Наиболее интересные классифкации игр в кукольном театре для дошкольников

481

«Самым большим чудом, оставшимся навсегда в памяти из моего детства, был кукольный театр!» Его магия сильнее «взрослого», актёрского. Куклы творят чудеса: они обучают, веселят, развивают интонационную выразительность речи и творческие способности. Кукольный театр формирует мировоззрение и корректируют поведение дошкольников. Это одно из любимых развлечений взрослых и детей. Кукла может научить дошкольника всему, она близка малышу, её беспомощность и искренность рождают у дошкольника чувство взаимопонимания и принятия всего того, что она «говорит».

Спектакль с куклами - разновидность искусства, где внешность и действия персонажей изображаются (обозначаются) объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами. 

Виды театров кукол для постановки в детском саду с использованием:

  • верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они видны целиком или на половину своего роста.
  • низовых (марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволочками. Актёры-кукловоды чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В неко-торых случаях актёры-кукловоды видны зрителям целиком или в по-ловину своего роста.
  • срединных (не верховых и не низовых), управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные персонажи бывают объёмными, управляемыми либо со стороны, либо изнутри, актёром-кукловодом. К срединным от-носятся, в частности, куклы театра теней. Актёры-кукловоды не видны зрителям, т. к. находятся за экраном, на который проецируются тени. В качестве срединных кукол-актёров используются марионетки, управляемые сзади видимыми или не видимыми зрителям кукловодами. Бывают перчаточные или других конструкций. Например, в известной эстрадной миниатюре С.В. Образцова участвует кукольный малыш по имени Тяпа и его отец, роль которого играет сам Образцов.

Реквизит для театра кукол в детском саду

Предшественником всех разновидностей верховой куклы является т. н. петрушка (рис. 1), надеваемая на руку актёра и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею. Имя своё она получила от героя старин¬ных народных представлений - весёлого озорника Петрушки. Перчатка является одновре¬менно и костюмом.

Наиболее интересные классифкации игр в кукольном театре для дошкольников

Материал для нее подбирается соответствующего цвета и рисунка. Как правило, на материю, из которой сшита перчатка, нашивается аппликация или наносится рисунок. Такая перчатка-костюм кроится не вплотную по руке кукловода, а немного свободнее, чтобы замаскировать форму введенной в нее человеческой руки.

Ноги у петрушек бывают далеко не всегда. Во время представления в кукольном театре дошкольники могут ставить петрушку ногами на ширму лишь в очень редких случаях т.к. при этом бывает видна рука актера. В некоторых случаях руку актеру удается более или менее удачно замаскировать длинным платьем или плащом (рука проходит между подкладкой и верхом) (рис. 2). Но это допустимо, разумеется, далеко не в каждой пьесе и не для каждого персонажа. Кроме того, петрушка, стоящая ногами на ширме, хуже передаёт походку человека, чем если она это делает условно, при помощи движения корпуса. Чаще всего ноги у петрушек существуют для того, чтобы ими играть, сидя или лёжа.

Наиболее интересные классифкации игр в кукольном театре для дошкольников

Использование петрушечных актеров в театре кукол в детском саду помогает изображать не только человека, но и животных. Об¬щая схема устройства остаётся та же, однако у каждой петрушки имеются свои особенности в зависимости от того, какое животное она изображает.

Одной из наиболее интересных разновидностей верховой куклы является тростевая (рис. 3). Она получила своё название от тростей, при помощи которых актёр управляет её руками. Тростевая чаще всего изображает фигуру человека, реже - животных.

Наиболее интересные классифкации игр в кукольном театре для дошкольников

Основу составляет деревянная конструкция. Она крепится на так называемом гапите - деревянном стержне, который служит как бы позвоночником. На гапите устанавливается плечевой каркас, а к нему прикрепляются подвижные суставы рук.

Кукольные герои для настольного театра кукол в детском саду могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и т. п. Простейшего героя можно сделать из обычного носового платка или квадратного кусочка материи. Кроме этого, в детском саду или дома взрослые могут придумать сказку-пьесу из тех игрушек, что имеются у дошкольников. Волшебный голос рассказчика превращает любимые детские игрушки в героев сказочного представления.

Марионетки занимают важное место в теории и практике кукольного театра, который так любят дошкольники. Сравнение человека с марионеткой, которую дёргают за ниточку, существовало с древнейших времён в языках многих народов мира. Марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше марионетки, держит в руках крестовину - так называемую вагу, где сходятся все нити, идущие от деталей. Нити прикрепляются к её туловищу, плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет марионетку передвигаться по сцене, а также двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до 30 штук - в этом случае ей управляют несколько человек.

Для использования плоскостных стендовых кукол в театре кукол в детском саду нужна вертикальная поверхность. Его называют фланелеграф. Первоначально большой лист картона обтягивался простой фланелью (отсюда и название), а плоскостные персонажи и декорации передвигались самим рассказчиком по ходу представления. Задняя сторона фигурок и декораций тоже была фланелевая. Ещё один вид плоских игрушек не накладывается на фланель, а вставляется в маленький гапит, который крепится в пустую дере-вянную катушку от ниток. Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, прикрепить к картонному кружочку-подставке.

Подставки могут быть деревянные, картонные, а можно и без них обойтись - фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом. Такой театр для кукол в детском саду может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией из бумаги и ткани.

Декорации из конусов и цилиндров с удовольствием изготавливают сами дошкольники. С помощью циркуля, трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеив детали. Для изготовления игрушек из цилиндров надо склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги. Оформление может быть из различного материала: аппликацией из бумаги, ткани, кружева, тесьмы, ниток, пуговиц, бусин, бисера. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьма лучше приклеиваются клеем ПВА или «Моментом». Существуют ещё некоторые способы создания игрушек.

Как изготовить «актеров» для театра кукол в детском саду 

Их также можно смастерить из картона, ткани и папье-маше - специально приготовленной бумажной массы. Для изготовления массы газетная бумага рвётся на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (три части бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надевают на картонный конус и лепят головку прямо на нём. Необходимо время, чтобы она просохла на конусе. Затем головы снимаются, разрисовываются, к ним приклеиваются детали (волосы, брови, усы, борода, уши, шапочка, косынка и т. д.). Подбираются соответствующие ткани для оклейки конусов. На конусах делают прорези, в которые вставляют лапки, хвостики, руки. Имея несколько таких конусов, можно быстро сконструировать любого героя для разных спектаклей.

Актеров для театра кукол в детском саду также можно изготавливать и из поролона. Лучше выполнять эту работу вместе с детьми. Им дают уже готовые, предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог. В анилиновый краситель, разведённый в воде, надо опустить кусок поролона целиком. Чтобы он лучше прокрасился, следует несколько раз опустить поро-лон в краситель и отжать. Делаются надрезы, перетяжки, сшиваются детали, срезаются ненужные части для придания поролону необходимой формы. Работа  ведётся или индивидуально, или по подгруппам (4-5 воспитанников), чтобы взрослый имел возможность помочь в случае неудачи.

Осенью для кукольного театра воспитатели могут предложить дошкольникам смастерить актёров из овощей. Например, из огурца - лягушку, из моркови - лисичку-сестричку, из редиски - мышку-норушку, из свеклы - волка, из картофеля - медведя и т. д. Туловищем могут стать старые перчатки.

Дети очень любят героев, сделанных для магнитного театра. Вначале делается персонаж из разного материала, затем к задней его части прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух стоящих рядом столов.

В подготовке кукольного театра дошкольники с удовольствием участвуют в изготовлении кукол из коробок. Отбираются коробки разной формы и размера (из-под пищевых продуктов, парфюмерных товаров и др.), склеиваются друг с другом, обклеиваются кусочками бумаги, ткани и оформляются вырезанными элементами. Любую коробку можно приспособить для головы (картонную упаковку, бумажную, из пластического материала, кубическую, цилиндрическую и др.). Главное, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребёнка. Существуют два способа изготовления. Либо коробка изображает фигурку целиком (как бы в полный рост), либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается юбочка из ткани, изображающая туловище. Кисть руки при этом прячется в коробочку, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка-туловище на резинке. Такого актёра можно сделать говорящим, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить пальцем, то создаётся впечатление, что герой разговаривает.

Также театр кукол в детском саду можно организовать с персонажами из природных материалов. В этом случае используются шишки, ракушки, жёлуди, каштаны, кора, семена, орехи, косточки и др. Их нельзя скреплять пластилином, лучше использовать клей ПВА, казеиновый или столярный клей. Природные материалы покрываются бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.). Спектакли удобнее показывать на природе, на даче, в лесу, на побережье, на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений. Можно врыть в песок ёмкость с водой, тогда персонажи смогут плавать на плотиках и лодочках из коры.

Для самостоятельной театрализованной деятельности в рамках кукольного театра дошкольникам можно предложить пальчиковый. Персонажи изготавливаются из бумаги, из глины, из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из кру¬гов, конусов и цилиндров, которые надеваются на один указательный или на все пальцы. Можно сделать персонажей из поролона, из которого вырезаются головки персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делается углубление для пальца. Детали пришивают отдельно, используя разноцветный поролон, кусочки ткани.

Очень забавны актёры из перчаток (рис. 4). Дошкольники с удовольствием играют с ними, сами придумывают сюжеты, используя не только сказки, но и домашние ситуации.

Наиболее интересные классифкации игр в кукольном театре для дошкольников

Основой такой перчатки для театра кукол в детском саду может стать перчатка с четырьмя пальцами. Можно сделать игрушку не толь¬ко из старой перчатки, но и самостоятельно с помощью выкройки. Из двух кусков материи, вырезан-ной по выкройке, сшивается перчатка с четырьмя пальцами. В верхний слой перчатки продевается резинка. Для ног можно использовать пробки из-под шампанского, разрезанные вдоль, напёрстки или пластмассовые колпачки от духов. У такой топотушки появятся ножки.

Кукол можно сделать из всего. Вот, например, из варежек. Варежка может изображать голову. При этом большой палец варежки служит персонажу носом. Или, например, варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка - туловищем, к которому пришиваются голова и другие детали. У неё активным будет хвостик (который приводится в движение большим пальцем руки).

Из чего только не делают персонажей для театра кукол в детском саду! В последнее время получили распространение герои из воздушных шаров. Голова изготавливается из надутого шара. Нос можно просто нарисовать, а можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой, получится на большом шаре маленький. Шарик привязывается к палочке (длиной 20-25 см). К плечам пришиваются руки - полосы ткани, на конце собранные в резинку. Резинки надеваются на запястье. Управляют персонажем вдвоём. Один человек левой рукой держит палочку в том месте, где шея, другой - действует правой рукой.

В театрах кукол в детских садах широко используют ростовые куклы, которые бывают плоскими и объёмными. Ребёнок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) - у её пояса. Или к персонажу пришиваются резинки и надеваются на ребёнка «как рюкзак», только спереди. Ноги выглядят как та-почки, в которые ребёнок всовывает свои ноги. Кукольные руки с помощью пришитых к ним резинок ребёнок прикрепляет к запястьям и щиколоткам. Когда ребёнок двигается, кукла выполняет его движе¬ния.

Театр кукол в детском саду можно разнообразить театром теней. Эта разновидность существует много тысяч лет. В нём нет ни ширмы, ни декораций. Зрители сидят перед большим белым экраном, освещённым сзади яркой лампой. Актеры-кукловоды также сидят за экраном, но с другой стороны. Тоненькими костяными палочками они прижимают к экрану плоские силуэты, и тогда на полотне возникает яркая резная тень. «Живые» тени можно создавать с помощью своих рук -  ручные тени, вырезанные силуэты, костюмы, на¬кладные парики, бороды, усы. Движения при этом должны быть выразительными и чёткими, а исполнители не должны заслонять друг друга.

В теневых спектаклях издревле показывали пьесы, основой которых являлись мифологические и героические сказания. Они не требовали специальной подготовки зрителя, который с детства был знаком с основными мотивами и героями подобных произведений. Вот почему актёру нужно было только «показать» героя, а воображение зрителя дорисовывало остальное.

Персонажи для дошкольников должны быть различных систем, яркими, с добрыми лицами, доступными в управлении.

Правила кукловождения в кукольном театре с участием дошкольников

Обучение детей приёмам кукловождения лучше начинать с ложек. Игрушка, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении, доступна и понятна ребёнку. Начиная с трёх лет, малыш в состоянии взять ложку за ручку и поднять её вверх. При этом рука ребёнка может быть спрятана под юбочкой, надетой на ложку. Постепенно, приучаясь работать с ширмой, ребёнок начинает ощущать, что герой «идёт» плавно, не проваливаясь и не слишком возвышаясь. В зависимости от персонажа ребёнок учится передавать походку данного героя (плавно, легко, вперевалку, суетливо и т. д.). Важным моментом в организации кукольного театра является обучение дошкольника «входу» и «выходу» персонажа со сцены. Уходить он должен постепенно, так же, как и входить. Когда герои «разговаривают», то слегка двигается тот, кто в данный момент «говорит». Другой в этот момент внимательно «слушает», а значит, стоит неподвижно и на время «слушания» прекращает любое движение. Этот приём позволяет зрителям определить, кто данный момент произносит свои слова. Во время диалога герои должны «смотреть» друг на друга, стоя напротив. Важно показать ребёнку, как добиться того, чтобы его озвучивание совпадало с движением. Для этого используются тренинги, упражнения, этюды по «оживлению». Это, как правило, требует индивидуальной работы взрослого с ребёнком. Она проводится в свободное от занятий и режимных моментов время.

Необходимо быть очень терпеливыми и детям, и взрослым для того, чтобы освоить приёмы кукло¬вождения.

Игры детей в театре кукол дома и в детском саду

Дети дошкольного возраста и дома с родителями, и в детском саду с педагогами не только участвуют в просмотре спектакля, но и сами с удовольствием принимают участие в его создании. Для дошкольников процесс создания такого представления важнее самого театрального действа. Существует несколько классификаций таких игр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова рассматривают театр:

  • настольный кукольный - на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
  • стендовый (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
  • верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
  • напольные (марионетки, конусный театр);
  • живой куклы (с «живой рукой», люди-куклы, ростовые, театр масок, тантамарески).

Для организации театра кукол и представлений в детском саду или дома можно использовать игрушки, выпускаемые промышленностью. Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми. Это доставляет ребёнку истинное удовольствие, развивает практические и изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. Дошкольники довольно рано приобщаются к театрализованной деятельности.

Дети раннего возраста (от 1 до 3 лет) только приобщаются к кукольным спектаклям. В детском саду и дома перед взрослыми стоит задача пробуждать у детей интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами. Взрослые показывают малышам представле¬ния и инсценировки, развивая детскую восприимчивость, фантазию, обогащая первоначальные знания детей.

С кукольным театром уже хорошо знакомы дошкольники второй младшей группы (3-4 года), поэтому взрослые ставят задачи обучения их приёмам вождения настольных героев, а также развития умений детей имитировать характерные движения персонажей (зайчик прыгает, птички летают, козлёнок скачет, собачка бежит) с передачей эмоционального состояния героя (мимика, поза, жест, движения). К концу года дети четырех лет уже умеют разыгрывать сюжеты небольших стихов или песен. У них появляются любимые персонажи, сказки, спектакли.

Дети среднего возраста (4-5 лет), уже имеющие определённый опыт участия в театре кукол в детском саду обладают начальными навыками кукловождения. Они учатся выступать от имени своего героя, говорить за него, пытаясь подражать голосу персонажа (медведь говорит низким голосом, мышка высоким и т. д.). Для самостоятельного показа используются произведения для младшей группы, с которыми дети хорошо знакомы. Дети этого возраста - самые благодарные зрители. Они не только с удовольствием смотрят само представление, но и подмечают технические детали работы.

Дети старшей группы (от 5-6 лет), имеющие опыт показа не одного спектакля с разного рода куклами в театре кукол в детском саду, приучаются к самостоятельному нахождению средств выразительности, развивают чувство партнёрства. В процессе работы над спектаклями много времени уделяется наблюдению за повадками животных и людей, чтобы можно было передать их потом в спектакле. Дошкольники приобщаются к созданию героев и декораций для спектакля. Детям этого возраста доступны настольный кукольный театр, стендовый (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка), на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней). Если эта работа проводилась систематически, к концу года дети самостоятельно в свободной деятельности разыгрывают спектакли для себя, своих гостей, для малышей.

Участники подготовительной к школе группы (6-7 лет) способны показывать спектакли в театре кукол в детском саду самостоятельно, при небольшой помощи взрослых. Они умеют озвучивать персонажей, передавать их движения, изменения в настроении. Кроме того, с удовольствием принимают участие в изготовлении актёров, декораций и даже сочиняют отдельные эпизоды для спектакля. Кроме всех выше перечис¬ленных, дошкольники этого возраста справляются с верховыми куклами (на гапите, бибабо, тростевые), напольными, живыми.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль