Организация семейного досуга педагогами ДОО

697
Практически любой взрослый верит в то, что детство — самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека и каждый ребенок окружен заботой и вниманием. Но реальность такова: дети живут в мире, полном противоречивых требований и указаний со стороны взрослых. В мире, который не приспособлен к детским потребностям и интересам; где именно взрослые решают, во что и с какими игрушками им играть, какие телевизионные программы смотреть, какие книги читать.
Современное пространство жизни дошкольников наполняют взрослые, которые нередко озабочены только своими проблемами — зарабатыванием денег на достойную жизнь, досугом, здоровьем. От многих мам можно услышать такую фразу: «Ты — ребенок, вот и занимайся своими детскими делами: бегай, катайся с горки, общайся с другими детьми. Позволь мне, взрослой, заниматься своими».
Есть родители, которые искренне пытаются уделять детям время, выделяют для них пространство в своей жизни. Но при этом не знают и не понимают ребенка, поскольку фактически не знакомы с ним. И это не фигура речи. Ведь ребенок проводит большую часть своей детской жизни с другими людьми: педагогами детского сада, тренерами, репетиторами.
Если родители не стали другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нем родным человеком.
Сегодня с детьми меньше, чем нужно, играют, их больше, чем допустимо, оставляют одних, а иногда подвергают наказаниям, понять смысл которых на своем уровне развития ребенок не в состоянии. Воспитанные в обстановке психической депривации, лишенные в раннем возрасте эмпатийного общения, оставляемые родителями на долгие часы в одиночестве, дети утрачивают чувство психологической защиты, исходящее от людей1. Между тем все они нуждаются в эмоциональных контактах с родителями.
Одна из продуктивных форм для установления эмоциональных контактов родителей и детей — организация семейного досуга. Его значение в последние годы все более увеличивается. Этому способствует относительный рост материального достатка российских семей, «мода» на здоровый образ жизни как символ успешности человека, появление разнообразных игровых площадок.Популярной формой семейного досуга стал активный отдых.
Вместе с тем увеличивается и процент пассивного времяпрепровождения: просмотр телевизионных программ, игра на компьютере, отдых дома. Что бы ни делали взрослые — смотрели телевизор, принимали гостей, читали, вязали, ссорились, — с ними всегда рядом дети. Именно поведение родителей, а точнее, то, как они проводят свой досуг, во многом определяет будущее детей.
Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается только в работе по дому, выполнении каких-то обязанностей, помощи по уходу за животными и других занятиях «с пользой».
По мнению Т.Н. Дороновой, творческая деятельность с детьми — это профилактика вредных привычек2. Поэтому задача взрослых — научить ребенка проводить свободное время творчески.
Если родители и дети вместе рисуют, занимаются моделированием, выкладывают пазлы, пополняют и систематизируют коллекции, издают семейные газеты, клеят коллажи или изготавливают поделки, чтобы представить их на выставке в детском саду, это делает их жизнь интересной, разнообразной, наполненной смыслом и конструктивным общением.
Однако организация семейного досуга и взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОО не может носить случайный характер. Она должна быть системной, иметь цели, задачи, методы реализации, результаты. Так, во многих детских садах Алтайского края проведение совместных детско-родительских мастер-классов по изготовлению оригинальных поделок с демонстрацией актуальных техник (декупаж, сутаж, скрапбукинг, квиллинг) давно стало традицией.
Семейные проекты – одно из направлений работы по организации взаимодействия детей и взрослых в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Проекты «Город Дедов Морозов», «Моя мама — принцесса», «Пасхальное солнышко», «Первоцветы», «Маша и медведь» стали «визитной карточкой» МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 20 „Золотой ключик“» г. Новоалтайска и МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 217» г. Барнаула.
Данные ДОО являются базовыми учреждениями кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета и имеют большой опыт в реализации семейных проектов.
В 2014 г. на базе МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 20 „Золотой ключик“» был разработан проект «Волшебная страна фей». Родители совместно с детьми собрали большую коллекцию фей, которые так популярны у девочек; придумали и сделали целую деревеньку с домиками фей.
Дети играли с этими домиками в группах, а летом на участке детского сада превратили их совместно с педагогами в сказочно-волшебные поселения.
 В 2015 г. был реализован проект о летнем семейном отдыхе, поездках, впечатлениях «Лето — это маленькая жизнь». Оригинальные коллажи, созданные в стеклянных банках с семейными фотографиями и «сокровищами» лета вызвали большой энтузиазм у взрослых и детей. Ни одна семья воспитанников детского сада (а это 13 групп!) не осталась равнодушной к подобной идее.
Организации семейного досуга с детьми способствует сопровождение семьи педагогами дошкольной образовательной организации.
Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей».
Согласно словарю русского языка, глагол «сопровождать» обозначает действие, происходящее одновременно с другим, дополнение этого действия, следование вместе с кем-то с оттенками значений «охранять», «указывать путь». В самом общем значении сопровождение — это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.
Цель сопровождения родителей не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, умения видеть перспективы его развития.
Оптимальной формой сопровождения по вопросам организации семейного досуга могут статьсеминары-практикумы. Они включают, с одной стороны, передачу родителям некоторых педагогических знаний, а с другой — позволяют оптимизировать собственный педагогический опыт семьи, «проиграть» проблемные ситуации, узнать что-то новое о себе и своей семье при выполнении упражнений или прохождении тестов.
Семинар-практикум — это вид занятия и работы педагога с родителем, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Такую форму взаимодействия с родителями можно использовать на родительском собрании, педагогическом семинаре.
Технология организации семинара-практикума для родителей включает несколько этапов. 
В ходе семинара-практикума родителям можно предложить следующиевопросы для обсуждения:
•    Какие традиции семейного досуга есть в вашей семье? Укажите самые интересные из них.
•    Сколько, по вашему мнению, нужно времени проводить с ребенком в выходные дни?
•    Нужно ли специально учить ребенка организовывать свой досуг?
•    Можно ли научить ребенка продуктивно проводить свободное время, используя только свой личный наглядный пример?
•    Должны ли родители и дети проводить досуг отдельно?
•    Как часто нужно организовывать семейные совместные праздники, мероприятия?
•    Можно ли игнорировать желания ребенка и его планы проведения свободного времени, если это не соответствует вашим принципам, взглядам на жизнь, интересам и т. д.?
•    Считаете ли вы, что досуг ребенка нужно организовывать, ориентируясь, в первую очередь, на образ жизни семьи, а не на мнение и возможности окружающих?
Даже если первоначальная точка зрения родителей не совпадала с мнением других, в процессе обсуждения вопросов семинара-практикума они могут изменить ее или задуматься о том, что может быть и другое решение.
Проблема проведения с детьми свободного времени очень актуальна, поскольку многие родители испытывают дискомфорт из-за того, что их досуг с ребенком не так разнообразен, как у других (например, в силу образа жизни семьи, материальных возможностей и т. д.). Полученная на семинаре-практикуме информация поможет им узнать в непринужденной обстановке, как другие родители проводят с ребенком время, взять на заметку интересные идеи.
При обсуждении вопросов целесообразно использовать заранее подготовленные карточки с проблемными ситуациями, которые могут быть двух категорий:
•    карточки, А: с вопросами для родителей после описания какой-либо проблемной ситуации;
•    карточки Б: с вариантами ответов или резюме для педагога после обсуждения вопроса родителями.
Для планирования продуктивного семейного досуга на родительском собрании или семинаре-практикуме можно использовать другие эффективные методы.
Так, можно провести семинар-практикум с использованием метода ментальных карт Итогом этого мероприятия станут пошаговые схемы решения той или иной проблемной ситуации, возникшей у родителей при организации досуга с ребенком.
Родителям могут быть предложены следующие темы для обсуждения по методу ментальных карт:
•    «Как организовать летний отдых ребенка?»;
•    «Система закаливания ребенка зимой и в летний период»;
•    «Как провести выходные с ребенком в городе?»;
•    «Семейные хобби и увлечения»;
•    «Организация детского досуга в квартире».
Метод СОФТ-анализа, как правило, используется для подведения итогов встречи, когда было предложено множество путей для решения проблемы и все надо свести к конкретным предложениям.
Педагог заранее готовит схему для обсуждения по методу СОФТ-анализа, рисуя ее на листе ватмана, прикрепленного к доске. Лучше рисовать схему на бумаге, чем на доске мелом или фломастером, поскольку записи на ватмане сохраняются и могут быть использованы для дальнейших обсуждений.
При подведении итогов семинара-практикума педагог на большое поле записывает все предложения родителей — например, по организации выходного дня совместно с ребенком. После обсуждения на центральное поле (внутри большого) выносится лучшее предложение, и его автор презентует его другим участникам.
Например, кто-то из родителей рассказывает, какие выставки посетить с ребенком, какие мероприятия можно посмотреть на городском фестивале, как попасть на ферму с животными, проехать до лебединого озера, какова цена мероприятия и т. д.
Одна из современных форм сопровождения родителей — разработка ресурсной карты маршрутов выходного дня.
Термин «ресурсная карта» был предложен Е.А. Сухановой как карта образовательных ресурсов, инновационных практик, инициатив, позволяющая специалисту образования самоопределиться относительно модели педагогической деятельности, задач и способа их решения.
Ресурсная карта — это выявление образовательных ресурсов, мест, где родители могут организовать совместный с ребенком досуг.
Ресурсная карта решает следующие задачи:
•    организация досуга дошкольников и их семей с привлечением ресурсов учреждений города;
•    профилактика вредных привычек (адресная помощь родителям в проведении семейного досуга);
•    адресная помощь в решении проблем развития и воспитания детей с привлечением услуг социальных, медицинских, культурных, психолого-педагогических и спортивных учреждений города или села в рамках работы с семьями.
Посредством ресурсных карт педагоги знакомят родителей со всеми возможными вариантами проведения досуга с ребенком как в детском саду, так и в условиях города (поселка, села).
Способом организации совместного досуга и конструктивного общения с ребенком также являетсяразработка маршрутов выходного дня6. Общение с ребенком и его развитие не всегда требует специальных учебных материалов. Можно использовать объекты, которые есть в каждой семье или которые составляют типичный городской ландшафт (улица, парк, бульвар, набережная, роща, автостоянка и т. п.).
Таким образом, сопровождение досуга семей дошкольников позволяет родителям преодолеть определенные трудности в воспитании ребенка и общении с ним, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны его жизнедеятельности.

Организация семейного досуга: технология организации семинара-практикума для родителей

1-й этап — подготовительный
Продумайте перечень вопросов для обсуждения на семинаре. Их не должно быть более 10. Большее число вопросов утомляет участников семинара и снижает уровень продуктивности обсуждения.
Вопросы свяжите с темой обсуждения (то, что актуально для родителей «здесь и сейчас»), возрастными особенностями детей группы, временем года и т. д. Выбор вопросов зависит от намеченной цели.
2-й этап — раздача материалов
Раздайте участникам семинара небольшие полоски бумаги (по возможности, цветные стикеры). Их количество (или количество цветов стикеров) должно соответствовать числу вопросов.
3-й этап — ответы на вопросы
Прочитайте первый вопрос. Участники ставят на одной из полосок цифру «1» и записывают свой ответ (если используются стикеры, то каждый ответ пишется на полоске определенного цвета). Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.
4-й этап — деление на группы
Участники семинара должны разделиться на группы по количеству вопросов (желательно по 3–4 человека). Для этого попросите их встать (этот прием поможет снять некоторую заторможенность отдельных участников и устранит желание «отсидеться») и рассчитаться на «первый — третий» или «первый — четвертый» (в зависимости от количества вопросов).
Каждая группа берет одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы родителей под этим номером.
5-й этап — систематизация ответов
Собранные ответы участники систематизируют, а информацию записывают на отдельный лист.
6-й этап — обсуждение ответов
Каждая группа обсуждает ответы и составляет по ним выводы-резюме.
7-й этап — озвучивание выводов по отдельной группе вопросов
Каждая группа оглашает полученные выводы по рассматриваемому вопросу остальным участникам.
8-й этап — коллективное обсуждение ответов на вопросы и их резюмирование

Работа педагога с родителями: технология организации семинара-практикума с использованием метода ментальных карт Тони Бьюзена

1-й этап — подготовительный
Расставьте столы для групп участников. На каждый стол прикрепите лист ватмана и разложите цветные карандаши, фломастеры.
2-й этап — постановка проблемы
Участники семинара должны разделиться на группы (примерно по 4–5 человек) и занять места за столами. Озвучьте проблему.
3-й этап -поиск путей решения проблемы с использованием ментальных карт
Дайте немного времени, чтобы участники семинара обдумали проблему. Затем по команде они должны взять цветные карандаши и фломастеры и произвольно записать все, что приходит на ум по этой проблеме. Это могут быть конкретные предложения, вопросы, тезисы, аргументы, факты, данные статистики, мероприятия.
Записи участники семинара делают с помощью произвольных схем, рисунков, графиков. Так, выбранным способом фиксируется главная мысль-проблема, а от нее тянутся ниточки к остальным ячейкам информации, от тех, в свою очередь, третьи и т. д. Основные тезисы дополняются пометками. В итоге получается готовая схема решения или обсуждения той или иной проблемы.
Примечание: у каждой группы получается своя ментальная карта. У одних это будет «лепестковый вариант», когда от центра идут разные лепестки, у других карта превратится в «солнечную систему», когда вокруг проблемы, обведенной в кружок, выстраиваются другие проблемы-кружки. Варианты ограничены лишь воображением участников.

Организация семейного досуга: примеры ресурсных карт

Ресурсная карта «Проблема досуга и свободного времени ребенка. Варианты прогулок с семьей»
Целевая аудитория: семьи дошкольников.
Примечание. Ресурсная карта разработана с ориентацией на возможные варианты прогулок с ребенком. Зачастую родители ограничиваются двором около своего дома. На самом деле вариантов интересных и познавательных прогулок для ребенка множество, причем они не обязательно затратные. Карта достаточно информативна, но при желании и фантазии родителей может быть дополнена другими интересными местами как в городе, так и за его пределами.
Ресурсная карта «Проблема творческого развития ребенка. Варианты инновационного творчества»
Целевая аудитория: семьи дошкольников.
Примечание. Ресурсная карта разработана для родителей с ориентацией на возможные творческие занятия ребенка.
Можно сделать обычное рисование необычным. Например, рисовать на стекле и создавать с помощью отпечатков потрясающие картины. Рисунки на пене по методике М. Монтессори захватят внимание любого ребенка и разовьют воображение.
Можно превратить лепку из пластилина в создание героев сказки или мультфильма, лепить из глины тарелочки, из соленого теста — булочки и пирожные для игрушечной булочной.
Театр — прекрасное средство для развития у ребенка коммуникативных навыков, фантазии и словотворчества. Он может быть кукольным, пальчиковым, теневым. Огромное количество творческих техник создаются с помощью живого материала.
Только от родителей зависит, как открыть ребенку уникальный мир творчества, который запомнится ему на всю жизнь.

Организация семейного досуга: примеры маршрутов выходного дня

Маршрут «Разведчики природы»
Цель: формирование и поддержка чувства радости открытия.
Задачи:
•    расширение словаря ребенка (названия насекомых, растений);
•    воспитание выносливости;
•    формирование навыков пространственного видения и ориентирования.
Открытия ребенка:
•    Я узнаю самых маленьких обитателей планеты — насекомых.
•    Я узнаю, что они все живут по-разному.
•    Я узнаю новые растения и вспомню известные.
Шпаргалка для исследователей: посмотреть мультфильм «Насекомые» (режиссер — Томас Забо, 2007).
Ресурсы: блокнот, карандаш, фломастеры, фотоаппарат (по возможности), книга для сбора гербария, лупа.
Экипировка ребенка:
•    маленький рюкзак;
•    головной убор (по сезону);
•    небольшой коврик для отдыха;
•    небольшая мокрая салфетка в полиэтиленовом мешочке (чтобы протереть руки перед едой);
•    бутерброды (обязательно в упаковке или специальной коробке);
•    бутылочка для воды (лучше использовать специальные бутылочки с фиксированной крышкой);
•    «комплект разведчика»: лупа, карандаш, блокнот;
•    2–3 пустых полиэтиленовых пакета (для мусора, семян, шишек и т. д.);
•    «сортер» — коробка из-под яиц для сортировки найденного материала.
Техника реализации:
•    Накануне сообщите ребенку о предстоящем путешествии, подготовьте все необходимое для похода.
•    Отправляясь в определенную природную зону (парк, река, роща, лес), скажите ребенку, что вы будете играть с ним в разведчиков природы. По условиям игры нужно найти и зарисовать как можно больше насекомых, а также собрать гербарий трав, листьев и плодов.
•    Во время игры помогите ребенку зарисовать найденный объект, сделать пометки с помощью схемы, где вы увидели то или иное насекомое, растение, камень или просто что-то интересное. Карточки для зарисовки приготовьте заранее. Время игры и количество экспонатов зависит от возраста и желания ребенка, а также его физической подготовки.
•    Не берите домой насекомых. Объясните ребенку, что им гораздо лучше в природных условиях. Это нарушение прав природы.
•    По возвращении домой поделитесь друг с другом впечатлением от увиденного.
•    Сделайте запись в «Дневнике путешественника». Для этого купите заранее альбом, подготовьте его: например, наклейте красивую картинку про путешествия на обложку, у кого есть возможность, наберите текст на компьютере, распечатайте на цветном принтере фамилию путешественников, год и т. д.
•    Перенесите записи из блокнота: где находилось насекомое, которое вы увидели, чем оно занималось и т. д.
•    Обязательно поставьте дату и укажите маршрут.
•    При необходимости обратитесь к справочной литературе.
•    Заполняйте «Дневник путешественника» рисунками, набросками, фотографиями, гербариями после каждого совместного похода.
•    Сделайте специальную страничку в Интернете для ведения «Дневника путешествий» и дополняйте его фотографиями, сделанными во время семейных поездок в отпуск и других путешествий.
Маршрут «Воспитание грамотного читателя»
Цель: формирование у ребенка представления о том, что книга — это «дверь» в мир знаний.
Задачи:
•    знакомство с правилами поведения в библиотеке;
•    воспитание уважения и интереса к печатному слову.
Открытия ребенка:
•    Я узнаю, что книги бывают разные (большие и маленькие, с иллюстрациями и без, со стихами и со сказками).
•    Я узнаю, что книги хранятся в специальном книгохранилище — библиотеке.
•    Я узнаю, как получить книгу в библиотеке для чтения дома с мамой или папой.
•    Я узнаю правила посещения библиотеки и бережного отношения к книге.
Ресурсы: фотоаппарат (по возможности), паспорт одного из родителей, чтобы записать ребенка в библиотеку.
Техника реализации:
•    Заранее запишитесь в библиотеку сами.
•    Возьмите книги для просмотра дома с ребенком.
•    Предложите ребенку пойти с вами в библиотеку для взрослых сдать книгу. Расскажите о том, что есть и специальная детская библиотека.
•    Заранее объясните ребенку, что в библиотеке нельзя разговаривать громко.
•    Пройдите по всем доступным для читателей залам.
•    Рассмотрите стеллажи для книг, оформление стен (там могут быть картины, иллюстрации, панно, фотографии и т. д.).
•    В зале абонемента покажите ребенку порядок обмена книг.
•    Спросите его о желании записаться в детскую библиотеку. Если ребенок готов, то можно разрабатывать следующий маршрут — «Детская библиотека».
•    Запишите ребенка в библиотеку, узнайте имя и отчество вашего библиотекаря.
•    Спросите разрешения сфотографировать ребенка с книжными стеллажами, сделайте фото с библиотекарем.
•    Выберите книгу для чтения дома.
•    Пройдите в читальный зал и возьмите иллюстрированную книгу для просмотра с ребенком (например, про насекомых, космос, куклы и т. д.).
 

Приложение 1

Технология организации семинара-практикума для родителей

1-й этап — подготовительный

Продумайте перечень вопросов для обсуждения на семинаре. Их не должно быть более 10. Большее число вопросов утомляет участников семинара и снижает уровень продуктивности обсуждения.

Вопросы свяжите с темой обсуждения (то, что актуально для родителей «здесь и сейчас»), возрастными особенностями детей группы, временем года и т. д. Выбор вопросов зависит от намеченной цели.

2-й этап — раздача материалов

Раздайте участникам семинара небольшие полоски бумаги (по возможности, цветные стикеры). Их количество (или количество цветов стикеров) должно соответствовать числу вопросов.

3-й этап — ответы на вопросы

Прочитайте первый вопрос. Участники ставят на одной из полосок цифру «1» и записывают свой ответ (если используются стикеры, то каждый ответ пишется на полоске определенного цвета). Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.

4-й этап — деление на группы

Участники семинара должны разделиться на группы по количеству вопросов (желательно по 3–4 человека). Для этого попросите их встать (этот прием поможет снять некоторую заторможенность отдельных участников и устранит желание «отсидеться») и рассчитаться на «первый — третий» или «первый — четвертый» (в зависимости от количества вопросов).

Каждая группа берет одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы родителей под этим номером.

5-й этап — систематизация ответов

Собранные ответы участники систематизируют, а информацию записывают на отдельный лист.

6-й этап — обсуждение ответов

Каждая группа обсуждает ответы и составляет по ним выводы-резюме.

7-й этап — озвучивание выводов по отдельной группе вопросов

Каждая группа оглашает полученные выводы по рассматриваемому вопросу остальным участникам.

8-й этап — коллективное обсуждение ответов на вопросы и их резюмирование

Приложение 2

Примеры карточек с проблемными ситуациями
Организация семейного досуга педагогами ДОО

Организация семейного досуга педагогами ДОО

Приложение 3

Технология организации семинара-практикума для родителей с использованием метода ментальных карт Тони Бьюзена

1-й этап — подготовительный

Расставьте столы для групп участников. На каждый стол прикрепите лист ватмана и разложите цветные карандаши, фломастеры.

2-й этап — постановка проблемы

Участники семинара должны разделиться на группы (примерно по 4–5 человек) и занять места за столами. Озвучьте проблему.

3-й этап -поиск путей решения проблемы с использованием ментальных карт

Дайте немного времени, чтобы участники семинара обдумали проблему. Затем по команде они должны взять цветные карандаши и фломастеры и произвольно записать все, что приходит на ум по этой проблеме. Это могут быть конкретные предложения, вопросы, тезисы, аргументы, факты, данные статистики, мероприятия.

Записи участники семинара делают с помощью произвольных схем, рисунков, графиков. Так, выбранным способом фиксируется главная мысль-проблема, а от нее тянутся ниточки к остальным ячейкам информации, от тех, в свою очередь, третьи и т. д. Основные тезисы дополняются пометками. В итоге получается готовая схема решения или обсуждения той или иной проблемы (рисунок).
Организация семейного досуга педагогами ДОО

Примечание: у каждой группы получается своя ментальная карта. У одних это будет «лепестковый вариант», когда от центра идут разные лепестки, у других карта превратится в «солнечную систему», когда вокруг проблемы, обведенной в кружок, выстраиваются другие проблемы-кружки. Варианты ограничены лишь воображением участников.
 

Приложение 4

Примеры ресурсных карт

Ресурсная карта «Проблема досуга и свободного времени ребенка. Варианты прогулок с семьей»

Целевая аудитория: семьи дошкольников.

Примечание. Ресурсная карта разработана с ориентацией на возможные варианты прогулок с ребенком. Зачастую родители ограничиваются двором около своего дома. На самом деле вариантов интересных и познавательных прогулок для ребенка множество, причем они не обязательно затратные. Карта достаточно информативна, но при желании и фантазии родителей может быть дополнена другими интересными местами как в городе, так и за его пределами.

Организация семейного досуга педагогами ДОО

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль