Формирование регулятивных УУД младших школьников

125

 Практика реализации ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», в общеобразовательных организациях (далее – ОО) ставит перед педагогами ряд серьезных вопросов. Самыми актуальными являются следующие: 

В данной статье представлен опыт педагогов МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска (далее – гимназия) по формированию регулятивных УУД (контроля и оценки) учащихся начальной школы и вариант оценивания и отслеживания динамики формирования действий контроля и оценки у младших школьников.

Решая проблему разработки подходов и принципов формирования у учащихся регулятивных действий, т.е. способности контролировать и оценивать процесс своей работы, необходимо опираться на используемую в младших классах данной ОО систему обучения.

В гимназии преимущественно реализуется система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в которой существует технология формирования регулятивных УУД у учащихся. Эта технология была выбрана педагогами в качестве основы для разработки приемов формирования и способов оценивания развития действий контроля и оценки у младших школьников.

Этапы формирования регулятивных УУД у младших школьников

А.Б. Воронцов в своих работах выделяет следующие этапы становления действий контроля и оценки у младших школьников:

  • этап 1 (1-й класс): обучающийся осваивает следующие действия:
  • операционный (процессуальный) контроль (сопоставление своих действий с заданным образцом);
  • соотнесение своей оценки с оценкой учителя, работа над критериями оценки;
  • рефлексивная оценка результатов работы (определение знания или незнания учебного материала);
    • этап 2(2–4-й класс): освоение учеником следующих действий:
    • пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок;
    • рефлексивный контроль своих действий (анализ основания собственного действия);
    • прогностическая оценка (выбор заданий).

      Для каждого этапа характерно включение в ход урока разных приемов по формированию регулятивных УУД у обучающихся. В приложении представлено описание фрагментов уроков в начальных классах с использованием приемов формирования у учащихся действий контроля и оценки.

      Обобщая и анализируя работы А.Б. Воронцова, Г.А. Цукерман, Е.И. Матвеевой, а также опыт практикующих педагогов, мы выделили ряд приемов формирования регулятивных УУД младших школьников на разных этапах становления этих действий.

      Перечень приемов формирования регулятивных УУД представлен в табл. 1.

      Формирование регулятивных УУД младших школьников

      При анализе данных таблицы видно, что количество приемов, которые используют педагоги с 1-го по 4-й класс, уменьшается. По нашему мнению, если педагог систематически работает над формированием регулятивных УУД у первоклассников, то количество приемов в дальнейшем будет уменьшаться. И в процессе коллективных устных обсуждений критериев оценивания обучающиеся к 4-му классу в достаточной степени овладеют действиями контроля и оценки.

      Отслеживание динамики и оценивание уровня сформированности регулятивных УУД у младших школьников

      Далее остановимся на способах отслеживания динамики и оценивания уровня сформированности у учащихся регулятивных УУД.

      Представим первый тезис, на который мы опираемся при оценивании результатов учащихся: «даем оценку теми же способами, которыми формируем». В описанных в приложении фрагментах уроков указывалось, что учащиеся работают с дневниками (тетрадями) достижений. По нашему мнению, дневник достижений является эффективным инструментом оценивания и отслеживания динамики уровня сформированности регулятивных УУД младших школьников. Учитель, анализируя работу ученика на уроке, а также оценивая ученическую деятельность в дневнике достижения, может зафиксировать уровень сформированности действий контроля и оценки (в ОО мы выделяем три уровня – высокий, средний и низкий).

      Тезис второй, на который мы опираемся при оценивании, звучит так: «оценка УУД должна быть частью урока». По нашему мнению, не должно быть отдельных уроков, на которых учитель специально ставит задачу оценки регулятивных УУД младшего школьника (кроме итоговых оценочных процедур в 4-м классе). Каждый урок в начальной школе – это урок по формированию и одновременно оцениванию УУД. Если учитель проводит урок постановки учебной задачи на каком-либо предметном материале, значит он одновременно формирует и оценивает действия учеников: могут ли дети принимать и ставить учебную задачу.

      Нами были разработаны индивидуальные листы, отражающие динамику формирования регулятивных УУД у учащихся 1–2-х классов. В таблице 2 представлен фрагмент индивидуального листа отслеживания динамики уровня сформированности действий оценки и контроля у учеников 1-х классов.

      Формирование регулятивных УУД младших школьников

      Работа с данными листами сейчас апробируется в гимназии, с педагогами и студентами КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж No 1 им. М. Горького» обсуждаются их преимущества и необходимость внесения в них тех или иных изменений.

      Представленные материалы статьи могут быть полезны для проведения семинаров и педагогических советов в начальной школе.

      Формирование регулятивных УУД младших школьников

      Вложенные файлы

      Доступно только авторизованным пользователям
      • Документ №1.jpg
      • Документ №2.jpg
      • Документ №3.jpg



      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Вебинары и конференции


      Мероприятия

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт
      Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт
      Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль