Тренинговая программа «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

843

Н.Ю. Филимонова, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад “Золотая рыбка”», г. Абакан, Республика Хакасия

Развитие навыков дошкольников: упражнение «Немного о себе»

Слово педагога-психолога: В детстве мы все очень любили играть, и сейчас иногда можем позволить себе принять участие в игре, при этом наши воспоминания снова окунают нас в атмосферу детства.
Цели упражнения: развитие групповой сплоченности, активизация участников.
Инструкция. Участники встречи сидят в общем кругу, каждый из них по очереди представляется и продолжает фразу: «В детстве моей самой любимой игрой была…, потому что…»
После того как все участники выскажутся, тренер просит каждого по очереди повторить то, что сказал человек, говоривший до него.
Слово педагога-психолога: Вот так же и дети любят играть. Задача педагогов — создать условия для развития детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.

Тренинговая программа: задание «Значимость сюжетно-ролевой игры в жизни детей» в формате упражнения «Ты — мне, я — тебе»

Цель: осознание педагогами значимости сюжетно-ролевой игры для гармоничного развития детей.
Инструкция. Педагоги работают в двух группах. У каждой команды имеется заранее заготовленный одинаковый текст с описанием тех образовательных областей, на которые влияет сюжетно-ролевая игра (приложение 1).
Сначала участники каждой команды в течение 8–10 минут должны изучить, на что еще влияет детская игра, и дополнить ответ соответствующими категориями (например: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» и т. д.).
Затем к флипчарту выходит по одному представителю от каждой команды. Они будут зарисовывать ответы членов своих команд. Одна команда рассказывает о какой-либо значимости игры, обосновывая свой ответ (представитель этой команды делает зарисовку), а участники другой команды парируют им фразой, определяющей другую значимость (их представитель тоже делает соответствующую зарисовку).
Примечание. Можно внести в игру элемент соревнования, определив победителя по количеству названных ответов.
Слово педагога-психолога: Игры, в которые играют дети, очень разнообразны. Давайте вспомним их.

Виды сюжетно-ролевых игр
Вид игры Содержание
Игры на бытовые сюжеты Игры в дом, семью, праздники, дни рождения и т. п. Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях
Игры на производственные и общественные темы В этих играх отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия)
Игры на героико-патриотические темы Эти игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач Игры в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку (по содержанию кинофильма) и пр. В них дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение
«Режиссерские» игры В таких играх ребенок заставляет кукол говорить и выполнять разнообразные действия. При этом он сам действует в двух планах: и за куклу, и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или из собственной жизни. Дети учат кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми 

Развитие навыков дошкольников: задание «Всемирное кафе»

Цель: уточнить содержание различных видов сюжетно-ролевых игр.
Инструкция. Участники работают в пяти группах, каждая из которых получает лист формата А4 с одним обозначенным видом сюжетно-ролевой игры (таблица).
Задача педагогов — в течение трех минут записать название игры, которая может относиться к данному виду, кратко описать возможные роли и сюжет. По истечении времени участники по сигналу педагога-психолога по часовой стрелке передают свой лист следующей команде. Теперь на имеющемся у команд листе педагоги описывают уже другую игру, относящуюся к этому виду.
По завершении работы на каждом листе будет описано пять сюжетно-ролевых игр.
Слово педагога-психолога: Сюжетно-ролевая игра развивается постепенно и последовательно, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Тренинговая программа: упражнение интерактивной лекции «Сущность» («32 слова»)

Цель: выделить главные особенности игры в соответствии с ее развитием и усложнением.
Инструкция. Участники работают в трех командах. Задача каждой из них — подготовить на основе изученного текста (приложение 2) резюме, состоящее строго из 32 слов, и зачитать его. Затем эту информацию нужно переписать уже с помощью 16 слов, сохранив ключевые идеи, и зачитать. Далее процесс повторяют, уменьшив информацию до 8 слов, и зачитывают. По завершении каждого этапа работы коллегиально выбирается лучший текст.
Слово педагога-психолога: Зная особенности и значимость сюжетно-ролевой игры для развития ребенка, многие педагоги, исходя из данных самоанализа, заявили о недостаточном уровне ее развития. Мы с вами можем установить причины этого.

Развитие навыков дошкольников: задание «Граф связи»

Цель: поиск коренных причин.
Инструкция. Участники тренинга делятся на две команды. Каждая самостоятельно работает над выявлением коренных причин.
Первая находит те причины низкого уровня развития игры, которые могут относиться к недостаточной компетентности педагога, вторая — причины, которые могут иметь отношение к самому процессу игры.

Тренинговая программа «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»
Задачи для участников каждой группы:
1) записать все причины (каждую отдельно на листе формата А1, местоположение неважно);
2) показать взаимосвязь причин стрелками (отметить причинно-следственную связь). Возможно, причины вытекают одна из другой, и если бы не было первой, то не было бы и седьмой, или наоборот. Также можно заметить, что к какой-то причине стрелки не идут;
3) выявить корневую причину — таковой будет та, к которой не идет ни одна стрелка. (На приведенном рисунке обозначено семь причин, между которыми установлена взаимосвязь. Вторая причина определена в качестве главной, следовательно, ее и нужно устранить для повышения эффективности работы);
4) каждой команде презентовать свою работу и сделать выводы. Участники другой группы могут высказать свое мнение и внести дополнения.
Слово педагога-психолога: Зная коренные причины недостаточного уровня развития игры, можно принять решение по их устранению.

Тренинговая программа: задание «Прими решение» (техника 5W+1H+1S)

Цель: принять решение по внесению изменений в деятельность педагога.
Инструкция. На листе ватмана записаны вопросы, на которые педагоги отвечают коллегиально (иногда споря и доказывая что-либо друг другу, меняя или дополняя внесенные предложения):
•    что нужно сделать?
•    зачем это нужно сделать?
•    кто это должен делать?
•    когда это нужно сделать?
•    где это нужно сделать?
•    каким образом (за счет чего) это будет сделано?
•    каков статус мероприятий? (отметки того, что происходит с планированием, например: 14.03.2016 — планирование педагогами условий для развития сюжетно-ролевых игр (представить на согласование); 18.03.2016 — доработка документации; 21.03.2016 — презентация планирования на педсовете и т. д.)
Комментарий. По завершении работы педагоги приняли следующее решение:
•    в течение двух недель внести изменение в планирование;
•    скорректировать подход в организации игр (обращать больше внимания на создание условий для появления и развития игр; на содержание, роли и сюжет, задачи и т. п.; на поддержку родителей и вовлечение их в совместные с детьми игры, побуждение детей к самостоятельной игре и пр.);
•    осуществить видеозапись четырех сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах с целью дальнейшего анализа.

Развитие навыков дошкольников: дебрифинг

Цели: подведение итогов встречи, рефлексия собственной деятельности.
Инструкция. Каждому педагогу выдается лист обратной связи для ответа на вопросы.
По завершении работы педагогам предлагается взять фанты. Тот, кому попадется фант с условным обозначением, должен презентовать видеозапись сюжетно-ролевой игры с детьми.
Комментарий. Видеозапись была проведена в заранее оговоренный срок.

Тренинговая программа: анализ видеозаписи детской игры

Видеосъемка игр проводится с целью выявления некоторых нюансов, на которые не всегда обращают внимание в повседневной жизни, а также для анализа применяемых способов руководства детской игрой.
1. Совместная выработка критериев, по которым будет оцениваться деятельность педагога. Все предложения записываются на доске. В ходе проведения анализа педагоги опираются на эти записи. Педагог-психолог может направлять и корректировать аналитическую деятельность.
Возможные критерии оценки деятельности педагога по руководству детской игрой:
• включенность детей в игру;
• контакт педагога с детьми;
• четкость инструкции;
• речь воспитателя (громкость, четкость, интонация и т. п.);
• невербальное поведение педагога;
• эмоциональный окрас деятельности;
• включенность педагога в деятельность; 
• соответствие игры возрасту (уровень, время и т. п.);
• достижение детской и взрослой целей; 
• обратная связь с детьми; 
• подготовленность условий (доступность, разнообразие, привлекательность игрового материала);
• подведение итогов.
2. Просмотр видеозаписи одного из участников.
3. Предоставляется слово тому педагогу, чью видеозапись смотрели.
4. Обращение педагога-психологак педагогу: Как вы полагаете, что вам удалось, что у вас лучше всего получилось? (Педагог анализирует свою деятельность, опираясь на разработанные критерии). Какие вы видите для себя точки роста? Что бы вы изменили в следующий раз?
5. Обращение педагога-психологак коллегам: Как вам кажется, с чем справилась (имя)? Что ей удалось? (Если педагоги не высказывают своего мнения, можно обратиться к ним адресно или придумать любую форму обсуждения, предполагающую включенность в процесс каждого из них, например передавать из рук в руки игрушечный микрофон).
Задача педагога-психолога — прерывать споры, перефразировать жесткие фразы педагогов, например: «Как вам кажется, над чем надо поработать (имя), на что ей следует обратить внимание?».
6. Обращение педагога-психолога к педагогу: Выскажите, пожалуйста, свое мнение об услышанной информации.
7. Подведение педагогом-психологом итогов с опорой на схему:
1) обозначение удачных моментов;
2) обозначение точек роста;
3) завершение мероприятия на позитивной ноте.
8. Просмотр следующей видеозаписи.
Слово педагога-психолога: Анализируя особенности развития детской игры, отмечая наиболее удачные моменты и возможные точки роста, мы, как педагоги, можем создать условия для полноценного развития личности каждого ребенка посредством ведущего вида детской деятельности. Желаю вам всем удачи!


Приложение 1
Значение сюжетно-ролевой игры

Приобретение навыка соблюдения правил

Правила, регламентирующие действия ребенка и воспитателя, говорят о том, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослому сложно сделать то, что ему не нравится, ребенку же это сложнее в сотни раз. Умение действовать по правилу не появляется просто так, поэтому важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, из самой сути которой следует необходимость подчиняться определенным правилам.
Осваивая в ходе игры правила ролевого поведения, ребенок постигает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети начинают осознавать мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам. Во время игры у них формируется положительное отношение к образу жизни других людей, их поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Присвоение социального мотива игр
В сюжетно-ролевой игре заложен социальный мотив. Для ребенка игра — это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений. На пике игры подмена настоящих отношений уже перестает удовлетворять ребенка, у него зреет мотив для смены своего статуса. И единственный способ для осуществления этого — пойти в школу.
Эмоциональное развитие
«В самой глубине генезиса игры, в ее истоках имеются эмоциональные основания».
А.Н. Леонтьев
Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: действительно ли ребенок испытывает определенные чувства или только изображает это и какое влияние переживание этих чувств оказывает на формирование его морального облика? Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют слова «как будто», «понарошку», «по правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою «дочку»-куклу; водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища, и т. д.
«Ребенок, создавая в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, испытывает самые настоящие чувства».
Л.С. Выготский
«Катя — мама», — говорит девочка и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. При этом независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом магазине игрушек или сшита заботливой бабушкой из Катиных старых колготок, маленькая «мама» не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать с младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».
«Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка».
И.М. Сеченов
По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Игра и выявляет их переживания и формирует чувства. Так, подражая космонавтам, ребенок выказывает восхищение ими, передает свою мечту стать таким же. При этом у него возникают новые чувства, такие как ответственность за порученное дело, радость и гордость в связи с его успешным выполнением.
Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам способствуют зарождению таких же качеств у ребенка. Сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.
Развитие интеллекта
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к тем или иным видам труда взрослых, появляются любимые герои из книг, которым они стремятся подражать. Вследствие этого замыслы игр становятся более устойчивыми, овладевают их воображением на длительное время.
Некоторые игры (в моряков, летчиков, космонавтов) продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное обогащение задуманного сюжета. Постепенно мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникнуть в смысл того, что он изображает.
Развитие воображения и творчества
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры у них возникают новые идеи и образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывают новые интересные эпизоды: водолазы опускаются на дно моря и находят сокровища; в жарких странах смельчаки-охотники отлавливают львов и отвозят их в зоопарк; исследователи Арктики кормят белых медведей…
Развитие игрового творчества проявляется и в комбинировании различных жизненных впечатлений в содержании игры. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни можно наблюдать, как дети объединяют в игре разные события, а иногда включают в нее эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) они включают в старые любимые игры свои новые впечатления. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между различными жизненными явлениями.
Для осуществления своего замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если таковых нет под рукой, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского периода. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше ищут в них сходство с действительностью.
Развитие речи
В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Л.С. Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети, задержанные в речевом развитии, оказываются отсталыми и в развитии воображения.
В каждой игре содержится элемент режиссуры: «мама» говорит и действует и за себя, и за свою «дочку»-куклу.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой — под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. Ребенок называет свои действия словами и этим самым осмысливает их. Словами он пользуется и для того, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роль, как в обычной игре, а передвигая кукол и другие игрушки, говорит за них.
Развитие самостоятельности
«В игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»2.
К.Д. Ушинский
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Они сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. д. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: усевшись в кресло-«ракету», можно очутиться на Луне, при помощи палочки-«скальпеля» — сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила и следят за их выполнением, регулируя взаимоотношения. Но самое главное заключается в том, что в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Приложение 2
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый уровень
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Их осуществляют в определенной последовательности, которую тем не менее нередко нарушают. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом для возникновения игры служит игрушка или предмет-заместитель, который ранее уже использовался в игре.
Второй уровень
Основное содержание игры — действия с предметом. Они развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Первое взаимодействие между участниками возникает на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбирают, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре могут объединяться 2–3 человека.
Третий уровень
Основное содержание игры — действия с предметами (как и в играх второго уровня), однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами. Четко обозначенные роли распределяются еще до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность тоже определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Игра имеет более длительную продолжительность. Сюжеты более разнообразны: дети отражают быт и труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый уровень
Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействия взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразна: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Устойчивые объединения строятся или на интересе к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только многократно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуя долгое время. На этом этапе в игре четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5–6 человек.
Перечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль