Развитие творческого потенциала дошкольников посредством фольклорных игр

52

На сегодняшний день фольклорное искусство позволяет формировать художественную индивидуальность ребенка, развивает его творческую активность. Как и в исполнительском искусстве, в фольклоре заложена игровая и театрализованная активность. Этим можно объяснить его привлекательность для формирования у дошкольников сценического поведения и способностей, а также для развития творческого потенциала дошкольников.

Через процесс игры воспитанник получает новые представление о мире, расширяет свои познания в области музыки, народной поэзии, происходит развитие творческого потенциала дошкольников. Кроме того, фольклорная игра подключает дошкольника к театру посредством создания образов и сценария. Ребенок сам становится героем игры, переживает игровую ситуацию, учится держать себя на сцене, поет, танцует.

В свое время великий К.С. Станиславский утверждал, что фольклорная игра развивает воображение, готовит детей к сценическим условиям, при которых все, по сути, является вымыслом. Он призывал актеров учиться игре в буквальном смысле у детей, поскольку они серьёзно и искренне верят в любую выдуманную ситуацию, могут легко менять  отношение к предметам, месту, где происходит действие, и партнёрам по игре.

Но здесь важно отметить, что фольклорные игры направлены не только на развитие творческого потенциала дошкольников, но и на практическое освоение нацио­нальных традиций. При организации фоль­клорной игры у воспитанников развиваются организатор­ские навыки, совершенствуется общение, складываются взаимоотношения со сверстниками, приобретаются коммуникативные навыки.

Современные фольклорные игры компонуются из слова, напева и движения. Такое органичное объединение может стать удачным для развития творческого потенциала дошкольников, поскольку игра ставит перед ребёнком множество важных задач.

Малыши должны уметь организовываться в игровые группы, определять посредством диалога, что будет разыгрывать­ся, осуществлять подготовительные действия, а именно подобрать атрибу­ты, костюмы, оформить специальным образом место действия, назначить исполнителей ролей и ведущего, обыграть несколько раз сценку), уметь приглашать зрите­лей и показывать им разученный игровой сюжет. И все это должно происходить без помощи воспитателей или при ее небольшом наличии.

Алгоритм действенного анализа фольклорной игры для оптимального развития творческого потенциала дошкольников

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Содержательный

Первая серия заданий - задания для развития творческого потенциала дошкольников по части музыкально-сценических способностей, умения по­нимать содержание произведения и характеризо­вать образы героев:

Задание 1. Объясни сюжет игровой песни (по­сле исполнения педагогом).

Задание 2. Определи, кто является главными и второстепенными героями игры, игровой песни.

Задание 3. Определи, кого из героев можно назвать положительным, а кого отрицательным? Почему ты считаешь именно так? Измени имеющийся образ, приду­май новый.

Задание 4. Прочитав слова песни и т. п., можно предложить воспитанникам новое задание: назвать характер персона­жей (трусливый, сердитый и т. д.). Измени характер героя (здесь проводится работа с пиктограммами).

Задание 5. Перескажи игровой сюжет (напри­мер, для непонятливой бабушки).

Задание 6. Оцени событие и поступки персо­нажей.

ВТОРОЙ ЭТАП. Исполнительский

Задание 7. Спой мелодию песни на слоги «лю», «ду», «ды».

Задание 8. Проговори вслух, хором ритмиче­ский рисунок песни.

Задание 9. Прохлопай ритмический рисунок песни, проговаривая текст про себя.

Задание 10. Произнеси текст песни ритмически чётко, но тихо.

Задание 11. Проговори слова песни нараспев, на различной звуковой высоте.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Сценический

Задание 12. Выбери героев игры и опреде­ли роли, которые они исполняют.

Задание 13. Определи центр для сценической области.

Задание 14. Определи, как располагаются персона­жи на сценическом поле.

Задание 15. Сделай содержание сюжета реальным посредством игро­вых действий.

Таким образом, при обучении у малышей вырабатывается ин­терес к фольклорной игре, что положительно сказывается на развитии творческого потенциала дошкольников. Происходит накопление жизненных и музыкально-сценических эмоций, которые стимулируют интерес к фольклорной игре.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль