Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

1113

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего време­ни является рост количества детей с проблемами в разви­тии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа с дошкольниками с ОВЗ по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

Модель комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ

Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:

  • нахождение эффективных способов организации коррекционной, воспитательной и образовательной помощи дошкольникам;
  • важность совершенствования приемов психологической и коррекцион­но-педагогической деятельности;
  • нехватка специальных знаний в области образования детей с ОВЗ;
  • скудное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, касающегося лиц с ОВЗ.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Модель комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО нацелена на создание эффективной системы полноценного сопровождения детей с ОВЗ, направленного:

  • на полное развитие дошкольника в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психологических и физических дефектов развития;
  • включение в окружающую ребенка социальную среду;
  • подготовку к дальнейшему обучению в школе.

Технология воспитания и обучения детей в рамках созданной модели характеризуется личностно-ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и раз­витие.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

  • поиск данных о детях с ОВЗ и их систематезация;
  • оптимизация психолого-педагогической компетенции всех участников комплексного сопровождения;
  • выбор способа воспитания и развития детей с ОВЗ;
  • работа с базовыми областями деятельности специалистов по сопровождению;
  • психолого-педагогическая диагностика детей в части работы с дошкольниками с ОВЗ;
  • включение родителей в процесс сопровождения дошкольника;
  • информирование родителей о результатах проведенной работы;
  • оценка эффективности деятельности участников сопровождения;
  • проектирование работы с дошкольниками на будущее.

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического конси­лиума (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

Работа с дошкольниками с ОВЗ убедила нас в том, что наибольшую эф­фективность реализации данной модели обеспечивают опреде­ленные условия.

Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

Взаимодействие с родителями в процессе работы с дошкольниками с ОВЗ

Одно из неотъемлемых условий комплексного сопровождения детей с ОВЗ - сотрудничество с родителями. Это непростой процесс, от успешности ко­торого зависит результат достижения целей обучения, воспитания и коррекции.


Эффективные формы сотрудничества с родителями в ходе работы с дошкольниками с ОВЗ:

  • консультации по запросу родителей;
  • самодиагностика родительского отношения к детям;
  • обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей;
  • информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;
  • знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка;
  • работа родительского клуба.


Сотрудничество с родителями может быть как индивидуальным, так и групповым. Расширить взаимодействие с ними можно за счет специальных интерактивных методов с активным обсуждением. Так, у участников имеется возмож­ность рассуждать, делать выводы, решать предложенные различные ситуации, делиться опытом воспитания. Более того, практически любую форму сотрудничества сегодня можно сделать интерактивной.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом в ходе работы с дошкольниками с ОВЗ

Сегодня педагоги, которые работают с детьми с ОВЗ, зачастую сталкиваются с проблемами, которые они не в состоянии решить самостоятельно. Трудности могут быть вызваны, например, коррекционной работой с детьми. Из-за этого бывает невозможна реализация рекомендаций педагога-психолога. Исходя из сказанного можно утверждать, что важным направле­нием в работе с педагогами сопровождения считаются:

  • оптимизация психологической компетентности учителей посредством различных форм просвещения: семинаров, практикумов, консультаций, бесед, дискус­сий;
  • оказание помощи в профессиональной самореа­лизации;
  • работа с дошкольниками с ОВЗ в вопросах анализа совместной деятельности;
  • проработка индивидуальных коррекционных программ;
  • реализация рекомендаций специалистов.

Повышение психолого-педагогической компетенции в рабо­те с детьми с ОВЗ, профессиональное самосовершенствование всех участников медико-психолого-педагогического сопровож­дения повышают заинтересованность и понимание всех участ­ников сопровождения в решении проблем развития детей с ОВЗ.

Этапы организации комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ

Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ осущест­вляется в 3 этапа:

  1. диагностико-прогностический;
  2. коррекционно-формирующий;
  3. оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой ин­формационной составляющей процесса сопровождения. Основ­ные направления этапа включают:

  • информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспи­тания в семье);
  • всестороннюю оценку интеллектуального развития;
  • диагностику развития психических функций;
  • оценку психомоторного развития;
  • оценку развития эмоционально-волевой сферы;
  • оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
  • оценку характера и особенностей личности в целом;
  • прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать особенности возраста детей и область их ближайшего развития;
  • сочетать коррекционные возможности индивидуальной и совместной работы;
  • базироваться на результатах психолого-педагогической диагностики;
  • учитывать необходимость организации работы всех специали­стов в комплексе;
  • учитывать необходимость оценки оптимальности коррекционного воздей­ствия (касается как самого процесса реализации, так и его завершения).

Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

Оценочно-проективный этап работы с дошкольниками с ОВЗ считается итоговым в процессе реализации модели комплексного сопровождения. Данный этап состоит из:

  • оценки эффективности деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
  • проектирование работы с детьми на следующие этапы.

Таким образом, использование модели ком­плексного сопровождения дошкольников с ОВЗ предоставляет педагогу-психологу шанс понять свои плюсы и минусы, определить, какие методы взаимодействия, используемые с детьми и родителя­ми, наиболее эффективны, и профессионально совершенствоваться, пополняя багаж своих зна­ний.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль