Адаптированные образовательные программы (АОП) для детей с ОВЗ

3253

АООП для детей с ОВЗ в законодательстве об образовании

Процесс организации доступной среды в системе общего образования для обучения с помощью адаптированных образовательных программы детей с ОВЗ начался после принятия закона Об образовании 2013 года. Статья 42 закрепляет право обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, на помощь со стороны образовательных, медицинских организаций и общественных объединений в обучении. Закон дал возможность детей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в районных школах и детских садах, по месту жительства, вместе со своими сверстниками, по адаптированным образовательным программам (АОП), с учетом специальных условий. Это право было закреплено в ряде приказов Минобрнауки.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Большое значение имеет Приказ № 1082 об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также Приказ №1015 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности в школах и Приказ №1014, утверждающий данный порядок для детских садов. Прием в школу детей с ОВЗ регламентируется приказом № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 

Согласно этим нормативным актам, любая школа, детский сад обязаны принять ребенка с ОВЗ и организовать условия для его обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК, которые и определяют содержание адаптированной образовательной программы в детсом саду (АОП).

Ваши коллеги рекомендуют:

Топ 12 материалов по теме «Инклюзивный детский сад»



Адаптированные основные образовательные программы (АООП) для обучения детей с ОВЗ в школе регламентируются приказом №1598 об утверждении ФГОС начального общего образования для лиц с ОВЗ и приказом №1599 об утверждении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Эти приказы включают в себя требования к адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), т.е. к программе, которую разрабатывает образовательная организация для групп. Приказы включают также непосредственно требования к условиям, требования к результатам и к структуре образования. Для разработки адаптированной образовательной программы (АОП) под конкретного ребёнка этот стандарт может использоваться как руководство к действию. Он может использоваться исходя из категории ОВЗ и исходя из варианта программы, которых предлагается несколько для каждой категории. Практически, в школах дети с ОВЗ обучаются либо в группах (не более 15 человек), тогда используются АООП, либо ребенок с ОВЗ инклюзивно обучается в классе по специально для него разработанной программе (АОП).

Содержание и структура АООП для детей с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС) для лиц с ОВЗ ,  а также (ФГОС) для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вступают в действие с 1 сентября 2016 года. В этих документах представлены требования к содержанию, структуре, результатам адаптированных основных образовательных программ (АООП).

В содержание АООП  и АОП входят образовательный, коррекционный, воспитательный блоки. Каждый из трёх блоков должен учитывать предметные, метапредметные и личностные результаты освоения детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы. Когда речь идет  о детях с нарушениями интеллекта, то в адаптированной основной образовательной программе не говорится о метапредметных универсальных действиях, там говориться о базовых учебных действиях, которые должны быть сформированы.

Образовательный  компонент АООП и АОП  - это само содержание образования и ожидаемые предметные результаты, включая критерии оценки достигнутых результатов.

Коррекционный компонент  - это:

В разработке  этого большого блока должны участвовать специалисты помогающего профиля, работающие с детьми с ОВЗ вне школы. Воспитательный компонент – программа внеурочной деятельности, воспитательная работа – всё, что касается жизнедеятельности такого ребёнка не только в школьном пространстве.

Отдельно следует сказать о требованиях к результатам образования по АОП. Здесь должны быть выделены результаты не только связанные с предметным содержанием, но и результаты, связанные с динамикой показателей.  В результатах должны быть отражены ключевые компетенции, полученные ребенком в результате прохождения программы. В результатах важно учесть продвижение детей с ОВЗ относительно своих же прошлых показателей и компетенций.  Желательно адаптировать контрольные материалы с учетом  особенностей развития ребёнка.

В структуру АООП и АОП входят  цели и задачи обучения по предмету или предметам на текущий учебный год. Здесь должны быть указаны примерные программы, на основе которых разработана и подготовлена АОП. 

Такая программа может содержать:

  • перераспределение часов на изучение определённых разделов и тем;
  • изменение последовательности этих тем.

 Более существенные изменения образовательных  программ касаются детей с нарушениями интеллекта, с расстройствами аутистического спектра, с нарушением коммуникации, которое достаточно серьёзно влияет на усвоение материала.  Дети, имеющие сохранный интеллект или задержку развития,  двигаются в русле общеобразовательных программ. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль