Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

269

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего време­ни является рост количества детей с проблемами в разви­тии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа с дошкольниками с ОВЗ по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

Модель комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ

Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:

  • нахождение эффективных способов организации коррекционной, воспитательной и образовательной помощи дошкольникам;
  • важность совершенствования приемов психологической и коррекцион­но-педагогической деятельности;
  • нехватка специальных знаний в области образования детей с ОВЗ;
  • скудное программно-методическое обеспечение образовательного процесса, касающегося лиц с ОВЗ.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 мая 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

быстрая подписка: 8-800-775-4822


Модель комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО нацелена на создание эффективной системы полноценного сопровождения детей с ОВЗ, направленного:

  • на полное развитие дошкольника в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психологических и физических дефектов развития;
  • включение в окружающую ребенка социальную среду;
  • подготовку к дальнейшему обучению в школе.

Технология воспитания и обучения детей в рамках созданной модели характеризуется личностно-ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого-педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и раз­витие.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

  • поиск данных о детях с ОВЗ и их систематезация;
  • оптимизация психолого-педагогической компетенции всех участников комплексного сопровождения;
  • выбор способа воспитания и развития детей с ОВЗ;
  • работа с базовыми областями деятельности специалистов по сопровождению;
  • психолого-педагогическая диагностика детей в части работы с дошкольниками с ОВЗ;
  • включение родителей в процесс сопровождения дошкольника;
  • информирование родителей о результатах проведенной работы;
  • оценка эффективности деятельности участников сопровождения;
  • проектирование работы с дошкольниками на будущее.

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического конси­лиума (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

Работа с дошкольниками с ОВЗ убедила нас в том, что наибольшую эф­фективность реализации данной модели обеспечивают опреде­ленные условия.

Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

Взаимодействие с родителями в процессе работы с дошкольниками с ОВЗ

Одно из неотъемлемых условий комплексного сопровождения детей с ОВЗ - сотрудничество с родителями. Это непростой процесс, от успешности ко­торого зависит результат достижения целей обучения, воспитания и коррекции.


Эффективные формы сотрудничества с родителями в ходе работы с дошкольниками с ОВЗ:

  • консультации по запросу родителей;
  • самодиагностика родительского отношения к детям;
  • обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей;
  • информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;
  • знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка;
  • работа родительского клуба.


Сотрудничество с родителями может быть как индивидуальным, так и групповым. Расширить взаимодействие с ними можно за счет специальных интерактивных методов с активным обсуждением. Так, у участников имеется возмож­ность рассуждать, делать выводы, решать предложенные различные ситуации, делиться опытом воспитания. Более того, практически любую форму сотрудничества сегодня можно сделать интерактивной.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом в ходе работы с дошкольниками с ОВЗ

Сегодня педагоги, которые работают с детьми с ОВЗ, зачастую сталкиваются с проблемами, которые они не в состоянии решить самостоятельно. Трудности могут быть вызваны, например, коррекционной работой с детьми. Из-за этого бывает невозможна реализация рекомендаций педагога-психолога. Исходя из сказанного можно утверждать, что важным направле­нием в работе с педагогами сопровождения считаются:

  • оптимизация психологической компетентности учителей посредством различных форм просвещения: семинаров, практикумов, консультаций, бесед, дискус­сий;
  • оказание помощи в профессиональной самореа­лизации;
  • работа с дошкольниками с ОВЗ в вопросах анализа совместной деятельности;
  • проработка индивидуальных коррекционных программ;
  • реализация рекомендаций специалистов.

Повышение психолого-педагогической компетенции в рабо­те с детьми с ОВЗ, профессиональное самосовершенствование всех участников медико-психолого-педагогического сопровож­дения повышают заинтересованность и понимание всех участ­ников сопровождения в решении проблем развития детей с ОВЗ.

Этапы организации комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ

Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ осущест­вляется в 3 этапа:

  1. диагностико-прогностический;
  2. коррекционно-формирующий;
  3. оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой ин­формационной составляющей процесса сопровождения. Основ­ные направления этапа включают:

  • информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспи­тания в семье);
  • всестороннюю оценку интеллектуального развития;
  • диагностику развития психических функций;
  • оценку психомоторного развития;
  • оценку развития эмоционально-волевой сферы;
  • оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
  • оценку характера и особенностей личности в целом;
  • прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать особенности возраста детей и область их ближайшего развития;
  • сочетать коррекционные возможности индивидуальной и совместной работы;
  • базироваться на результатах психолого-педагогической диагностики;
  • учитывать необходимость организации работы всех специали­стов в комплексе;
  • учитывать необходимость оценки оптимальности коррекционного воздей­ствия (касается как самого процесса реализации, так и его завершения).

Система комплексной работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОО

Оценочно-проективный этап работы с дошкольниками с ОВЗ считается итоговым в процессе реализации модели комплексного сопровождения. Данный этап состоит из:

  • оценки эффективности деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
  • проектирование работы с детьми на следующие этапы.

Таким образом, использование модели ком­плексного сопровождения дошкольников с ОВЗ предоставляет педагогу-психологу шанс понять свои плюсы и минусы, определить, какие методы взаимодействия, используемые с детьми и родителя­ми, наиболее эффективны, и профессионально совершенствоваться, пополняя багаж своих зна­ний.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль