Сопровождение ребенка в ДОУ с повышенной познавательной мотивацией

770

Т.С. Евсюкова, зам. директора по дошкольному образованию ГБОУ «Школа № 962», Москва

Н.П. Чурсина, канд. психол. наук, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 962», Москва

С.А. Богавиева, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 962», Москва

На базе дошкольного отделения Школы № 962 г. Москвы в рамках инновационно-экспериментальной деятельности реализуется проект «Психологическое сопровождение старших дошкольников с повышенной познавательной мотивацией», основная цель которого — создание комфортных условий для реализации их познавательного и творческого потенциала, а также подготовки к школе.

Сопровождение ребенка в ДОУ с повышенной познавательной мотивацией

Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Особенно это относится к категории детей с повышенным познавательным интересом, или повышенной познавательной мотивацией (далее — ППМ). Такие дошкольники есть в каждой группе. От остальных они отличаются любознательностью, познавательной активностью, живостью восприятия, хорошей памятью и воображением.

Воспитывая старшего дошкольника, важно помнить — это возраст «примеривания» себя к жизненным ситуациям. Ребенок пытается понять, кто он, какой он среди себе подобных, как его оценивают взрослые, что он может.

Мотив имеет две основные функции — побуждающую и смыслообразующую (А.Н. Леонтьев). Познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны — порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции: интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений, умственных усилий.

Дети с ППМ к старшему дошкольному возрасту уже владеют определенным уровнем знаний и умений. Они мотивированы для любой деятельности, требующей их применения.

Проблема сопровождения ребенка в ДОУ с повышенной познавательной мотивацией

Существует проблема недостаточно эффективного обеспечения условий для реализации возможностей таких детей как в дошкольном возрасте, так и на первых этапах школьного обучения. В связи с этим на базе дошкольного отделения Школы № 962 г. Москвы в рамках инновационно-экспериментальной деятельности реализуется проект «Психологическое сопровождение старших дошкольников с повышенной познавательной мотивацией», основная цель которого — создание наиболее комфортных условий для реализации их познавательного и творческого потенциала.

Программа сопровождения включает три блока:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность.
  2. Активизация речевого творчества.
  3. Конструирование как средство развития пространственного мышления и детского воображения.

Рассмотрим содержание каждого.

Опытно-экспериментальная деятельность  в сопровождении ребенка в ДОУ

Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Познание в этом возрасте осуществляется не в понятийной, а в наглядно-образной форме.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

  • расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира (свойства различных веществ, характеристики движения, представление об основных физических явлениях — магнетизм, электричество, оптика);
  • формирование элементарных географических представлений;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  • освоение детьми правил безопасности при проведении опытов;
  • формирование представлений о возникновении и совершенствовании приборов.

Разделы блока:

1. «Измерение».
2. «Земля и ее место в Солнечной системе».
3. «Вещество» (конспект одного из занятий — приложение 1).
4. «Движение».
5. «Свет и цвет».
6. «Звук и слух».
7. «Магнетизм».
8. «Электричество».
9. «Пространство и время».
10. «Человек и законы природы».

Алгоритм занятий по опытному экспериментированию можно сформулировать следующим образом:
1) определение проблемы с демонстрацией атрибутов, необходимых для опыта («Как вы думаете, что произойдет если…?«);
2) активизация высказывания гипотез детьми, по возможности — с их фиксацией (например, в рисунках, схемах);
3) проведение опыта;
4) высказывание детьми эмоциональных впечатлений, аналитических сравнений гипотез и результатов опыта;
5) внесение корректив в гипотетические рисунки и схемы;
6) формулирование выводов, умозаключений по итогам проведенных экспериментальных действий.

Сопровождение ребенка в ДОУ: активизация речевого творчества детей с повышенной познавательной мотивацией

Речь детей 6–7 лет многофункциональна: они сообщают информацию, делятся эмоциями, общаются и учатся с ее помощью программировать, регулировать и контролировать свою деятельность. Для полноценной реализации этих функций ребенок к этому возрасту в норме не только должен овладеть фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим компонентами речи, но и иметь интерес, желание (мотивацию) к высказываниям, рассуждениям, общению. Поэтому эта сторона речевого развития — одна из приоритетных задач в психологическом сопровождении детей с ППМ. Таким образом, можно выделить следующие задачи:

  • создание условий для активизации спонтанных высказываний детей;
  • обогащение словаря детей, связанное с умением выражать свои мысли при выполнении заданий познавательного характера;
  • формирование умения выражать свое эмоциональное состояние, а также распознавать и вербализовать эмоциональное состояние другого;
  • стимулирование умения аргументировать свои мысли и поступки.

Обучая детей грамотной, правильной речи в дошкольном возрасте, педагоги часто не придают значения тому, как важны для самого ребенка именно спонтанные высказывания. Речевое развитие не происходит изолированно от остальных линий развития, а наоборот, тесно связано, переплетено с интеллектуальным, эмоционально-личностным, социальным развитием. Оно, с одной стороны, отражает уровень сформированности этих сторон психики ребенка, с другой — стимулирует их развитие. Психологически дошкольники в возрасте 6–7 лет переживают ситуацию псевдопубертата. Ребенок пытается понять, что же в этом мире зависит от него, что он значит для окружающих его людей. Спонтанные речевые высказывания для дошкольника — один из способов понять, кто он, можно ли доверить свои мысли, эмоции, желания близким взрослым и сверстникам. Высказывая свои мысли и получая обратную реакцию от сверстников и взрослых, ребенок соотносит себя с окружающим социумом, у него появляется возможность понять то, как его воспринимают, насколько он хорош или плох, насколько ценен, любим. Так формируется самоценка ребенка, его кураж перед предстоящей жизнью (уровень притязаний). Если взрослые часто игнорируют такие высказывания, не слушают, в спешке называют их «глупостями», могут начать критиковать его речь за неграмотность, неправильность или делают эти высказывания предметом для шуток, ребенок начинает сомневаться, что его мысли и высказывания интересны, а сам он важен для окружающих. Это часто приводит к тому, что дети реже высказывают то, что думают, говорят только о том, что нравится взрослым, оставляя свои мысли, желания и мечты невысказанными, теряется практика свободного высказывания, появляется эмоциональная скованность, неуверенность, внутренняя напряженность, а главное — теряется мотив спонтанного речевого самовыражения. Мы теряем их мысли и чувства. Дети теряют ценность своих мыслей и чувств. Об этом поэтическим языком писалО. Мандельштам:

Я слово потерял, что я хотел сказать, —
И мысль бесплотная в чертог теней вернется…

Психика детей в этом возрасте, как и в любой кризисный период, очень нестабильна, эмоционально уязвима. Для ребенка, которому предстоит начать обучение, необходимы открытость миру и людям, уверенность в своей ценности, в своих силах. Отсутствие этих качеств может стать причиной невротических реакций, проблем общения, успешности в обучении.

В данном блоке собраны игры и методики, условно разделенные на три группы:

1. Активизация речевого мышления у детей с ППМ. Для активизации речевого мышления необходимо создание ситуаций, когда ребенку предоставляется возможность вербализовать свою мыслительную деятельность и сделать ее понятной для другого. Для этого подходят:

  • игры в паре — например, ребенок-ведущий диктует задание, связанное с рисованием, конструированием, задача его партнера, находящегося за ширмой, — точно выполнять инструкции; по окончании дети меняются ролями;
  • игра «Телеведущий» — ребенок-телеведущий «помещается» в «экран телевизора» (имитация из картона), становится ведущим любой программы и по своему выбору может рассказать любую историю или новость;
  • игра-диалог Знайки и Незнайки (спор на предложенную тему) — попытка убедить другого в своей правоте;
  • игры на нахождение сходств и различий между предметами (например, ручка — карандаш, книга — тетрадь, волк — собака и др.);
  • упражнения на формирование умения составлять речевую программу для бытовых действий (утро, вечер, обед и др.);
  • придумывание загадок о спрятанном предмете (например, ребенок прячет в коробку предмет и сообщает, какой он формы, цвета, из чего сделан, остальное дети узнают, задавая наводящие вопросы); и проч.

2. Формирование творческого воображения речевыми средствами (постановка творческих задач). Для решения этой задачи детям можно предложить следующие задания:

  • создать зрительный образ из предложенных невербализованных фигур, а затем придумать одну историю на всех;
  • рассказать знакомую сказку с введением новых персонажей, с изменением окончания сказки, ее настроения (страшная, смешная, поучительная, грустная и т. д.);
  • рассказать стихотворение с различными интонациями (лениво, строго, радостно, агрессивно) или от лица разных героев сказок (зайчика, лисы, медведя, ежика и др.);
  • придумать небылицу (педагог-психолог может помочь в выборе темы);
  • придумать фантастическую историю о себе и своем друге;
  • провести конкурс «Кто лучше похвалит свою любимую игрушку?» (дети сами выступают в роли судей, присуждая призовые фишки каждому участнику);
  • представить себя участниками телепередачи «Сам себе режиссер» — самостоятельно снять с помощью электронного планшета сюжет и прокомментировать его.

