ФГОС дошкольного образования: развитие музыкальной деятельности дошкольника

170

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт), новый документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития дошкольника в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. По этой причине об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, является условием для данного процесса. Другими словами, развитие музыкальной деятельности дошкольника является условием вхож­дения ребёнка в мир социальных отношений. Это основной ориентир, предназначенный для специалистов и воспитателей, по пре­ломлению музыкального содержания программы согласно Стандарту.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: художественно-эстетическое развитие

Основное содержание образовательной обла­сти «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Худо­жественно-эстетическое развитие» наряду с изо­бразительным и литературным искусством, и данная образовательная область предполагает:

  • реализацию предпосылок смыслово­го восприятия и понимания произведений словесного, музыкального, изобрази­тельного искусства, мира природы;
  • формирование утонченного отношения к окру­жающему миру;
  • становление представлений о видах искусства;
  • понимание музыки, литера­туры, фольклора;
  • осуществление изобразительной, кон­структивно-модельной, музыкальной и прочей творческой деятельности детей.

Задачи развития музыкальной деятельности дошкольника в различных образовательных областях

В других образовательных областях, обозначен­ных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.

Так, например, если говорить об образовательной об­ласти «Социально-коммуникативное развитие», то здесь речь идет о реализации представлений о социо­культурных ценностях населения, об народных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» рассчитана на развитие воображения и творческого потенциала, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающей среды. Образовательная область «Речевое разви­тие» предполагает развитие звуковой и интонацион­ной культуры речи. А в образовательной области «Физическое разви­тие» речь идет о развитии таких физиче­ских качеств, как координация и гибкость, равновесие, крупная и мелкая моторика обеих рук.

Задач развития музыкальной деятельности дошкольника постепенно становится больше. Так, в их круг начинают входить задачи вхождения ребёнка в мир музы­ки, развития музыкальной эрудиции и культуры, отношения к му­зыке как виду искусства, традициям и праздникам в музыке.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: виды

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и позна­вательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная актив­ность и тактильно-двигательные игры.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника в раннем возрасте (1-3 года) состоит в пред­метной деятельности и играх с составными и дина­мическими игрушками. Также проводятся эксперименты с  ма­териалами и веществами (это могут быть песок, вода, тесто и пр.). Дети начинают общаться со взрослым и играть со сверстниками под руководством взрослого, постепенно учатся сами себя обслуживать (имеются в виду действия с ложкой, совком, лопаткой и пр.), воспринимают смысл музыки, сказок, стихов, картинок.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжет­но-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры.

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: формы 

В соответствии с предложенными Стандартом видами деятельности можно конкретизировать формы музыкальной активности с детьми раннего и дошкольного воз­раста (таблица). Но тут важно отметить, что , предло­женные формы исходят из культурных практик дошкольника.

ФГОС дошкольного образования: развитие музыкальной деятельности дошкольника

Развитие музыкальной деятельности дошкольника: программы и технологии

В соответствии со Стандартом можно привлекать парциаль­ные программы и авторские технологии с целью решения задач музыкального воспитания. Сегодня музыкальные руководители не часто организуют работу по разделу «Музыка», который выбирает учреждение. Зачастую специалистом используются парциальные программы.

Также в Стандарте указано, что в процессе развития музыкальной деятельности дошкольника увеличилось со­отношение времени к части, формируемой участ­никами образовательных отношений. На сегодняшний день это 40% от времени нахождения дошкольника в детском саду (от 10 или 12 часов).

Данная часть программы должна учитывать об­разовательные потребности, интересы и мотивы де­тей, членов их семей и педагогов и, в частности, мо­жет быть ориентирована:

  • на специфику национальных, социокультур­ных и иных условий, в которых осуществляет­ся образовательная деятельность;
  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с деть­ми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитан­ников ДОО, а также возможностям её педаго­гического коллектива;
  • сложившиеся традиции ДОО (группы).

Целевые ориентиры в процессе развития музыкальной деятельности дошкольника

Результаты педагогической диагностики (мони­торинга) могут использоваться специалистом исключительно для решения образовательных задач в части развития музыкальной деятельности дошкольника:

  • индивидуализации образования (в т. ч. под­держки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно­стей его музыкального развития);
  • оптимизации работы с группой детей на музы­кальных занятиях, в самостоятельной музы­кальной деятельности.

Целевые ориентиры в данном случае нельзя доподлинно оценить, а также нельзя подвергнуть педагогической диа­гностике (мониторингу). Они не являются базой объектив­ной оценки соответствия требова­ниям образовательной деятельности дошкольников. Освоение программы в данном случае не сопровождается промежуточными аттестациями и итого­вой аттестацией дошкольников.

Целевые ориентиры на этапе завершения развития музыкальной деятельности дошкольника:

  • дошкольник отличается инициативностью и самостоятельностью в различных видах дея­тельности;
  • положительно смотрит на мир, других людей и самого себя, имеет чувство собственного достоинства;
  • обладает развитой фантазией, которая проявляется в разных видах деятельности, прежде всего, в игровых;
  • хорошо владеет устной речью, использует ее для выражения собственных мыслей, чувств и желаний;
  • у дошкольника достаточно хорошо развита крупная и мелкая мотори­ка;
  • ребенок проявляет волевые усилия, может следо­вать социальным правилам поведения в разных видах деятельности;
  • проявляет любознательность, интересуется теми или иными моментами у взрослых и сверстников, задается вопросом причинно-следственных связей.

Музыкальное содержание и музыкальная дея­тельность объективно помогают ребёнку освоить заданные целевые ориентиры.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль