ФГОС дошкольного образования: развитие музыкальной деятельности дошкольника

257

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт), новый документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития дошкольника в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. По этой причине об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, является условием для данного процесса. Другими словами, развитие музыкальной деятельности дошкольника является условием вхож­дения ребёнка в мир социальных отношений. Это основной ориентир, предназначенный для специалистов и воспитателей, по пре­ломлению музыкального содержания программы согласно Стандарту.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: художественно-эстетическое развитие

Основное содержание образовательной обла­сти «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Худо­жественно-эстетическое развитие» наряду с изо­бразительным и литературным искусством, и данная образовательная область предполагает:

  • реализацию предпосылок смыслово­го восприятия и понимания произведений словесного, музыкального, изобрази­тельного искусства, мира природы;
  • формирование утонченного отношения к окру­жающему миру;
  • становление представлений о видах искусства;
  • понимание музыки, литера­туры, фольклора;
  • осуществление изобразительной, кон­структивно-модельной, музыкальной и прочей творческой деятельности детей.

Задачи развития музыкальной деятельности дошкольника в различных образовательных областях

В других образовательных областях, обозначен­ных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.

Так, например, если говорить об образовательной об­ласти «Социально-коммуникативное развитие», то здесь речь идет о реализации представлений о социо­культурных ценностях населения, об народных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» рассчитана на развитие воображения и творческого потенциала, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающей среды. Образовательная область «Речевое разви­тие» предполагает развитие звуковой и интонацион­ной культуры речи. А в образовательной области «Физическое разви­тие» речь идет о развитии таких физиче­ских качеств, как координация и гибкость, равновесие, крупная и мелкая моторика обеих рук.

Задач развития музыкальной деятельности дошкольника постепенно становится больше. Так, в их круг начинают входить задачи вхождения ребёнка в мир музы­ки, развития музыкальной эрудиции и культуры, отношения к му­зыке как виду искусства, традициям и праздникам в музыке.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: виды

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и позна­вательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная актив­ность и тактильно-двигательные игры.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника в раннем возрасте (1-3 года) состоит в пред­метной деятельности и играх с составными и дина­мическими игрушками. Также проводятся эксперименты с  ма­териалами и веществами (это могут быть песок, вода, тесто и пр.). Дети начинают общаться со взрослым и играть со сверстниками под руководством взрослого, постепенно учатся сами себя обслуживать (имеются в виду действия с ложкой, совком, лопаткой и пр.), воспринимают смысл музыки, сказок, стихов, картинок.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжет­но-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: формы 

В соответствии с предложенными Стандартом видами деятельности можно конкретизировать формы музыкальной активности с детьми раннего и дошкольного воз­раста (таблица). Но тут важно отметить, что , предло­женные формы исходят из культурных практик дошкольника.

ФГОС дошкольного образования: развитие музыкальной деятельности дошкольника

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: программы и технологии

В соответствии со Стандартом можно привлекать парциаль­ные программы и авторские технологии с целью решения задач музыкального воспитания. Сегодня музыкальные руководители не часто организуют работу по разделу «Музыка», который выбирает учреждение. Зачастую специалистом используются парциальные программы.

Также в Стандарте указано, что в процессе развития музыкальной деятельности дошкольника увеличилось со­отношение времени к части, формируемой участ­никами образовательных отношений. На сегодняшний день это 40% от времени нахождения дошкольника в детском саду (от 10 или 12 часов).

Данная часть программы должна учитывать об­разовательные потребности, интересы и мотивы де­тей, членов их семей и педагогов и, в частности, мо­жет быть ориентирована:

  • на специфику национальных, социокультур­ных и иных условий, в которых осуществляет­ся образовательная деятельность;
  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с деть­ми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитан­ников ДОО, а также возможностям её педаго­гического коллектива;
  • сложившиеся традиции ДОО (группы).

Целевые ориентиры в процессе развития музыкальной деятельности дошкольника

Результаты педагогической диагностики (мони­торинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач в части развития музыкальной деятельности дошкольника:

  • индивидуализации образования (в т. ч. под­держки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно­стей его музыкального развития);
  • оптимизации работы с группой детей на музы­кальных занятиях, в самостоятельной музы­кальной деятельности.

Целевые ориентиры в данном случае нельзя доподлинно оценить, а также нельзя подвергнуть педагогической диа­гностике (мониторингу). Они не являются базой объектив­ной оценки соответствия требова­ниям образовательной деятельности дошкольников. Освоение программы в данном случае не сопровождается промежуточными аттестациями и итого­вой аттестацией дошкольников.

Целевые ориентиры на этапе завершения развития музыкальной деятельности дошкольника:

  • дошкольник отличается инициативностью и самостоятельностью в различных видах дея­тельности;
  • положительно смотрит на мир, других людей и самого себя, имеет чувство собственного достоинства;
  • обладает развитой фантазией, которая проявляется в разных видах деятельности, прежде всего, в игровых;
  • хорошо владеет устной речью, использует ее для выражения собственных мыслей, чувств и желаний;
  • у дошкольника достаточно хорошо развита крупная и мелкая мотори­ка;
  • ребенок проявляет волевые усилия, может следо­вать социальным правилам поведения в разных видах деятельности;
  • проявляет любознательность, интересуется теми или иными моментами у взрослых и сверстников, задается вопросом причинно-следственных связей.

Музыкальное содержание и музыкальная дея­тельность объективно помогают ребёнку освоить заданные целевые ориентиры.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль