Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

47

Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Сегодня дети, которые воспитываются без родителей, по психическому развитию отличаются от своих ровесников, которые выросли в семье. Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи, протекает медленнее, более того, на всех этапах детства оно сопровождается негативными осо­бенностями.

Некоторые отклонения от нормы у воспитанни­ков детских домов можно назвать в эмоционально-волевой сфере: дело в том, что у них нарушен процесс социального взаимодействия, они не достаточно уверены в себе и обладают неадекватной самооценкой. Такая своеобразная ограниченность эмоциональной жизни, которая наблюдается в детских домах, способствует развитию у ребенка психических расстройств и сложностей в социальной адаптации.


Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении


Если учитывать характер эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся без родителей, и современные инновационные технологии, становится понятно, насколько очевидна степень активного внедрения в работу педагога-психолога детского до­ма простых и в то же время оригинальных средств психологической коррекции.

Рисование песком на стекле как вспомогательный фактор эмоционально-личностного развития дошкольников

Один из наиболее эффективных мето­дов эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи, это песочная терапия, при этом задействуется техника рисования песком на подсвеченной по­верхности стола (SandArt). Надо сказать, она отличается от игры с песком (SandPlay), в процессе которой создаются целые миры в песочнице при помощи воды, различных фигурок и игрушек разной символики (это могут быть звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т. п.).


Эмоционально-личностное развитие дошкольников, которые воспитываются без родителей, может характеризоваться наличием следующих психологических особенностей:

  • пониженного фона настроения;
  • узкой гаммы эмоций;
  • неадекватных форм эмоционального реагирования, проявляющегося на одобрение и замечание;
  • повышенной склонности к страхам, беспокойству и т. д.


Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Техника работы с песком может «заземлять» отрицательные эмоции, такие рисунки несут в себе возможность трансформации, способствуют осознанию эмо­циональных состояний и глубоких душевных переживаний, дают возможность при­нять и проявить в творче­стве разнообразные грани собственно­го «Я».

SandArt может применяться педагогами-психологами в образова­тельных и развивающих целях: обучении чтению и письму, осно­вам рисования; развитии познавательных процессов; расширении кругозора и общей осведомленности; совершен­ствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей.

Применение техники рисования песком для пользы эмоционально-личностного развития дошкольников

Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у детей-сирот от 3 до 18 лет. В частности, данную техни­ку можно использовать в работе с детьми, для которых характерны: агрессивность, непослушание, гиперак­тивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, школьная не­успеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими разного рода психо­соматические заболевания.

Зачастую техника рисования песком выступает как коррекционное воздействие для пользы эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся без родителей. Однако бывают и ситуации, когда эта техника стимулирует ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать уровень эмоционального напряжения и т. д.


В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост


Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а ино­гда невербальное средство оказыва­ется единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интен­сивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимы­ми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное - ощутить себя не только автором созданного произведения, но и твор­цом своей жизни, чего зачастую так не хватает для успешного эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. Высвобождается внутренняя энергия, прихо­дит осознание того, «что я хочу делать и как». В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений.

Нагретый песок в качестве сенсорного стимулятора благопри­ятно влияет на замкнутых и стеснительных детей. Они расслабля­ются, становятся более раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным ребятишкам, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает сконцентриро­ваться, охлаждает и способствует расслаблению.

Песок как фактор улучшения эмоционально-личностного развития дошкольников: базовые способы рисования

Техник рисования существует множество, но две основные следую­щие.

  1. Рисование на песочном фоне световыми линиями и пятнами

Для данного вида рисования подсвечиваемую поверхность стекла покрывают ровным тонким слоем песка путем его равно­мерного рассеивания над поверхностью стола с высоты 2-3 см. После того как образуется однородный песочный фон, можно приступать к изображению, проводя различные линии по поверхно­сти стекла пальцами либо боковой стороной или внутренней ча­стью ладони. Тонкий слой песка при этом разгребается, раздвигается, и образуется белый просвет - той формы, какую по­желает создатель.

  1. Рисование темной фактурой песка на светлом столе.

На чистый «световой лист» создатель картины может сыпать пе­сок любым угодным ему образом: густыми или прозрачными лини­ями, толстыми и тонкими, фигурными, а также - при определенном мастерстве - создавать более сложные эффекты. В данной технике есть существенный плюс для эмоционально-личностного развития дошкольников, воспитывающихся без родителей: песочному изо­бражению можно придать глубину, создавая, помимо контрастных светлых и темных пятен, мягкие полутона, регулируя высоту, ско­рость и характер посыпания, а это позволит в полной мере развить воображение.

Много внимания в процессе рисования песком уделяется прорисовке деталей, созданию оригинальной фактуры, отпечат­ков на песке. Последние могут наноситься различными участка­ми ладони - боковой поверхностью, подушечками пальцев, ног­тями и т. п.

Рисовать на песке можно также с помощью инструментов. Для создания особого качества линий используют кисточку веерного типа. Можно применять разнообразные предметы, оставляющие неповторимые следы и отпечатки (деревянная дощечка, рифленая раковина, ракушки и т. п.).

Как работать с техникой для эффективного воздействия на эмоционально-личностное развитие дошкольников

Педагог-психолог детского дома «Ласточкино гнездышко» работает с группами детей по 4 человека. Длительность занятия: 15-20 минут. Предлагаемые ниже занятия «Страна чувств» , «Летний лес» являют­ся частью программы «Мостик», рассчитаны на детей от 3-х лет (при­ложение 1, 2).

Для рисования песком потребуется:

  • деревянный стол со стеклянной столешницей, подсвечиваемой изнутри;
  • сухой песок мелкодисперсный (кварцевый, речной);
  • видеокамера;
  • мультимедийный комплекс.

Стол для песка должен быть пря­моугольным (размер 60 х 80 см),

и это не случайно: такая форма воз­действует на сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если последние в ходе работы над эмоционально-личностным развитием дошкольников, воспитывающихся без родителей, вызывают умиротворе­ние и сосредоточенность, то прямо­угольник способствует большей ди­намичности.

При рисовании песком можно использовать видеосъемку. В классическом варианте процесс ото­бражается с помощью видеоаппаратуры на большом экране. В рамках психологической работы это следует делать лишь из определенных соображений. К примеру, можно таким образом разнообразить групповую работу. Либо использовать видеомате­риал для совместного обсуждения с ребенком после песочной сессии.

Также для эффективного воздействия на эмоционально-личностное развитие дошкольников, выросших без родителей, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Важно создать детям пространство для их самовыражения, не устанавливая жестких правил и рамок.
  2. Структуру занятия следует адаптировать под их интересы.
  3. Важно поддерживать каждого ребенка в поиске своих отве­тов на вопросы, а не предлагать стандартные решения, инициати­вы, а не молчаливое согласие со взрослым.
  4. Желательно, чтобы дети работали стоя, - так у них больше свободы движений.


При использовании техники важно:

  • согласие и желание ребенка;
  • наличие специальной подготовки педагога, творческий подход к проведению занятий;
  • отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболева­ний и порезов на руках.

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Эмоционально-личностное развитие дошкольников, воспитывающихся вне семьи

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль