Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

171

Многих родителей заботит процесс поступления ребенка в ДОУ, поскольку он означает переход из до­машней среды в структурированную среду детского сада. Некоторые мамы не готовы отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности. Необходимо, чтобы у роди­телей была возможность ввести ребенка в детский коллектив, что будет способствовать развитию его коммуникативной, по­знавательной, эмоциональной сферы.

Современная система образования предлагает широкий вы­бор организаций при поступлении в ДОУ и многообразие форм воспитания и обучения. Ребенка можно определить в детский сад на полный день или в группу кратковременного пребывания, а можно несколько раз в неделю посещать группы развития или игровой поддержки. По­добные групповые занятия являются оптимальным вариантом для развития детей раннего возраста, т. к. они проходят исключитель­но в игровой форме и совместно с мамой ребенка, что исключает стресс от расставания с ней и долгий процесс адаптации, как в ясельной группе.

В ГБОУ ДОУ № 2629 г Москвы ЦИПР - структурное подразделе­ние, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования. Деятельность педагога-психолога в ДОУ регламентируется планом работы (таблица).

План работы педагога-психолога в условиях ЦИПР

Мероприятие

Сроки

1

Первичная консультация с родителями и детьми

Июнь – август

2

Родительская гостиная «Давайте, познакомимся»

Сентябрь

3

Групповые игровые развивающие сеансы с детьми в сопровождении родителя (законного представителя) (приложение 1)

В течении года

4

Индивидуальные развивающие игровые сеансы с детьми и их родителями (законными представителями)

В течении года

5

Досуговое мероприятие «В гости осень к нам пришла»

Октябрь

6

Конкурсы для родителей «Я и мой малыш»; «Новогодняя игрушка», «Весенний букет»

В течении года

7

Театрализованный интерактивный сеанс «Репка» (приложение 2)

Ноябрь

8

Новогодний праздник «Елка!»

Декабрь

9

Организация и проведение зимних забав по подгруппам

Январь

10

Театрализованное досуговое мероприятие «Курочка Ряба»

Февраль

11

Участие в народных гуляниях «Ай да Масленица!»

Февраль

12

Музыкальное досуговое мероприятие «Веснянка»

Март

13

Театрализованный интерактивный сеанс «Теремок»

Апрель

14

Выпускной вечер

Май

15

Тематические консультации для родителей

В течении года

16

Тематические консультации для специалистов ЦИПР

В течении года

Основные формы деятельности педагога-психолога в ДОУ с ребенком и се­мьей: индивидуальные и групповые игровые сеансы, консультация, тренинг. Наполняемость групп при организации групповой рабо­ты с детьми - не более 8 человек. Групповая работа может быть ор­ганизована несколькими специалистами одновременно: старшим воспитателем, педагогом-психологом, воспитателем, педагогом дополнительного образования, музыкальным руководителем.


Примерный алгоритм проведения группового сеанса:

1.     Приветствие в кругу, настрой на доброжелательное отношение друг к другу всех участников игрового сеанса.

2.     Совместная деятельность «дети – родители – специалисты» (зарядка, развивающая игра согласно тематическому плану, развитие речи и т. п.).

3.     Свободная деятельность (индивидуальные занятия).

4.     Художественно-эстетическая деятельность (рисование, лепка, театральная постановка, музыкальное занятие и пр.).

5.     Направленная физическая активность.

6.     Свободная деятельность (индивидуальные занятия).

7.     Завершающая часть: спокойные игры, релаксация, массаж. Прощание.


Деятельность педагога-психолога в ДОУ в рамках индивидуального игрового сеанса не имеет отдельного алгоритма и выстраивается согласно задачам, которые ставит специалист в соответствии с индивидуальными особенностями развития ре­бенка.

Весной родители приглашаются на первичную консультацию к педагогу-психологу, на которой происходит знакомство с ребен­ком и его семьей. В начале беседы педагог-психолог просит роди­телей ответить на вопрос: с какой целью они хотят посещать ЦИПР. Далее он знакомит родителей с основной целью создания ЦИПР и спецификой его работы.

Деятельность педагога-психолога в ДОУ включает составление маршрутного листа игровых сеансов (индивидуальных и групповых), в котором указывается возрастная группа и группа развития, воз­растные особенности ребенка, время посещения игровых сеан­сов; линии развития (сенсорное развитие, общие движения, речь, навыки, поведение); рекомендации родителям. Родителям выдает­ся анкета с параметрами развития ребенка для заполнения дома.

Данные, полученные на первичном консультировании, вносят­ся в листок первичного консультирования:

  • дата консультирования;
  • Ф. И. ребенка, дата его рождения;
  • Ф. И. О. родителей, домашний телефон;
  • трудности при воспитании ребенка и при контакте со взрослыми;
  • основные документы ребенка (регистрационный лист, анкета, анамнез);
  • форма работы с ребенком (индивидуальная и групповая);
  • дата начала и окончания занятий.

На каждого ребенка составляется психологическое заключе­ние по результатам диагностики готовности поступления в ДОУ.

После консультирования все родители и дети приглашаются в родительскую гостиную «Давайте познакомимся!» для ознакомле­ния с предметно-развивающей средой - игровой комнатой, музы­кальным и физкультурным залами. На этой встрече родители зна­комятся с руководителем подразделения и педагогами центра, а также с расписанием игровых сеансов по группам.


Примерный алгоритм работы с родителями в ходе групповых встреч с педагогом-психологом:

1. Приветствие. Мини-тренинг личностного развития (в зависимости от потребностей группы).

2. Беседа по заранее определенной теме.

3. Ответы на возникшие вопросы.


Развивающие игровые сеансы прово­дятся при условии активности самих роди­телей. Мама или папа работают в паре с ма­лышом, реализуя «тройственный союз»: специалист - ребенок - родитель.

Между игровыми сеансами организует­ся самостоятельная игровая деятельность детей с родителями и сверстниками, где главное внимание уделяется процессуаль­ной игре и общению. Развивающие сеансы разнообразны как по форме, так и по содержанию. В работе используется различный ма­териал: крупы, природный и бросовый материалы, тесто, вода, пальчиковые краски.

Игровые сеансы по подготовке к поступлению в ДОУ длятся в зависимости от возраста детей - от 10 до 15 минут. Общее время посещения центра составляет 1 час. За это время можно принять участие в музыкальных минутках (во время которых родители и малыши учатся слушать музыкальные произведения, двигаться в соответствии с характером музыки, играть на музыкальных инструментах), в минутках здоровья, играх с водой и крупой и т. п.

Деятельность педагога-психолога в ДОУ включает подготовку различных творческих конкурсов непосредственно для родителей, например:

  • проект «Малыш глазами взрослого» - родители показывают и рассказывают о своем малыше от «появления на свет и по сегодняшний день» в стихотвор­ной форме, оформляют фоторепортажи в журналах, газетах, ретро-альбо­мах;
  • проект «Тактильный коврик» - мамы мастерят для своего малыша коврики для развития мелкой моторики;
  • конкурс «Моя семья» - родители творчески представляют информацию о сво­ей семье в стенгазетах, комических зарисовках, фотоколлажах и проч.

Приложение 1

Игровой развивающий сеанс "Водичка,водичка ..." для детей раннего возраста совместно с родителями

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Приложение 2

Театрализированный интерактивный сеанс по сказке "Репка" с детьми раннего возраста

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОУ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль