сада, его ресурсном обеспечении. Обязательными для официального сайта являются разделы «Взаимодействие с родителями» и «Информационная безопасность», в них должны содержаться полезные рекомендации и памятки. Официальный сайт выполняет несколько важных функций:
  • информационная — посредством видеообращений, блогов педагогов, новостных страниц, анонсов и виртуальных экскурсий обеспечивает обратную связь с родительской общественностью, доступность и открытость учреждения;
  • образовательная — для повышения педагогической компетентности родителей, приобщения их к жизни ДОУ на страницах сайта публикуются мастер-классы, семинары-практикумы, различные квесты и игры, педагогические брифинги, полезные статьи и видеоконференции. 
Чтобы облегчить взаимодействие родителей и педагогов, следует создать форум на официальном сайте. 
Форум на сайте детского сада — ресурс, посетители которого могут создавать волнующие их темы, задавать вопросы и обсуждать их с другими пользователями. Внутри созданных тем могут проводиться анкетирования или опросы. Форум не только позволяет не только оперативно транслировать информацию для родителей, но и обсуждать вопросы адаптации в детском саду, подготовки к школе, состояния здоровья и уровня развития детей, потребностей ДОУ. С его помощью родители и педагоги могут общаться в любое удобное время. Чтобы форум выполнял свои функции, он должен быть живым, регулярно посещаемым, а темы в нем — актуальными для всех участников образовательных отношений. Посетители должны иметь возможность оставлять замечания, комментарии и пожелания, а администрация в свою очередь выполнять их. К сожалению, у форума должен быть администратор, который должен курировать работу ресурса, предлагать темы, стимулировать общение. У педагогов на это часто не хватает времени, а оплачивать услуги привлеченного специалиста ДОУ не всегда в состоянии. 
Своеобразной альтернативой служат блоги и личные странички педагогов на официальном сайте организации. 

Блоги и личные страницы воспитателей — страницы, на которых педагоги представляют результаты профессиональной деятельности, личные достижения, плоды творчества. Они служат инструментом для обмена опытом с коллегами и родительской общественностью, средством повышения квалификации и самообразования. Качественные интересные публикации способствуют повышению авторитета педагога среди родителей, росту доверия к нему и его педагогическим приемам. На своих страницах воспитатели могут консультировать родителей, записывать для них видеообращения, проводить опросы. Единственным недостатком является тот факт, что ведение блога требует от воспитателя значительных временных затрат и наличия необходимых технических средств, которые есть не каждого педагога. 
Однако далеко не всего родители воспитанников являются пользователями глобальной сети, потому целесообразно использовать разные каналы связи для информирования родительской общественности. 

Электронная почта, мессенджеры и социальные сети

Электронная почта — простейший инструмент взаимодействия детского сада и семьи, который позволяет обмениваться оперативной информацией. Таким образом воспитатели могут пересылать членам семей воспитанников объявления, новости, практические материалы (сведения о форме одежды на то или иное мероприятия, памятки, стихотворные строки для заучивания, ПДД информацию для родителей в детском саду). 
Создание электронной почты:
  • не требует от родителей специальных навыков, гарантируя быструю доставку сообщений, полную конфиденциальность общения, возможность хранить важные данные;
  • экономит время педагогам, которые используют массовую рассылку писем, позволяя оперативно оповещать родителей всех детей группы. 
К недостаткам этой формы общения можно отнести необходимость проверять электронный почтовый ящик, чистить его от старых и спам-писем, отсутствие общения в реальном времени. 
Группа в социальной сети — передовой способ взаимодействия с современными родителями, использующими ИКТ-технологии. С его помощью воспитатели могут обсуждать актуальные темы, успехи детей, потребности группы, а также рассказывать об интересных мероприятиях в ДОУ, популяризировать организацию среди родительской общественности. Достаточно опросить родителей, чтобы выяснить, какая социальная сеть наиболее популярна среди них, а после создать страну на выбранном ресурсе. В результате любая оперативная информация для родителей в детском саду, будь-то клещи или прививки, будет известна каждому участнику созданной группы. Родители смогут делиться впечатлениями, высказывать предложения в режиме реального времени в удобной для себя форме, делиться фото- и видеоотчетами о прошедших мероприятиях. Воспитатель в этом случае может взять на себя роль администратора доступов к группе и куратора проверки материалов, сведя участие в беседах и коллективных спорах к минимуму. 
К недостаткам информирования через социальные сети относят снижение активности живого общения представителей родительской общественности. Если куратор группы не установит правила общения, лента может быть заспамлена бесполезными постами, рекламой и прочими материалами, которые будут мешать рациональному общению. 
Мессенджеры — инструменты интерактивного общения в режиме реального времени, большинство из которых поддерживает возможность обмена файлами, проведения индивидуальных или групповых видеочатов и конференций. К числу наиболее востребованных сервисов обмена сообщениями относят Viber, WhatsApp, Skype, ICQ, Telegram, с помощью которых можно обмениваться личными сообщениями с родителями или вести групповые беседы. Мессенджеры следует использовать правильно, заблаговременно устанавливая правила ведения переписки, иначе родители будут писать в чаты в любое время суток, использовать его для рекламы или объявлений о продаже вещей. 
Чтобы общение посредством ИКТ было эффективным и взаимовежливым, следует соблюдать несколько простых правил:
  • не использовать нецензурную лексику, фото- и видеофайлы, содержание которых может быть оскорбительным для участников беседы;
  • воздерживаться от оскорблений, призывам к агрессии, воспитатель должен в любой ситуации сохранять нейтралитет;
  • писать только по делу, контролировать ход беседы, возвращая его к изначальной теме;
  • не писать после 23 часов и до 7 утра;
  • следовать правилам вежливого и уважительного общения, обращаясь к собеседникам так, как хотелось бы, чтобы общались с вами;
  • публиковать персональные данные только с согласия человека.
Всем участникам бесед и личных переписок важно помнить, что с юридической точки зрения общение в сети несет больше рисков, чем живое. За оскорбление и разглашение персональных данных предусмотрена административная, гражданско-правовая, а иногда даже уголовная ответственность. 

Информационные стенды в детском саду

Стенды с информацией для родителей в ДОУ — простой и эффективный способ проинформировать общественность. Если они правильно оформлены и размещены, стенды привлекают внимание и представляют данные в доступном для целевой аудитории виде. В отличие от официального сайта на законодательном уровне не предусмотрены нормы оформления и наполнения стендов, однако региональные и муниципальные органы власти вправе публиковать методические рекомендации по оформлению информационных стендов в ДОУ, регулируя тем самым их использование.
По принципу размещения информационные стенды в детских садах делятся на напольные и навесные (последние используются чаще), поскольку напольные могут легко травмировать детей, а при установке требуют больше пространства. 

По содержанию стенды делятся на:
  1. Ознакомительные — содержат уставную информацию, сведения о лицензии на ведение образовательной деятельности, копию свидетельства о госаккредитации, документы, регулирующие права и обязанности участников образовательных отношений, правила приема, перевода и отчисления детей, внутреннего распорядка учреждения, данные о предоставлении платных образовательных услуг. Дополнительно на ознакомительном стенде в уголке информации для родителей в детском саду можно указать количество свободных мест, предоставляемых образовательных услугах и реализуемых программах, родительской плате за присмотр и уход. 
  2. Информационные — содержат материалы относительно воспитательно-образовательного процесса, возрастных особенностей детей. На информационных стендах публикуют объявления и памятки. Оформлением таких стендов занимаются воспитатели группы, размещая на них новости, сведения о режиме дня, часах приема администрации, важные объявления о предстоящих мероприятиях. В отдельный раздел можно вынести практическую информацию об учебно-воспитательной работе в группе, фотографии с мероприятий, мини-отчеты о проделанной работе. 
  3. Тематические — раскрывают определенную тему, например, причины детского травматизма, меры профилактики гриппа, приемы развития памяти или воображения и прочие. Тематические стенды могут быть общими для всех групп ДОУ. Стендовая информация для родителей в детском саду должна частично или полностью обновляться не реже чем раз в месяц. 
  4. Развивающие — эта разновидность стендов предназначена для детей, чтобы те могли размещать на них интересную для них информацию, фотографии. Дидактические стенды оформляют как правило необычно и ярко, чтобы привлекать внимание воспитанников. 
После выбора расположения и содержания информационные стенды для родителей оформляются согласно негласным правилам. Все они должны содержать интересную и актуальную для общественности информацию, полезные советы и новости. 
  • Тематические платформы размещают в соответствующей зоне группы или учреждения (медицинской тематики — возле медкабинета, о спортивных достижениях или значении спорта — возле спортзала или физкультурно-спортивной зоны). Важно, чтобы стендовая информация полностью соответствовала выбранной теме, а конструкция и ее оформление было выдержано в единой стилистике. 
  • Для наполнения ознакомительных стендов целесообразно использовать формальный стиль изложения, печатные документы и копии официальных документов, а в оформлении информационных и тематических конструкций допустим креатив, использование рукописных материалов, рисунки, различные декоративные элементы. Стоит отказаться от сложной терминологии и канцелярского стиля, чтобы сделать стендовую информацию общедоступной для всех.
  • Информацию тщательно структурируют и дозируют, чтобы читатель мог быстро ознакомиться с основными тезисами, а при желании перейти к изучению темы более подробно. Для этого на стенде делают визуальные акценты, выделяя главное, используют иллюстрации, графики, схемы и другую вспомогательную информацию, упрощающую восприятие. Для оптимального прочтения соотношение иллюстраций и текста на стенде должно быть 6:2 (фотографий и картинок должно быть ощутимо больше). В печатных материалах должны быть ссылки на издание или авторство. 
  • Стенд должен размещаться таким образом, чтобы публикации на нем были читабельными, а конструкция была хорошо видна. Для этого ее устанавливают на хорошо освещенной стене на высоте глаз взрослого человека, используя 14 кегль шрифта. Чтобы она гармонично вписалась в интерьер, информационную платформу оформляют в том же цветовом и стилевом решении, как и помещение группы (детского сада). Для этого стенды зачастую заказывают в специализированных мастерских оптом для всего учреждения или в рамках одной группы, что позволяет создать единое пространство. 
  • В недостаточно освещенных помещениях отдают предпочтение стендам, оформленным в светлых тонах, а в хорошо освещенных уместны конструкции любой цветовой гаммы. Платформу размещают в местах наибольшего скопления людей — над детскими шкафчиками в раздевалке или напротив входной двери в группу. Чтобы информация была читаема, ее легко можно было менять и в то же время чтобы листы не снимались, а текст не выгорал, лучше всего размещать листы в карманы из акрила или тонкого оргстекла.
Оперативное информирование и своевременные

консультации для родителей воспитанников детского сада

воспитанников ДОУ о работе учреждения, реализуемой образовательной программе, перспективах развития и потребностях, особенностях психического развития дошкольников, специфике адаптации к саду, готовности к поступлению в школу, особенностях межличностного взаимодействия, детского поведения позволяет достичь тесного взаимодействия между семьями дошкольников и детским садом.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.