Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в творчестве

39

В период дошкольного детства у детей активно развиваются музыкальные способности, они учатся распознавать звуковысотные и ритмические соотношения в музыке, у них формируется художественный вкус. В практической деятельности: пении, танцах, драматизации, — дошкольники учатся не просто повторять какие-то действия, но и самостоятельно переносить их в свою повседневную жизнь.

Соотношение музыкальной и театральной деятельности в развитии способностей детей старшего дошкольного возраста

В музыкальном воспитании дошкольников выделяют следующие виды музыкальной деятельности:

  • музыкальное восприятие — восприятие, направленное на осмысление значений, которыми обладает музыка как искусство;
  • исполнительство — воспроизведение с помощью голоса или музыкальных инструментов элементарных мелодий и музыкально-ритмических движений;
  • творчество — песенные, танцевальные, инструментальные импровизации;
  • музыкально-образовательная деятельность — усвоение элементарных знаний о музыке, позволяющих осваивать все виды музыкальной деятельности.

Театрализованная деятельность — это особый способ познания окружающей действительности через образное отражение ее в форме драматического действия. Она предполагает разыгрывание в лицах литературных произведений и обладает рядом особенностей: эмоциональностью, наличием образов и фантазии, динамизмом.

Музыкально-театрализованная деятельность — специально организованный вид деятельности, представляющий собой комбинацию музыкальной и театральной деятельности и направленный на развитие общих и специальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Два этих вида деятельности объединяют общие средства выразительности:  интонационная выразительность и особенности развития художественного образа, — каждая из которых, в свою очередь, имеет свои собственные средства выразительности. К средствам выразительности в музыке относятся:  мелодия, регистр, динамика, темп, тембр, ритм, интонация; в театральной деятельности: голос, интонация, мимика, пластика, музыкальное оформление, декорации, костюмы и т. д.

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие способностей детей старшего дошкольного возраста

В результате объединения этих двух видов деятельности создаются благоприятные условия для творчества детей.

  • Ребенок начинает сочинять песенную импровизацию в естественных для него условиях среды. Через пластику, движения, речевую и музыкальную интонацию он может выразить свое эмоциональное отношение к музыке. 
  • Музыкально-театрализованная деятельность предоставляет ребенку возможность проявлять инициативу и самостоятельность при выборе образа для своего героя, расширить границы фантазии, стимулировать творческий поиск выразительности движений и выразить свои переживания.
  • В формировании способностей детей старшего дошкольного возраста первостепенное значение имеет формирование у него музыкального восприятия, то есть способности определять его жанр, настроение, характер. Дети же учатся психологически настраиваться на исполнение роли, контролировать позу, мимику, жесты в соответствии с эмоциональным состоянием.
  • Проводится развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста. Ребенок учится координировать свои движения с музыкой.

На развитие способностей детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает воображение. Оно начинает развиваться в игре, затем — в музыкальном движении в виде мелких движений рук пальчикового театра, танцевальных и песенных импровизации. В старшем дошкольном возрасте оно превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность ребенка и помогает ему освободиться от инерции мышления, укрепляет волю, развивает музыкальную память, влияя тем самым на развитие музыкальных способностей.

Советский психолог Лев Выготский утверждал, что все образы воображения, включая самые замысловатые, основываются на представлениях и впечатлениях, получаемых человеком из реальной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что деятельность воображения зависит от богатства опыта человека, следовательно, необходимо расширять музыкально-театральный опыт детей, чтобы создать прочные основы для его творческой, в том числе музыкальной, деятельности. Накопление ребенком впечатлений — предпосылка для развития музыкальных способностей.

Музыкально-театрализованная деятельность в большей степени способствует эмоциональной отзывчивости как способности детей старшего дошкольного возраста, а также тому, что ребенок начинает понимать смысл своей деятельности.

Педагогические технологии развития способностей детей старшего дошкольного возраста

Для эффективного развития способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе осуществления музыкально-театрализованной деятельности педагог должен придерживаться ряда правил:

  • Педагогические технологии реализуются в старшей группе. Развивающую среду в ней создают наполнение ее разными видами театра, игровыми атрибутами, элементами костюмов, декорациями, музыкальными инструментами и т. д.
  • Основным методом развития способностей выступает игра. Она позволит ребенку раскрыть творческий потенциал, усилить эмоциональную отзывчивость на музыку и театр, развить музыкальную память, музыкальный слух.
  • Педагог будет использовать несколько способов развития способностей.

Развитие способностей в ходе музыкально-театрализованной деятельности происходит в несколько этапов:

  1. Во время музыкально-театрализованных занятий. Занятия проводятся по плану.
  2. Создаются условия для самостоятельной деятельности людей: в музыкальном или театральном уголке. Необходимым условием является обязательное наличие в уголке аудионосителя и фонотеки с записями образцов музыкальных произведений, к которым у детей есть свободный доступ, и музыкальных инструментов.
  3. Организация драматизации музыкального спектакля. Дети самостоятельно ставят сказку.

Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально-театрализованной деятельности несет значимую эмоциональную и смысловую нагрузку для ребенка. Задача педагога в этом случае — раскрыть индивидуальность ребенка и помочь ему найти его средства выразительности. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль