Формирование регулятивных УУД младших школьников

179

 Практика реализации ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», в общеобразовательных организациях (далее – ОО) ставит перед педагогами ряд серьезных вопросов. Самыми актуальными являются следующие: 

В данной статье представлен опыт педагогов МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска (далее – гимназия) по формированию регулятивных УУД (контроля и оценки) учащихся начальной школы и вариант оценивания и отслеживания динамики формирования действий контроля и оценки у младших школьников.

Решая проблему разработки подходов и принципов формирования у учащихся регулятивных действий, т.е. способности контролировать и оценивать процесс своей работы, необходимо опираться на используемую в младших классах данной ОО систему обучения.

В гимназии преимущественно реализуется система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в которой существует технология формирования регулятивных УУД у учащихся. Эта технология была выбрана педагогами в качестве основы для разработки приемов формирования и способов оценивания развития действий контроля и оценки у младших школьников.

Этапы формирования регулятивных УУД у младших школьников

А.Б. Воронцов в своих работах выделяет следующие этапы становления действий контроля и оценки у младших школьников:

  • этап 1 (1-й класс): обучающийся осваивает следующие действия:
  • операционный (процессуальный) контроль (сопоставление своих действий с заданным образцом);
  • соотнесение своей оценки с оценкой учителя, работа над критериями оценки;
  • рефлексивная оценка результатов работы (определение знания или незнания учебного материала);
    • этап 2(2–4-й класс): освоение учеником следующих действий:
    • пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок;
    • рефлексивный контроль своих действий (анализ основания собственного действия);
    • прогностическая оценка (выбор заданий).

      Для каждого этапа характерно включение в ход урока разных приемов по формированию регулятивных УУД у обучающихся. В приложении представлено описание фрагментов уроков в начальных классах с использованием приемов формирования у учащихся действий контроля и оценки.

      Обобщая и анализируя работы А.Б. Воронцова, Г.А. Цукерман, Е.И. Матвеевой, а также опыт практикующих педагогов, мы выделили ряд приемов формирования регулятивных УУД младших школьников на разных этапах становления этих действий.

      Перечень приемов формирования регулятивных УУД представлен в табл. 1.

      Формирование регулятивных УУД младших школьников

      При анализе данных таблицы видно, что количество приемов, которые используют педагоги с 1-го по 4-й класс, уменьшается. По нашему мнению, если педагог систематически работает над формированием регулятивных УУД у первоклассников, то количество приемов в дальнейшем будет уменьшаться. И в процессе коллективных устных обсуждений критериев оценивания обучающиеся к 4-му классу в достаточной степени овладеют действиями контроля и оценки.

      Отслеживание динамики и оценивание уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников

      Далее остановимся на способах отслеживания динамики и оценивания уровня сформированности у учащихся регулятивных УУД.

      Представим первый тезис, на который мы опираемся при оценивании результатов учащихся: «даем оценку теми же способами, которыми формируем». В описанных в приложении фрагментах уроков указывалось, что учащиеся работают с дневниками (тетрадями) достижений. По нашему мнению, дневник достижений является эффективным инструментом оценивания и отслеживания динамики уровня сформированности регулятивных УУД младших школьников. Учитель, анализируя работу ученика на уроке, а также оценивая ученическую деятельность в дневнике достижения, может зафиксировать уровень сформированности действий контроля и оценки (в ОО мы выделяем три уровня – высокий, средний и низкий).

      Тезис второй, на который мы опираемся при оценивании, звучит так: «оценка УУД должна быть частью урока». По нашему мнению, не должно быть отдельных уроков, на которых учитель специально ставит задачу оценки регулятивных УУД младшего школьника (кроме итоговых оценочных процедур в 4-м классе). Каждый урок в начальной школе – это урок по формированию и одновременно оцениванию УУД. Если учитель проводит урок постановки учебной задачи на каком-либо предметном материале, значит он одновременно формирует и оценивает действия учеников: могут ли дети принимать и ставить учебную задачу.

      Нами были разработаны индивидуальные листы, отражающие динамику формирования регулятивных УУД у учащихся 1–2-х классов. В таблице 2 представлен фрагмент индивидуального листа отслеживания динамики уровня сформированности действий оценки и контроля у учеников 1-х классов.

      Формирование регулятивных УУД младших школьников

      Работа с данными листами сейчас апробируется в гимназии, с педагогами и студентами КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж No 1 им. М. Горького» обсуждаются их преимущества и необходимость внесения в них тех или иных изменений.

      Представленные материалы статьи могут быть полезны для проведения семинаров и педагогических советов в начальной школе.

      Формирование регулятивных УУД младших школьников

      Вложенные файлы

      Доступно только авторизованным пользователям
      • Документ №1.jpg
      • Документ №2.jpg
      • Документ №3.jpg
      Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
        Читать сейчас



        Ваша персональная подборка

          Подписка на статьи

          Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

          Рекомендации по теме

          Повышение квалификации

          Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

          Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

          Участвовать

          Самое выгодное предложение

          Самое выгодное предложение

          Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

          Живое общение с редакцией

          А еще...

           Вебинары
          • 14 ноября 2017 г.
          • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

          • Богомолова Марина Валентиновна
            кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

            ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

            • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
            • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
            Подробнее






          © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

          Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

          По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

          По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

          

          • Мы в соцсетях
          Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
          Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

          Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

          После регистрации вы получите:

          • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
          • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
          • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
          • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

          Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Я тут впервые
          бесплатно
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль
          ×
          Сайт предназначен для работников сферы образования!

          Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

          А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Я тут впервые
          И получить доступ на сайт Займет минуту!
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль
          ×
          Регистрация

          Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

          У меня есть пароль
          напомнить
          Пароль отправлен на почту
          Ввести
          Я тут впервые
          И получить доступ на сайт Займет минуту!
          Введите эл. почту или логин
          Неверный логин или пароль
          Неверный пароль
          Введите пароль