3. Совершенствование коммуникативных речевых навыков (совместные проекты детей и их обсуждение). Коммуникативные речевые проявления можно оптимизировать, давая детям следующие задания:

  • используя кукол бибабо, построить диалог между выбранными героями с разными заданиями, например: узнать как можно больше у совы, что она видела ночью; рассмешить волка; успокоить трусливого зайку; научить ежика петь песенки и т. д.;
  • сформулировать несколько предложений от имени людей разных профессий: врача, шофера, продавца, учителя, строителя, воспитателя, президента, режиссера, дрессировщика и др.;
  • придумать, что могут подумать разные герои в случае, если пошел сильный дождь (герои — грибы, капуста на грядке, дети в парке, рисунки на асфальте); на даче косят траву (герои — жуки, лягушки, кроты, дети, соседи по даче);
  • ответить на похвалу, угрозу, предложение убрать комнату; на требование выключить телевизор, или быстро встать с постели и умыться, или покататься на велосипеде, постоять на голове и т. д.;

Кроме того, здесь можно предложить игры, в которых ребенок выступает в роли учителя (изменение роли создает условия для эмоционального раскрепощения и активизации высказываний).

Конспект занятия из блока «Активизация речевого творчества» — приложение 2.

Сопровождение ребенка в ДОУ: Конструирование для детей с повышенной познавательной мотивацией

Хорошо, если предлагаемая дошкольникам деятельность не слишком лимитирована правилами, ограничивающими реализацию их возможностей и фантазий, — иначе правила и ограничения могут войти в противоречие с желанием «творить по-своему».

Существует много способов дать детям возможность проявить себя в какой-то деятельности. Одним из них можно считать свободное конструирование, выступающее в качестве гармоничного способа выражения своего видения окружающей реальности.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Свободное, по замыслу ребенка, конструирование наиболее соответствует этим параметрам. Оно не относится к разряду учебных навыков, но, несомненно, формирует, активизирует внутренний мыслительный план ребенка, визуальное, пространственное мышление, программирование и контроль деятельности, воображение, а также его собственную творческую активность.

Таким образом, можно выделить следующие задачи блока:

  • расширять представления о свойствах и возможностях различных материалов, используя имеющиеся навыки, способности к экспериментированию;
  • активизировать умение видеть и подбирать адекватный материал и атрибуты для реализации своих замыслов, в том числе сказочных, фантазийных (предоставлять достаточное количество материалов различного характера и фактуры);
  • содействовать желанию детей объединяться в подгруппы для совместных действий;
  • активизировать коммуникативные навыки (совместно обсуждать и реализовывать оригинальные замыслы).

Разделы блока:

  1. Работа с природным материалом (в т. ч. с песком и водой).
  2. Создание построек из различных видов конструкторов.
  3. Выстраивание сказочных ситуаций из игрового материала (мелкие и крупные игрушки).
  4. Использование мелких украшений, предметов рукоделия.
  5. Смешивание различных видов материалов для осуществления своих замыслов.

Мышление детей в процессе конструирования носит творческий характер и имеет практическую направленность. Это актуально, когда они увлечены гаджетами, а количество практических действий и навыков снижено. Даже игры с элементами пространственного мышления в компьютере, планшете, мобильном телефоне стимулируют в основном визуальное мышление, его внутренний план действий. Внешний, практический план, который формируется во время действий с реальными предметами, опирается не только на зрительное, но и на двигательное и тактильное восприятие, память, мышление.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически может разобрать образец на детали, а затем собрать их в модель, осуществляя анализ и синтез в действенном плане. В процессе конструирования он учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и проч.), у него развиваются познавательные и практические действия, формируется внутренний мыслительный план действий.

При свободном конструировании появляется интерес не только к результату, но и к самому процессу придумывания и подбора средств. Желание увидеть результат также мотивирует деятельность. Этот результат материален, и его можно показать, рассказать о нем и продолжить свои фантазии в играх, населяя свое творение персонажами, которые собственно являются и смыслом, и мотивом (хотя ребенок не всегда это осознает).

Конструирование способствует совершенствованию речи, т. к. в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся их аргументировать, общаясь друг с другом. При этом они совершенствуют способы делового общения, активно используют и совершенствуют пространственную лексику (вверх — вниз, далеко — близко, сзади — спереди, слева — справа, снаружи — внутри и т. п.).

Повышенная познавательная мотивация у детей: особенности сопровождения ребенка в ДОУ в разном возрасте

По данным нейропсихологов, мозг ребенка развивается более эффективно и гармонично, если в процессе деятельности задействованы функциональные системы разной модальности (тактильной, слуховой, зрительной, двигательной и др.).

В возрасте 6–7 лет мозговые функции претерпевают значительные изменения, поэтому для их гармоничного формирования важно, чтобы в деятельности было задействовано максимальное количество функциональных систем всех модальностей.

К 6–7 годам дети с ППМ имеют высокий интерес к свободному конструированию, с повышенной степенью сложности (использование схем в различных проекциях, работа в парах и в группах), а также к более богатому творчески (использование в проектах фантазийных замыслов, смешение различных видов материалов для их осуществления).

С 6 лет формируется представление об архитектуре как искусстве, он имеет представления об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Дошкольники способны создавать сооружения разных видов (промышленные, общественные, жилые здания, мосты, площади, набережные, спортивные сооружения, а также сказочные, придуманные ими конструкции); конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов по схемам, моделям, фотографиям, видеоматериалам; учитывать закономерности создания прочного, высокого сооружения, использовать архитектурные украшения; заменять и совмещать детали в сооружениях.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей. Этот вид деятельности является очень привлекательным для проявления самостоятельности, здесь каждый ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования —по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.).

План-конспект занятия из блока «Конструирование» — приложение 3.

Приложение 1

Конспект занятия по теме «Свойства воды»

Задачи:

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • на примере воды рассмотреть свойства жидкостей.

Материалы и оборудование: три прозрачных сосуда различной ширины (узкий, широкий, средний); бутылка с водой; нарисованная на листе А4 схема трех сосудов — на среднем обозначена линия верхнего края воды; пластиковая бутылка, наполовину заполненная водой и плотно закрытая крышкой; нарисованная на листе А4 схема 4 бутылок в разном положении — на бутылке в положении стоя посередине обозначен верхний край воды; простые карандаши, ластики.

Ход занятия

1. Приветствие

Инструкция. Дети входят в кабинет-«лабораторию», педагог-психолог приветствует их, сесть предлагает тому, кто назовет какую-нибудь жидкость.

2. Эксперименты из серии «феноменов Пиаже»

Эксперимент I. «Вода — субстанция бесформенная»
Ход эксперимента
1) Высказывание и фиксирование гипотезы. Дети садятся вокруг стола с атрибутами. У каждого — лист бумаги с нарисованными тремя сосудами, на среднем обозначен уровень воды (рис. 1).

Сопровождение ребенка в ДОУ с повышенной познавательной мотивацией

Педагог-психолог предлагает представить, что воду из среднего сосуда перелили в широкий, и нарисовать уровень поверхности воды в нем. Затем аналогично вода «переливается» из среднего в узкий сосуд и также обозначается уровень воды. Таким образом участники высказывают и фиксируют гипотезу (нарисовали уровень воды).

2) Проведение опыта. Педагог-психолог предлагает перейти непосредственно к опыту: переливает воду из среднего сосуда в широкий.

Здесь, как правило, звучат удивленные возгласы. Дети смотрят на свои рисунки, некоторые берут ластики и стирают нарисованные линии, т. к. уровень воды в широком сосуде получился ниже, чем они нарисовали.

Педагог-психолог задает одному из детей вопрос: «Почему?» (сосуд широкий и вода растекается) — и проводит обсуждение с остальными участниками.

Далее он выливает воду обратно в средний стакан и предлагает кому-то из воспитанников перелить воду в узкий стакан.

На этом этапе, как и на предыдущем, снова звучат удивленные возгласы, т. к. вода в узком сосуде поднимается выше, чем нарисовали некоторые дети. Снова исправляются рисунки и проводится обсуждение.

3) Вывод. Педагог-психолог подчеркивает мысль о том, что количество воды не изменяется, а уровень ее в разных сосудах различен. Вместе с детьми делает вывод о том, что вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда.

Эксперимент II. «А поверхность воды всегда горизонтальна!»
Ход эксперимента
1) Высказывание и фиксирование гипотезы. Детям раздаются бланки с нарисованными пластиковыми бутылками с крышкой. В стоящей вертикально бутылке изображена половина воды, остальные нарисованы пустыми (рис. 2).

Сопровождение ребенка в ДОУ с повышенной познавательной мотивацией

На доске проведена яркая горизонтальная линия. Педагог-психолог берет в руки бутылку, наполовину заполненную водой, держит ее вертикально и обращает внимание детей на то, что она похожа на их первую бутылку на рисунке. Затем подносит ее к линии на доске так, чтобы линия поверхности воды совпала с линией на доске. Вместе с детьми произносит термин «горизонтально», и все проводят горизонтальную линию рукой в воздухе. Затем педагог-психолог просит нарисовать линию поверхности воды в остальных бутылках (варианты рисунков могут быть различны). Гипотеза зафиксирована — можно ее подтверждать или опровергать.

2) Проведение опыта. Педагог-психолог берет бутылку, наклоняет ее и подносит к линии на доске — поверхность воды снова горизонтальна, дети исправляют рисунки. Аналогичные действия проводятся с двумя следующими положениями бутылки. Педагог-психолог дает каждому из детей бутылку с водой, и они «проверяют» правильность своих выводов, внося правки в рисунки.

3) Вывод. Поверхность воды и других жидкостей, независимо от положения сосуда, в котором она находится, всегда горизонтальна.

3. Завершение занятия

Инструкция. Дети встают в круг. Педагог-психолог предлагает каждому из участников сказать, передавая по кругу мяч, какое открытие он сделал во время проведения опытов.

Приложение 2

Конспект занятия по теме «Расширение спектра пространственной лексики, пространственного и вербально-логического мышления, активизация спонтанных эмоций и речи, навыков рефлексии»

Задачи:

  • развивать умение передавать словами форму, величину, расположение элементов постройки партнеру при отсутствии зрительного образца;
  • формировать умение задавать вопросы, уточнять инструкции партнера;
  • формировать умение ориентироваться на эмоциональное состояние партнера, поддерживать спонтанный диалог;

Материалы и оборудование: листы бумаги А4; «палочки Кьюзинера»; куклы бибабо, настольная ширма.

Ход занятия

1. Конструирование по речевой инструкции партнера

Инструкция. Дети садятся по два человека за стол. У каждого — лист бумаги и одинаковый набор «палочек Кюизенера». Между ними ставится ширма. Воспитанники не должны видеть, что происходит на другой половине стола, ориентируясь только на речевые инструкции партнера.

На первом этапе один из двоих становится ведущим (об этом дети договариваются самостоятельно). Ведущий придумывает, что он будет выкладывать из палочек на листе, но не говорит партнеру о конечном результате, лишь дает указания к действию, например: «Возьми красную палочку и положи ее вертикально посередине листа. Возьми коричневую палочку и положи ее горизонтально, сверху от красной» и т. д. Второй участник может задавать уточняющие вопросы, но не подсказки!

Эти вопросы — важная часть задания, т. к. их формулирование, а также ответов на них, требует совершенствования вербальных и логических способностей.

Когда фигура или узор сложены, ширма убирается, и дети смотрят, что получилось у того и у другого, сравнивают, обсуждают (могут смеяться или спорить о том, почему получилось что-то не так), вместе придумывают название «неудачной фигуре» (что бы это могло быть).

На втором этапе происходит смена ведущего и задание повторяется.

Такой вид деятельности не только позволяет реализовать детям свои замыслы, амбиции, речевые возможности, но благодаря смене ролей они могут увидеть ситуацию глазами другого, что позволяет преодолевать детский эгоцентризм, способствует лучшему пониманию друг друга, формированию рефлексивных способов общения.

2. Спонтанные диалоги

Инструкция. Детям предлагается выбрать любую из кукол бибабо и по очереди произнести голосом своего персонажа 2–3 фразы для того, чтобы познакомиться с остальными, например: «Я колючий серый ежик. Я люблю фыркать, собирать грибы, а еще могу уколоть иголками». Затем каждый участник выбирает себе собеседника. На начальном этапе для построения диалога детям даются ориентировочные задания, например узнать о собеседнике как можно больше и рассказать о себе. Можно дать«программу» диалога:

• Кто ты — зверь, птица или насекомое?
• Где ты живешь?
• Что ты любишь?
• С кем ты дружишь?
• Кого ты боишься?
• Какие песенки ты знаешь? Давай вместе споем!
• Как ты любишь шалить? Давай вместе пошалим! (играют в прятки, в догонялки и др.)

Примечание. В дальнейшем задания могут заключаться в совместном рисовании, конструировании из природного материала, бумаги. Персонажи сами договариваются о своих затеях, рисунках, поделках могут устроить конкурс или выставку. Поощряются диалоги на темы, придуманные самими детьми. Иногда дружба между персонажами может иметь продолжение в отношениях дошкольников.

Такие методики способны моделировать дружеские отношения между детьми, т. к.они получают игровой образец дружбы, который сами и преобразуют в реальные отношения.

3. Заключительная часть

Инструкция. Дети встают в круг, помещают свои персонажи в их «домики», прощаются с ними.

Приложение 3

План-конспект занятия по конструированию «Сказочные жилища»

Цель: упражнять детей в творческом выборе различных вариантов постройки на заданную тему.

Задачи:

  • содействовать желанию детей объединяться в подгруппы для совместных действий;
  • активизировать умение видеть и подбирать адекватный материал и атрибуты для реализации своих замыслов (предоставить достаточное количество материалов различного характера и фактуры);
  • расширять представления о свойствах и возможностях различных материалов, используя имеющиеся навыки, способности к экспериментированию;
  • активизировать коммуникативные навыки (совместно обсуждать и реализовывать оригинальные замыслы);
  • развивать внимание, сообразительность, умение быстро находить нестандартные способы, образы.

Материалы: цветная бумага, ткань для создания фона, ножницы, клей, кисточки, конструктор, природный материал, мелкие игрушки, стеклярус, ракушки, ноутбук.

Процесс конструирования можно построить по следующей программе:
• Что я хочу создать?
• Для чего или для кого я это буду делать?
• Из чего я буду это создавать (что мне потребуется)?
• Буду делать один или с кем-то?
• Это нужно для игры или будет украшением?
• Получилось ли то, что я задумал?

План занятия

  1. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, содержащих изображения сказочных жилищ.
  2. Беседа о любимых сказках и жилищах сказочных персонажей, о возможностях материалов для построек.
  3. Рассматривание игрушек, изображающих сказочных героев, предложение придумать и построить для них домики.
  4. Предложение о возможности объединиться в подгруппы (по желанию), в которых необходимо договориться о характере постройки, подборе материала и персонажей для построек.
  5. Самостоятельная работа детей.
  6. Творческая игра, защита проектов (на следующем занятии).

Из опыта работы

Группа детей (7 человек) разделилась на две подгруппы — по 3 и 4 человека.

В первой подгруппе персонажем была выбрана «лесная бабушка», которая собирает лечебные травы, лечит зверей и понимает их язык. Для нее решили построить избушку из прутиков, сучков, листьев. В работе также были использованы клей и нитки, семена растений, мелкие игрушки: фигурки лесных зверей, деревьев. Работа потребовала от детей не только фантазии, но терпения и некоторых навыков работы с природным материалом.

Дети второй подгруппы долго выбирали сюжет и персонажей для своей постройки. Внимание остановилось на игровом сюжете «дачный домик», который использовался дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. Оставалось подобрать персонажей. Большое количество предложений объяснялось тем, что у каждого ребенка был свой любимый сказочный герой. В этом случае, чтобы разрешить ситуацию, педагог-психолог предложил объединить все пожелания: «Пусть этот домик будет домиком Сказочника, который придумывает сказочных героев и истории, которые с ними происходят. Они будут жить рядом с ним. Это животные, насекомые, морские обитатели, гномы». Для всех героев дети в дальнейшем строили отдельные жилища. Например, из ракушек и бумаги было создано «маленькое море» — для доброго морского конька, исполняющего желания. С ним дружили маленький крокодил, стрекоза и улитки. В этом случае дети начинали создание сказочного жилища не на пустом месте, они решили дополнить своими замыслами и фантазиями имеющуюся игровую ситуацию — «дачный домик». После создания «моря», каждый из дошкольников вводил своего персонажа и строил для него жилье.

Комментарий для педагога-психолога. Творческие постройки сохраняются до следующего занятия, на котором детям предлагается рассказать о них, их функциях и персонажах, подчеркнуть индивидуальность конструктивных решений, оценить творческий процесс в группе. Далее проходит свободная игра в созданных сказочных сооружениях, в ходе которой воспитанники могут познакомить друг с другом персонажей из разных историй, придумав их продолжение.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль