На сегодняшний день фольклорное искусство позволяет формировать художественную индивидуальность ребенка, развивает его
Через процесс игры воспитанник получает новые представление о мире, расширяет свои познания в области музыки, народной поэзии, происходит развитие творческого
В свое время великий К.С. Станиславский утверждал, что фольклорная игра развивает воображение, готовит детей к сценическим условиям, при которых все, по сути, является вымыслом. Он призывал актеров учиться игре в буквальном смысле у детей, поскольку они серьёзно и искренне верят в любую выдуманную ситуацию, могут легко менять отношение к предметам, месту, где происходит действие, и партнёрам по игре.
Но здесь важно отметить, что фольклорные игры направлены не только на развитие творческого потенциала дошкольников, но и на практическое освоение национальных традиций. При организации фольклорной игры у воспитанников развиваются организаторские навыки, совершенствуется общение, складываются взаимоотношения со сверстниками, приобретаются коммуникативные навыки.
Современные фольклорные игры компонуются из слова, напева и движения. Такое органичное объединение может стать удачным для развития творческого потенциала дошкольников, поскольку игра ставит перед ребёнком множество важных задач.
Малыши должны уметь организовываться в игровые группы, определять посредством диалога, что будет разыгрываться, осуществлять подготовительные действия, а именно подобрать атрибуты, костюмы, оформить специальным образом место действия, назначить исполнителей ролей и ведущего, обыграть несколько раз сценку), уметь приглашать зрителей и показывать им разученный игровой сюжет. И все это должно происходить без помощи воспитателей или при ее небольшом наличии.
Алгоритм действенного анализа фольклорной игры для оптимального развития творческого потенциала дошкольников
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Содержательный
Первая серия заданий - задания для развития творческого потенциала дошкольников по части музыкально-сценических способностей, умения понимать содержание произведения и характеризовать образы героев:
Задание 1. Объясни сюжет игровой песни (после исполнения педагогом).
Задание 2. Определи, кто является главными и второстепенными героями игры, игровой песни.
Задание 3. Определи, кого из героев можно назвать положительным, а кого отрицательным? Почему ты считаешь именно так? Измени имеющийся образ, придумай новый.
Задание 4. Прочитав слова песни и т. п., можно предложить воспитанникам новое задание: назвать характер персонажей (трусливый, сердитый и т. д.). Измени характер героя (здесь проводится работа с пиктограммами).
Задание 5. Перескажи игровой сюжет (например, для непонятливой бабушки).
Задание 6. Оцени событие и поступки персонажей.
ВТОРОЙ ЭТАП. Исполнительский
Задание 7. Спой мелодию песни на слоги «лю», «ду», «ды».
Задание 8. Проговори вслух, хором ритмический рисунок песни.
Задание 9. Прохлопай ритмический рисунок песни, проговаривая текст про себя.
Задание 10. Произнеси текст песни ритмически чётко, но тихо.
Задание 11. Проговори слова песни нараспев, на различной звуковой высоте.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Сценический
Задание 12. Выбери героев игры и определи роли, которые они исполняют.
Задание 13. Определи центр для сценической области.
Задание 14. Определи, как располагаются персонажи на сценическом поле.
Задание 15. Сделай содержание сюжета реальным посредством игровых действий.
Таким образом, при обучении у малышей вырабатывается интерес к фольклорной игре, что положительно сказывается на развитии творческого потенциала дошкольников. Происходит накопление жизненных и музыкально-сценических эмоций, которые стимулируют интерес к фольклорной игре.