Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в песенном творчестве

112

Период дошкольного возраста в психолого­-педагогических исследованиях традиционно выде­ляется как этап, имеющий особое значение для будущего интенсивного становления личности. Поэто­му перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих развитию индивиду­альных возможностей каждого воспитанника. 

Я.А. Пономарев, А.Т. Шумилин, Е.И. Николае­ва, Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия отмечали, что реали­зация индивидуальности происходит в процессе развития особого  вида деятельности  - творче­ства.

Песенное творчество детей дошкольного возраста становится универсальным и естественным способом суще­ствования человека, она даёт прекрасные возможно­сти для определения способностей к музыкальному творчеству. И от того, насколько были использова­ны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Л.С. Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского становления. 

Мотивацией детского творчества выступают по­ложительные эмоции, которые испытывает воспитанник в процессе сочинительства, они побуж­дают его преодолевать трудности, способству­ют укреплению веры в себя, дают уверенность в своих силах, воспитывают целостную творческую личность.

Таким образом, эмоциональная увлеченность процессом песенного творчества детей дошкольного возраста является тем мостиком, че­рез который проходят эмоционально-эстетические реакции - от восприятия к воспроизведению - и закрепляются как личностные новообразования.

В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельно­сти, в т. ч. и музыкальной. В исследованиях Н.А. Ветлугиной даётся опре­деление сущности музыкального творчества и осо­бенностей этого процесса у детей. Автор подчёрки­вает важность тесной взаимосвязи процесса песенного твор­чества детей дошкольного возраста с процессом их обучения. Именно эта связь является базой, которая обеспечивает актив­ный творческий рост дошкольников. Только овладев навыками исполнительской музыкальной де­ятельности, воспитанник может наиболее ярко, непосредственно выразить себя в том или ином виде музыкального творчества.

Исследованиям песенного творчества детей дошкольного возраста по­священы работы Н.А. Ветлугиной, Е.Я. Гембицкой, А.И. Ходьковой, И.Л. Дзержинской, Л.В. Горюно­вой и др. Творческая деятельность воспитанника связана с поиском собственного вариан­та исполнения и интерпретации песенного образа с помощью различных средств выразительности. Это результат творческой переработки внутренних эстетических переживаний, накопленного опыта, специальных знаний, приобретённых навыков дей­ствий в разных видах музыкальной деятельности. Кроме того, для творческих проявлений необходи­мо воображение, фантазия, свободная ориентиров­ка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность песнопения зависит от прочности певческих навы­ков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также от умения петь чисто и выразительно.

Три позиции песенного творчества детей дошкольного возраста 

Песенное творчество детей дошкольного возраста следует рассма­тривать как сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельно­сти, как восприятие, исполнительство и креативность. Его формирование и рост рассматривается с трёх позиций музыкальной деятельности воспитанника:

  • слушатель - восприятие песни (ин­дивидуальное вслушивание, реагирование и понимание музыкального образа, собствен­ная интерпретация образа че­рез выражение или изображение);
  • исполнитель - исполнение песни (эмоциональная передача художественного образа при использовании элементарных во­кальных умений);
  • сочинитель - первые попытки со­чинения (создание оригинальных элементар­ных мелодий, рифмованных текстов, создание образов в органичном сочетании слов и мелодии).

Такая интеграция видов деятельности способ­ствует субъектным проявлениям малыша в музы­кальном творчестве, развивает его творческую ак­тивность, которая является одним из показателей сформированности основ музыкально-эстетиче­ской культуры воспитанника.

Песенное творчество детей дошкольного возраста - это синтетиче­ская деятельность, объединяющая в себе практиче­ски все виды художественного творчества, все виды человеческой активности, поэтому нужно уметь вы­строить педагогическое и воспитательное про­странство так, чтобы добиться результативной реа­лизации поставленных задач.

Понятие психолого-педагогического сопровождения дошкольников 

В процессе творческой деятельности, сталкива­ясь с трудностями, кроха нуждается в помощи взрослых, поэтому в последнее время в системе до­школьного образования силами ученых и практи­ков формируется особая культура помощи детям в воспитательно-образовательном процессе - пси­холого-педагогическое сопровождение дошкольников

Сопровождение - это совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по от­ношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени и в пространстве. Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождаю­щего и сопровождаемого, результатом которого яв­ляется решение и действие, ведущее к прогрессу в эволюции сопровождаемого.

По мнению исследователей Н.Б. Крылова и Е.А. Александрова, педагогическое сопровожде­ние подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за воспитанником, содействуя ему в индивиду­альном продвижении в учении.

А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская отмечали, что специфика психолого-педагогического сопровождения дошкольников заключается в том, что его целью становится плано­мерное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) и совокупности условий.

Т.И. Чиркова описывает сопровождение через позицию психолога по отношению к субъектам взаимодействия и обозначает основные принципы его работы: включённость, содействие, участие, обеспе­чение.

Таким образом, психолого-педагогическое со­провождение дошкольников - это особая форма практики, предполагающая соучастие взрослого в индивидуальном развитии малыша за счёт отслеживания (диагностики) процесса созре­вания, роста и формирования необходимых способ­ностей, позволяющих ему решать задачи воз­раста с опорой на собственный ресурс.

Основная цель сопровождения - создание си­туаций, в которых воспитанник и сопровожда­ющий его взрослый вступают в особый тип взаимо­отношений, в рамках которых кроха проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ему необходимые сред­ства, позволяющие решать данные задачи.

Психолого-педагогическое со­провождение песенного творчества детей дошкольного возраста мы рассматриваем как организованное взаимодей­ствие педагогов, детей и родителей. В процессе такого взаимодействия взрослые помогают дошкольнику, с одной стороны, при­сваивать ценности культуры, нака­пливать слушательский и интонационный опыт, яв­ляющийся основой для импровизаций, с другой - личностно раскрываться в творческой деятельности, сохранять лучшие индиви­дуально-неповторимые черты в само­выражении.

Все участники психолого-педагогического со­провождения развития дошкольников в песнопении в детском саду (дети, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, узкие специалисты, родители) становятся равноправны­ми субъектами творческого процесса, и в ходе твор­ческой деятельности активность и свобода крохи встречаются и взаимодействуют с субъективностью и активностью взрослых.

С учётом приоритетов становления детей дошколь­ного возраста, на основе музыкальной практики нами была спроектирована модель психолого-пе­дагогического сопровождения дошкольников в развитии песнопения. Данная модель, обеспечивающая эффективность работы процесса сопровождения, включает следующие компоненты.

Доминирующий предмет деятельности: дет­ское музыкальное творчество. Для нас приоритет­ным направлением образовательной области «Му­зыка» является творческая деятель­ность, в процессе которой развивается песнопение и формируется музыкально-эстетиче­ская культура воспитанника. 

Задачи приоритетного направления деятель­ности:

  • усовершенствование способности к песнопению (задача, поставленная в соответствии с Федеральными государственными требова­ниями);
  • усовершенствование творческой активности и самостоя­тельности (программа «Музыкальные шедев­ры» О.П. Радыновой);
  • усовершенствование у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в кол­лективной музыкальной деятельности (при­мерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство»).

Приоритеты в выборе видов деятельности:

  • музыкально-игровая деятельность. Именно в музыкально-игровой деятельности наиболее эф­фективно решаются задачи развития песенного твор­чества детей дошкольного возраста;
  • совместная деятельность детей с педагогами и детей с родителями. Только в совместной деятельности у малыша развивается стремле­ние к проявлению инициативы и самостоя­тельности, происходит постоянный рост его творчества;
  • самостоятельная музыкальная деятельность. Возникает по инициативе самих детей и свя­зана непосредственно с их желаниями, инте­ресами, потребностями, а формирование спо­собов самостоятельных действий способст­вует развитию песнопения.  

Стратегия планирования работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников в песенном творчестве 

Сопровождение предполагает наличие следующих субъектов: де­тей, музыкального руководителя, воспитателей, уз­ких специалистов, педагога-психолога и родителей воспитанников и осуществляется в трёх направле­ниях: с детьми, педагогами и родителями. В каж­дом направлении выделяется три этапа: диагности­ческий, деятельностный и рефлексивно-аналити­ческий.

Работа с детьми

Диагностический этап работы с детьми про­водится группой специалистов (в которую входят музыкальный руководитель, педагог-психолог и воспитатели) с целью мониторинга интегративных качеств и диагностики уровня музыкального разви­тия воспитанников. 

Детей в соответствии с полученными результата­ми диагностики объединяют в соответствующие группы:

  • группа детей с высоким уровнем достижений;
  • группа детей со средним уровнем достиже­ний;
  • группа детей с низким уровнем достижений.

На деятельностном этапе для каждой группы ребят разрабатываются вариативные маршруты развития песенного творчества детей дошкольного возраста.

Вариативные образовательные маршруты сле­дует рассматривать как основные содержатель­ные линии и направления в организации вос­питательно-образовательного процесса, в рам­ках которого обеспечивается содействие реализации воспитателями, педагогами и родите­лями способностей, интересов, личностных воз­можностей и индивидуальных особенностей вос­питанников.

При разработке вариативных маршрутов учиты­ваются следующие вопросы:

  • какие задачи воспитания и развития детей ре­ализуются психологом, музыкальным руково­дителем, воспитателями и на каком содер­жании;
  • как с привлечением родителей обогатить и дополнить музыкально-эстетическую среду в детском саду, стимулирующую детей к музы­кально-творческой деятельности;
  • как будет осуществляться перенос и закре­пление усвоенных знаний и умений музыкаль­но-творческой деятельности в повседневной деятельности детского сада и семьи.

Составление вариативных маршрутов - процесс творческий, сложный, но он открывает новые возможности в пе­сенном творчестве детей дошкольного возраста. 

Рефлексивно-аналитический этап деятельно­сти с детьми подразумевает итоговую диагностику достижения детей в развитии песнопения и презентацию итоговых детских практик (игры- интерпретации, игры-импровизации, мини-оперы, музыкальные сказки и др.).

Работа с педагогами

На диагностическом этапе была создана твор­ческая группа из педагогов с целью изучения и ана­лиза методологических подходов психолого-педа­гогического сопровождения дошкольников, вопросов разви­тия детского пес Было проведено анкетирование педагогов с целью выявления уров­ня компетентности в вопросах музыкального и творческого развития детей с качественным и количественным анализом полученных данных.

На деятельностном этапе проводились консуль­тации, круглые столы, семинары-практикумы для повышения компетентности педагогов по вопросам развития творческой деятельности детей. Эффективные методы и приёмы развития песенного творчества детей дошкольного возраста с учётом разработанных вариативных маршрутов вне­дрялись через открытые музыкальные занятия, про­смотры совместной деятельности педагогов и ребят, индивидуальную работу с воспитанниками.

Творческой группой педагогов на рефлексивно ­аналитическом этапе работы анализировались ре­зультаты мониторинга интегративных качеств и уровня музыкального развития детей с последую­щей корректировкой содержания работы по психо­лого-педагогическому сопровождению дошкольников в песенном творчестве. 

Работа с родителями

Обобщение опыта работы по развитию песенно­го творчества детей дошкольного возраста происходило в форме совмест­ных мероприятий с детьми и родителями с исполь­зованием интеграции разных видов деятельности, публикаций разработанных практических и методи­ческих материалов.

Диагностический этап работы с родителями ре­ализовался через анкетирование, индивидуальные консультации, тематические сообщения, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Основная задача этого направления работы с семьёй - выявление уровня компетентности родителей в вопросах музыкально ­эстетического развития их чада в условиях семьи, вопросах творчества, выявление интересов и предпочтений родителей, изучение положительного опыта семей­ного музыкального воспитания, семейных традиций.

Задача деятельностного этапа работы с роди­телями предполагает сотрудничество с родителями в создании музыкально-образовательной среды, их помощь и участие в оформлении музыкального зала или группы к праздникам, в подготовке костю­мов, декораций, изготовлении самодельных музы­кальных инструментов. Дети по-особенному отно­сятся к этим вещам, зная, что их родители приложи­ли свои старания.

Формы включения родителей в процесс психо­лого-педагогического сопровождения дошкольников в пе­сенном творчестве: беседы по вопросам песнопения, родительские гостиные, домашние зада­ния по просьбе музыкального руководителя, откры­тые показы творческой музыкальной деятельности детей с пояснениями для родителей, совместные праздники и развлечения, творческие вечера-кон­церты с участием родителей и детей, праздничные развлекательные программы.

На третьем этапе (рефлексивно-аналитиче­ском) анализировался, обобщался опыт сотрудни­чества в вопросах музыкально-эстетического раз­вития детей.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в процессе психолого-педагогического сопровожде­ния дошкольника, является незаменимым партнёром и помощни­ком педагога, воспитателя. А кроха испытывает гордость и радость, а главное, получает положительный пример активной жизненной позиции неравнодуш­ных родителей. Более того, родители должны быть до­статочно информированы, мотивированы для актив­ной поддержки и реализации задатков и способно­стей детей, к поощрению их стараний и достижений.

Единство принципов психолого­-педагогического сопровождения дошкольников 

Принцип интеграции - это взаимосвязь всех компонентов психолого-педагогического сопрово­ждения. Данный принцип является ведущим при разработке стратегии и планирования содержания обучения и воспитания, форм и методов работы с детьми. Интегративный подход в психолого-педаго­гическом сопровождении дошкольников означает реализацию принципа интеграции образовательных областей, что, в свою очередь, обеспечивает целостность и системность сопровождения.

Принцип комплексности предполагает совокуп­ность составных частей процесса сопровождения, которые взаимодополняют, обогащают и обеспечи­вают его цельное и качественное функционирова­ние, направленное на решение общих целей и задач.

Поскольку ни одно воспитательное средство, взятое вне связи с другими средствами, не даёт положительных результатов, необходимо использова­ние комплексной системы педагогических воздействий, которая предполагает:

  • единство педагогических и психологических воздействий на детей в процессе развития песнопения;
  • скоординированную работу администрации, узких специалистов и воспитателей;
  • систему разнообразных воздействий на твор­ческое развитие личности воспитанника;
  • включение родителей в реализацию постав­ленных задач.

Кроме того, принцип комплексности, предпола­гающий комплексно-тематическое построение педагогического процесса, особенно актуален в свете последних положений Федеральных государственных требований.

Принцип непрерывности сопровождения воспитанника в образовательном процессе, а именно - преемственность и последовательность сопровождения.

Принцип индивидуальности и дифференци­рованности заключается в гибком использовании педагогом различных форм и методов психолого-­педагогического сопровождения дошкольников с целью достиже­ния оптимальных результатов в творче­стве каждым воспитанником. В работе должны учиты­ваться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью.

Необходимо поддерживать индивидуальность каждого воспитанника, т. к. только на её основе может быть достигнуто полноценное развитие личности, могут раскрыться его способности, в т. ч. творческие.

По результатам диагностики детей выявляются сходные показатели свойств, навыков, способно­стей, знаний. Это даёт возможность объединить де­тей в соответствующие группы, дифференцируя, та­ким образом, необходимую психолого-педагогиче­скую помощь.

Принцип художественности в психоло-педагогическом сопровождении дошкольников выражается в ис­пользовании произведений, являющихся образца­ми эстетического совершенства мировой музы­кальной мысли, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний. Ценностные художественные эталоны способству­ют накоплению разнообразных музыкальных впе­чатлений, формированию у детей интонационного музыкального опыта, являются основой для «подра­жания» интонациям, ритму, мелодическому движению, «фоном» для импровизации и побудителем к творчеству.

Принцип свободы, по Л.С. Выготскому, реализу­ется через опору на детские интересы, процесс созидания и не может быть ни обязательным, ни прину­дительным.

Ролевые позиции педагогов в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников 

Координатором деятельности в организации и реализации процесса психолого-педагогического сопровождения развития песенного творчества детей дошкольного возраста яв­ляется заместитель заведующего по воспитатель­ной и методической работе.

Основной функцией педагога-психолога в про­цессе психолого-педагогического сопровождения дошкольников является анализи­рование процесса в целом, психического развития детей, их возрастных особенностей и обеспечение эмоционального благополучия, которое способ­ствует эффективному развитию творческих способ­ностей каждого воспитанника. 

Ведущая роль в психолого-педагогическом со­провождении дошкольников в песнопении принадлежит музыкальному руководителю - модератору. Модератор - это специалист, имеющий более широкие права по сравнению с другими субъектами сопровождения и отвечающий за ре­зультативность процесса песенного творчества. От музыкального руководителя требуется высокий уровень профессиональной компетентности, выра­жающийся в умении быть инициатором взаимодей­ствия с субъектами педагогического процесса (спе­циалисты, педагоги, дети, родители); умении найти контакты с ними, помочь лучше понять и принять личность воспитанника, увидеть и понять его потенци­альные возможности.

Узкие специалисты и воспитатели - творческие исполнители, взаимодействие которых базируется на взаимопонимании, на единстве целей и задач, на обсуждении и принятии решений. Результатом такого взаимодействия будет разработка и коррек­тировка вариативного маршрута развития песенно­го творчества детей дошкольного возраста. 

Ожидаемый результат деятельности выра­жается в следующих параметрах:

  • динамика личностного развития;
  • динамика развития песенного творчества;
  • организация детских практик: музыкальных игр, спектаклей, мини-опер, праздников и развлечений.

Таким образом, внедрение в практику музыкаль­ного воспитания модели психолого-педагогическо­го сопровождения дошкольников позволяет эффективно управлять процессом творчества в области песнопения, раскры­вая личностный творческий потенциал воспитанника, обеспечивая возрастную и индивидуальную ситуа­цию развития, и помогает повысить уровень музы­кально-эстетической культуры всех участников про­цесса.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль