Муниципальный социальный проект по оздоровлению дошкольников

157

Соловьева Наталья, директор школы № 2 г. Бронницы, начальник Бронницкого отдела образования в 2008–2013 гг.

В городе Бронницы Московской области реализован проект по здоровьесбережению детей. Для реализации проекта была разработана образовательная программа дополнительного образования непрерывной спортивной направленности для воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся 1-4-х классов школ города.
Цели муниципального социального проекта:
•    изменение отношения детей к своему здоровью;
•    сохранение здоровья на основе преемственности содержания дошкольного, начального общего и дополнительного образования детей;
•    создание единого образовательного пространства города спортивно- оздоровительной направленности.
В рамках муниципального социального проекта с образовательными организациями города сотрудничали специализированная детско- юношеская спортивная школа олимпийского резерва г. Бронницы им. А.А. Сыроежкина (далее — школа олимпийского резерва), Обнинское протезно-ортопедическое предприятие, научный центр здоровья детей РАМН.

Как реализовывался муниципальный социальный проект

Для достижения поставленных целей муниципального социального проекта образовательным организациям предстояло пройти несколько этапов.
Этап 1. Подготовительный. Мониторинг состояния здоровья дошкольников и анализ результатов медицинских осмотров позволили определить оптимальные педагогические технологии для оздоровительной работы с детьми. Проведены:
•    курсы по повышению компетентности педагогических работников в вопросе здоровьесбережения воспитанников и учеников;
•    курсы-инструктажи с родителями и руководителями образовательных организаций.
На средства из муниципального бюджета приобретена часть спортивного оборудования, необходимого для реализации программы. Внебюджетные средства позволили купить недостающий спортинвентарь и обустроить уголки здоровья, логопедические и физиотерапевтические кабинеты.
Этап 2. Организационный. На основании медицинских заключений и заявлений родителей согласно муниципальному социальному проекту сформированы спортивно-оздоровительные группы. Программы занятий для каждой из них разработаны тренерами школы олимпийского резерва города и состояли из нескольких разделов (легкая атлетика, скиппинг, лыжный спорт, ритмика, гимнастика).
Для повышения качества образовательной деятельности тренерами разработана и внедрена модель двигательного режима. В нее вошли оздоровительные занятия с детьми, учебные занятия по физической культуре, физкультурно-массовые мероприятия, совместная физкультурно-оздоровительная работа семьи и образовательной организации.
На этом этапе муниципального социального проекта удалось достичь одну из поставленных целей — создать единое образовательное пространство города спортивно-оздоровительной направленности. Результат — дополнительным спортивным образованием охвачены все дошкольники в возрасте от 3 лет и ученики начальных классов.
Этап 3. Практический. В режим дня дошкольников включались: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Тренеры школы олимпийского резерва два раза в неделю проводили с ними дополнительные занятия по физической культуре. В образовательных организациях — праздники здоровья, в которых наряду с воспитанниками принимали участие их родители.
Обязательными стали профилактические мероприятия по предупреждению респираторных заболеваний: кварцевание групп, дезинфекция помещений в период вспышки ОРВИ, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры, чесночные ингаляции, ходьба по мокрым, рельефным и солевым дорожкам, оздоровительный и точечный массаж.
Подведя итоги проекта, отметим увеличение количества детей первой (на 10%) и второй (на 16%) групп здоровья. В результате реализации проекта у детей сформировался положительный имидж здорового образа жизни. Желание активно заниматься спортом проявили 75% воспитанников и учеников начальной школы.

Оздоровление дошкольников: как проводилась работа по исправлению
нарушений опорно-двигательного аппарата

Значимую оздоровительную коррекционную работу проводил коллектив детского сада № 7. Совместно с Научным центром здоровья детей РАМН и Обнинским протезно-ортопедическим предприятием осуществлялись мероприятия по выявлению и исправлению у воспитанников нарушений опорно-двигательного аппарата.
На основании заключенного договора специалисты протезно-ортопедического предприятия ежегодно проводили детям компьютерную топографию. Данное сотрудничество было оформлено как отдельное направление программы дополнительного образования.
Помимо спортивно-ориентированных групп, на основании медицинских показаний и заявлений родителей в детском саду были сформированы коррекционные группы. По результатам компьютерной диагностики специалисты протезно-ортопедического предприятия давали педагогам рекомендации по подбору специальных физических упражнений для профилактики косолапости и плоскостопия. Родители, имеющие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, получали от них индивидуальную бесплатную консультативную и диагностическую помощь.
Цель сотрудничества — оценка эффективности технологий сохранения и укрепления состояния здоровья дошкольников на основании мониторинга показателей здоровья и функционального состояния организма в динамике учебного года.
Основные направления мониторинга:
•    состояние осанки, позвоночника и стопы у детей;
•    процесс утомления в течение дня;
•    психоэмоциональное состояние детей;
•    уровень тревожности у детей;
•    психоэмоциональное напряжение и стресс у детей;
•    мониторинг физической подготовленности.
Первичная обработка данных проводилась педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и медицинскими сестрами при участии воспитателей групп и методическом сопровождении специалистов Научного центра здоровья детей РАМН.
Результаты анализа позволили выделить наиболее часто встречающиеся отклонения в здоровье дошкольников: отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата (функциональный сколиоз, асимметричная осанка, деформация позвоночника), нарушение речи, часто болеющие дети.
Помимо физкультурных занятий, воспитанникам вводился третий учебный час для проведения работы по профилактике осанки (физические упражнения для укрепления мышц спины и свода стопы, лечебная физическая культура).
Коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости, лузы для забрасывания мячей, мишени для метания в цель и оздоровительные стенки были изготовлены руками педагогов и родителей.
Выделим главное в проведении коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата: постоянный контроль за соблюдением осанки, своевременная смена статической позы, подбор правильной обуви, самомассаж ступни и ходьба по «дорожке здоровья».
Проект завершился, однако образовательные организации г. Бронницы продолжают применять программы дополнительного образования, разработанные тренерами школы олимпийского резерва. Детский сад № 7 по-прежнему сотрудничает с Научным центром здоровья детей РАМН и Обнинским протезно-ортопедическим предприятием.
Улучшенные показатели здоровья детей доказывают необходимость партнерства образовательных организаций с медицинскими и спортивными организациями.​

Результаты диагностики воспитанников подготовительной группы

Показатели 2012 г. 2015 г.
С-образный сколиоз 11% 0%
Плоскостопие I степени 15% 12%
Плоскостопие II степени 50% 30%
Плоскостопие III степени 30% 0%
Снижение сводов стопы 15% 10%

Уровень физической подготовленности детей (2014–2015 уч. г.)
Муниципальный социальный проект по оздоровлению дошкольников

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования

      Рассылка




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль