Опыт применения современных методов оздоровления в детском саду

514

С 2011 г. в систему оздоровительной работы в нашем детском саду внедрена и успешно применяется арт-терапия. Это одно из современных направлений в оздоровлении, буквально означающее лечение искусством. Данный метод не только позволяет снять у малыша проявления нестабильного настроения, тревогу, но и способствует улучшению психоэмоциального состояния.

Основные направления арт-терапии:

  • изотерапия – лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.;
  • музыкотерапия – лечебное воздействие через восприятие музыки;
  • сказкотерапия – лечебное воздействие чтением, театрализацией и др.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

Сказкотерапия в детском саду как направление арт-терапии

В основе сказкотерапии лежит идея о том, что в сказочной ситуации заложен скрытый смысл решения различных сложных ситуаций. Многогранный сказочный материал учит переживать и радоваться, сочувствовать и грустить, а также побуждает к речевому контакту.

Сеансы сказкотерапии проводятся с помощью театральных игрушек на ладони, картинок на фланелеграфе, фонограмм. Вместе с воспитанниками придумываем новые концовки к уже известным им сказкам. Например, рассказываем знакомую сказку и договариваемся что-нибудь в ней изменить. («Давайте придумаем сказку с новой ситуацией: “Репка-то волшебной оказалась…”» или «Придумайте, что же стало с репкой и героями сказки после того, как они ее вытащили? Может, у них возникли споры, как ее правильно разделить между всеми?» и т. д.). Общими усилиями меняем совсем немного, побуждаем детей придумывать дальше самостоятельно, они пробуют сочинять сказки.

В рамках оздоровления дошкольников в детском саду, в процессе сказкотерапии, у них исчезает напряжение, расширяются представления об эмоциях, о чувствах и разных состояниях; они преодолевают барьеры общения, что способствует развитию речи и навыков коммуникации, внимания, чувственного восприятия, мышления и воображения.

Перед сном часто используем «истории-засыпалочки», например:

Засыпалочка «А куда поедем днем, перед сном?» (Н. Пикулева)

Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И чу-у-уточку поспать.
На станции Вставайкино
Проснешься – выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали
На станцию... Кровать!
На этой самой станции
Так сладко засыпа-ать...

Оздоровление детей в детском саду в форме игротерапии

Игротерапия – процесс взаимодействия малыша и взрослого посредством игры. В нашем детском саду широко практикуется такая современная разновидность игротерапии, как песочная игротерапия в детском саду. Для рисования песком используется световой модуль. Оборудование для игр с песком (а также с водой) установлено в уголке юного исследователя.

Игры с песком – одна из форм естественной активности, поэтому их можно продуктивно использовать при проведении коррекционных и развивающих занятий. Мы применяем песочную терапию в комплексе с другими методами арт-терапии в детском саду – сказкотерапией, изотерапией. Для создания своего собственного мира в песочнице воспитаннику предоставляется возможность создать из песка в детском саду все, что он придумывает.

После завершения работы с песком он называет свое творение и рассказывает о нем. Такие игры существенно стабилизируют эмоциональное состояние, а заодно способствуют развитию тактильной чувствительности, речи, внимания, памяти, мелкой моторики.

В детском саду игротерапия применяется и для физического оздоровления и развития детей. Например, в целях укрепления круговой мышцы рта, тренировки навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах дошкольникам предлагается сыграть в игры «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров»: дети дуют на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдувают ватку с ладошки.

Изотерапия в детском саду как форма арт-терапии

Терапия с использованием изобразительного творчества, в первую очередь рисования, называется изотерапией. Рисование связано с крайне важными функциями – зрительными, двигательными, речью, мышлением, оно способствует как развитию каждой из этих функций в отдельности, так и сочетанию их между собой.

Для изотерапии подходят буквально все виды художественных материалов. Мы даем воспитанникам возможность порисовать ладошками, используем традиционные и нетрадиционные техники рисования, предоставляем воспитаннику для творчества материалы на выбор: бумагу разного формата, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки и др. 

Рисование с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно!

Использование музыкотерапии в детском саду для оздоровления детей

Еще один метод, укрепляющий здоровье детей и доставляющий им удовольствие, – музыкотерапия. Мы применяем этот метод в организованной образовательной деятельности «Художественное творчество», а также после двигательной активности дошкольников. Во время релаксационного сеанса на снятие усталости или напряжения воспитатель под музыку обращается к воспитанникам: «Наши ручки сегодня много работали, давайте вместе с ними отдохнем. Погладьте себя по головке, рукам, лицу, груди, ногам. Представьте, что это ваши мамы вас нежно гладят, почувствуйте, как вам тепло. Запомните, что вы чувствуете во время поглаживания. А теперь дотроньтесь “руками любви” друг до друга, подарите друг другу тепло и здоровье». В процессе оздоровления в детском саду, во время релаксации, обращаем внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть тела.

Перед сном часто используем записи колыбельных песенок.

В детском саду оформлен доступный для воспитанников музыкальный уголок с музыкальными инструментами, шумовыми баночками с разными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками.

Цветотерапия как разновидность арт-терапии в детском саду

Цвету издавна приписывается способность воздействовать – благотворно или отрицательно – на человека. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов подходящего цвета, ношение одежды правильно подобранных цветов оказывает значительное влияние на психо-эмоциальное состояние человека. 

Воздействие цвета на людей неоднозначно, индивидуально, носит избирательный характер, что необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Прежде чем использовать цветотерапию как форму арт-терапии в детском саду, мы провели предварительные консультации со специалистами, изучили специальную литературу (о влиянии цветов на психофизическое состояние людей), рекомендации, как использовать цвета в работе.

Как цвета действуют на детей?

Красный цвет для малыша – сильный раздражитель, даже у спокойных ребят вызывает чрезмерную активность. Желтый – цвет гармонии, способен вызывать радостные ощущения, стимулировать к сосредоточенной деятельности. Желтый цвет способствует оздоровлению детей в детском саду, оказывая благоприятное влияние на возбудимых, нервных, склонных к истерикам воспитанников. Этот цвет повышает аппетит.

Оранжевый цвет помогает быть более общительным, укрепляет коллективные связи в группе и в то же время позволяет легче переносить одиночество. Как и желтый, он возбуждает аппетит.

Зеленый побуждает интерес к учебе, а также к познанию окружающего мира. Оттенки зеленого способны внушить смелость, помогают формированию уверенности в себе. Но чересчур увлекаться зеленым в рамках арт-терапии в детском саду не стоит, особенно в том случае, если ребенок – флегматик, поскольку этот цвет может снижать физическую активность.

Синий – цвет глубины и чистоты. Оттенки синего пробуждают детское воображение. Голубой цвет оказывает расслабляющее влияние на организм, успокаивает. Оттенки голубого помогают снять напряжение в конце дня.

Фиолетовый цвет вызывает ощущение гармонии и покоя.

Проанализировав собранную информацию, для оздоровления детей мы установили в детском саду «Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, которые подобраны от теплых тонов к холодным и закреплены на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать руками, проходить сквозь них, касаясь лицом. Попадая под такой «дождь» три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), «шустрики» заметно успокаиваются, а медлительные, заторможенные дети (они ходят в направлении от холодного цвета к теплому), наоборот, активизируются.

Ароматерапия как необычная форма арт-терапии в детском саду

В детском саду проводятся сеансы ароматерапии – лечение ароматами. Один из способов их применения (разумеется, при отсутствии у воспитанников аллергии): несколько капель масла необходимо растворить в горячей воде и затем распылить их в помещении с помощью пульверизатора. В период повышения заболеваемости респираторными инфекциями лучше всего применять масло шалфея, эвкалипта, пихты.

Кроме того, в группе высажены цветы герани, в пластиковых контейнерах в уголке природы хранятся собранные цветы ромашки и листочки мяты. Эти сборы действуют успокаивающе.

Другие нестандартные методы оздоровления детей в детском саду

Для развития тактильных ощущений в группах представлены мячи, шишки, плоды каштана, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из бросового материала практикуется с целью развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Воспитанники ходят по дорожке босиком или в носках.

Повышению эффективности работы по оздоровлению детей в детском саду способствует динамический час. Вместо организации классического физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Состоит занятие из двух частей:

  • оздоровительной разминки, подготавливающей организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки;
  • оздоровительно-развивающей тренировки умений и навыков, которая способствует развитию физических качеств, формированию умения играть вместе в подвижные игры.

Нетрадиционные методы оздоровления в детском саду доставляют детям радость, что значительно повышает их эффективность. Все методы оздоровления, используемые в детском саду, направлены на снижение количества простудных заболеваний, профилактику хронических заболеваний, улучшение психоэмоционального состояния малышей.

Результаты анкетирования показали, что 95% родителей удовлетворены работой по оздоровлению, понимают важность проводимых мероприятий. Наряду с этим родители подтвердили, что им нужна помощь детского сада в укреплении здоровья ребят, получении информации о методах оздоровления детей в детском саду.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль