Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

232

Михайлова Елена Александровна

Работает музыкальным руководителем в детском саду, который реализует програм­му по работе с музыкально одарёнными детьми . Свой опыт она представляла на секции «Специфика работы с одарёнными детьми и подростка­ми» IV Международной научно-практиче­ской конференции «Развитие непрерывно­го образования», организованной Красно­ярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева. Увере­ны, что публикуемые основные положения доклада будут интересны читателям.


Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

Художественно-творческие способности являют­ся одним из компонентов общей структуры лично­сти. Их развитие способствует формированию личности воспитанника в целом. Если малыш умеет сравнивать, анализировать, наблюдать, рассуждать, обощать информацию, то, как правило, у него наблюдается высокий интеллектуальный уровень. Такой воспитанник может быть одаренным в разных сферах, в том числе и музыкальной.  

Воспитание и развитие одарённых и талантли­вых дошкольников является важнейшим условием формиро­вания творческого потенциала общества. Проана­лизировав психолого-педагогическую и методиче­скую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития способных воспитанников, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с одаренными детьми в детском саду. 

Процедуры выявления музыкально одарённых детей в детском саду 

Зная своих воспитанников, я без особого труда и специальных процедур могу различить категорию малышей по особенным качествам: кому из них больше нравится солировать в танце, песне, инсценировке. Как правило у них это получается лучше всех остальных. 

Но работа с музыкально одарёнными детьми - индивидуальная. Поэтому здесь не обойтись без особых организованных процедур педагогической диагностики. Вначале я приглядываю за дошкольниками, за их поведением, выявляю степень эмоциональной отзывчивости на музыкальные композиции, смотрю как ведут себя воспитанники в незнакомой, новой для них обстановке, затем как они обращаются с новоявленными музыкальными инструментами, как относятся к музыке «живой» и в аудиозаписи.  

После выявляю степень развития дина­мического слуха, определяю уровень музыкального мышления.

На заключительной стадии диагностирую музы­кальную память.

Работа с музыкально одарёнными детьми отличается тем, что такие малыши проще перенимают материал, легко справляются с за­даниями. Поэтому, занимаясь с группой воспитанников, я стараюсь выбрать правильную технику работы с ними: чтобы с одной стороны одаренные малыши могли реализовать свои способности, не подавить их стремление к творчеству, а с другой стороны дать возможность остальным воспитанникам также выразиться. В групповой образовательной деятельности даровитые малыши реали­зуются в различных моделях совместной деятель­ности:

  • в танцевальной миниатюре они в ведущей роли - показывают другим малышам движения;
  • в пении - солируют запев песни;
  • в игре-драматизации - играют главное действующее лицо и т. д.

Также их творческие возможности и развитые навыки очень нужны при подготовке номеров с участием солистов либо сольных номеров. И хотя на групповом игровом сеансе я уделяю отдельное внимание работе с музыкально одаренными детьми, нередко они чувствуют определённого рода голод, который вы­ражается в необходимости творить что-то ещё, за рам­ками образовательной программы. 

Cтудия для музыкально одарённых детей в детском саду 

Для работы с музыкально одарёнными детьми я организова­ла музыкальную студию «До-ми-солька». Сопровождение талантливых малышей я провожу с учетом методическх рекомендаций Е.А. Ми­ниной «Музыкальное развитие детей 5-7 лет. Программа предшкольного образова­ния».

Целью курса «Семь нот ведут нас за собой» является развитие у воспитанников интереса и любви к музыке, художественного восприятия, исполнение потребности в творческом самовыражении.

Общие задачи программы преемственны зада­чам, которые предусмотрены «Программой воспи­тания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, реализуемой в нашем комбинате. Однако автор программы «Музыкальное развитие детей 5-7 лет. Программа предшкольного образования» Е.А. Минина включила нестандартные задачи для занятий с музыкально одарёнными детьми в детском саду, та­кие как: развитие творческого потенциала дошкольников, формирование навыков коммуникации (ввиду того, что талантливые малыши очень часто имеют проблемы в общении). 

Формы работы с музыкально одарёнными детьми 

Музыкальная образователь­ная деятельность - ключевая форма работы с музыкально одаренными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью по 30 минут. По методике проведения она близка к традиционной, применяются сюжетные, типовые и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые конкретной теме):

  • «Музыкальные жанры»;
  • «Какие чувства передаёт музыка?»;
  • «О чём рассказывает музыка?»;
  • «Как рассказывает музыка?»;
  • «Юные музыканты»;
  • «Что узнал - всем расскажи, что умеешь - по­кажи».

Все игровые сеансы объединяются игровым сюжетом, который предполагает ознакомление с музыкой через путешествия. Отдельные занятия предполагают выполнение домашней работы, что способствует сотрудничеству воспитанника со своей семьей. 

Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми в детском саду 

Проводя игровые сеансы, строю педагогический процесс на вариативной основе, применяю приемы и методики конструктивного сотрудничества с малышами, стараюсь создать атмосферу доверия, искренности, эмоциональной заинтересованности. Музыкальный материал, предлагаемый мной талантливым воспитанникам, не обязательно трудней, но разнообразней и вариативней, и подбираю я его с учётом потенциала и предпочте­ний дошкольников. Содержание работы музыкальной сту­дии не сводится к репе­тициям и простому разучиванию. В работе с музыкально одарёнными детьми, всегда есть место для творчества, импровизации. 

Критериями оценки музыкальных способностей в моей работе с талантливыми воспитанниками служат показатели диагностики, подготовленные О.П. Радыновой1. Диагностику провожу два раза в год.

Диагностические исследования музыкально одарённых детей в детском саду в 2011-2012 гг. показали, что воспитанники стали более свободней, непринужденней в суждениях о музыке. Они радуются каждой встрече с музыкой, придумывают разные интересные истории. В музыкально-ритмических импровизациях стремятся передать ха­рактер и движение мелодии, придумать какие-то новые движения. Воспитанники учатся сочинять песенки и мелодии  у них это не плохо получается.  Наблюдая за талантливыми малышами, педагоги и родители подметили, что раньше они пели и танцевали в основном для себя, а сейчас с наслаждением выступают на концертах, участвуют в конкурсных программах, у них уже на­копился исполнительский опыт.

Предметно-развивающая среда музыкально одаренных детей в детском саду 

Для работы с музыкально ода­рёнными детьми в наличие имеются все необходимые музыкальные инструменты: металлофоны, дудочки, ксилофоны; наборы шумовых инструментов: маракасы, бубны, ложки, трещотки, рубели, колокольчики, молоточ­ки, коробочки, кастаньеты и др.

Для яркости исполнения номеров использую качественно изготовленные и правильно подобранные костюмы. За последние годы костюмерная комбината значимо пополнилась новыми атрибутами и костюмами для малышей и для взрослых (изготовлены маски и костюмы различных персо­нажей).

Всегда имеются в наличии портреты выдающихся композиторов, яркие тематические иллю­страции, набор картинок с изображением инструментов русского и симфонического народного оркестров, наглядные модели, в т. ч. и в компьютерном варианте.

Для проведения музыкальных гостиных с музыкально одаренными детьми в детском саду я подо­брала и систематизировала материалы по временам года: «Осенняя пора в музыке и картинах», «Волшебные звуки зимы», «О чём поёт весенняя капель?», «Какая музы­ка у лета?». Собрана шикарная аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а также кассеты и диски с записями разноплановой музыки.

Связь со специалистами детского сада

Моя работа с музыкально одарёнными детьми предполагает связь с другими специалистами дошкольного учреждения: 

  • работа с педагогами по формированию у них педагогической компетенции по вопро­сам музыкальной одарённости воспитанников проводится мной на регулярной основе через всевозможные формы: как традиционные, так и нетрадици­онные (музыкальные гостиные, презентации, мастер-классы);
  • воспитатель по изобразительной деятель­ности обращает внимание на восприятие воспитанником изобразительного искусства, прово­дит интегрированные встречи с музыкальным сопровождением, учит малышей «рисовать музы­ку»;
  • инструктор по физической культуре также вносит свою лепту. Он проводит утреннюю гимнастику под музыку, включает мелодии во время спортивных мероприятий на улице (в тёплую погоду) и в спортзале, использует музыкально-ритмические движения в образовательной деятель­ности;
  • психолог наблюдает за изменениями в эмо­циональных проявлениях музыкально одаренных детей в детском саду в процессе непосредственной образовательной дея­тельности, развлечений и других видов дея­тельности, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоцио­нального мира дошкольников, а также использует мелодичное сопровождение для проведения релаксации;
  • логопед ведёт наблюдение и организует кор­рекционные игровые сеансы для малышей, нуж­дающихся в логопедической помощи, для того, чтобы нарушения в речевой деятельно­сти не препятствовали нормальному разви­тию воспитанников, участию их в праздниках, в театра­лизованной деятельности и т. д.

Презентация опыта работы с музыкально одаренными детьми 

Свой опыт работы с музыкально одарёнными детьми представляю педагогам других учреждений и в городской творческой группе по работе с талантливыми дошкольниками, организую творческие встре­чи с представителями других образовательных учреждений города:

  • педагогами и воспитанниками музыкальной школы, му­зыкальным коллективом «Камертайм» г. Зеленогорска, где малыши имеют возможность позна­комиться с «живым» звучанием знакомых им инструментов;
  • творческими коллективами Дворца культуры «Угольщик» (детский танцевальный ансамбль «Непоседы», детский фольклорный ансамбль, которые знакомят дошкольников с русскими народны­ми танцами, песнями и играми);
  • хором ветеранов «Радуга», где воспитанники показали своё мастерство в инсценировании военной песни, а также услышали «живое» хоровое пение.

В детском саду одаренные дети с радостью при­нимают участие в мини-концертах, выступают с номерами на городских педагогиче­ских конференциях, детских городских интеллектуальных играх и городских спартакиадах дошколь­ников, являются участниками конкурсных про­грамм «Поющий Кеша», «Военно-патриотическая песня».

Одним из условий осуществления индивидуаль­ного подхода к ребёнку является единство требова­ний к нему не только работников сада, но и родителей. Предусматривается тесная взаимосвязь с самыми близкими людьми, с семьёй, поскольку чрезвычайно важно продлить эмоциональный настрой воспитанника, полученный на праздниках и дошкольных мероприятиях. 

Работа с музыкально одаренными детьми: взаимодействие с семьёй 

Взаимодействие с семьй выстраиваю по следу­ющим направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление осуществляется через беседы, анкетирование, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педа­гогических задач:
  • выявить препочтения и интересы родителей;
  • уровень их компетентности в вопросах му­зыкального образования и воспитания дошкольников;
  • семейный опыт, традиции воспита­ния малышей. 
  1. Познавательное направление реализуется че­рез консультации, беседы, тематические сооб­щения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка.
  2. Наглядно-информационное направление ра­боты с родителями одаренных детей в детском саду реализуется в подборе инфор­мации и оформлении уголка родителя, папок- передвижек. Мамы и папы могут ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического вос­питания дошкольников в условиях семьи, расширить свои знания о на­родных праздниках, традициях, культуре и быте.
  3. Развлекательное направление нередко пере­секается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоциональ­но-эстетическое обогащение в совместной творче­ской деятельности родителей и одаренных детей в детском саду. Используют­ся такие формы взаимодействия, как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и воспитанников «Папа, мама, я - поющая семья».
  4. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформ­лении музыкального зала к праздникам, в подготов­ке костюмов, декораций.

Родители способного к творчеству ребёнка должны быть до­статочно информированы, мотивированы для ак­тивной поддержки и реализации задатков и способ­ностей воспитанников. Для этого на разных мероприятиях я организую показ видео­информации для родителей о том, как в ДОУ постав­лена работа по развитию музыкальных способно­стей дошкольников. Подготовила консультации на темы «Одарённый? Одарённый!», «Способности ребён­ка - в ваших руках», «Музыкально одарённый ребёнок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома». В личных беседах с родителями музыкально одаренных детей в детском саду мотивирую их на по­мощь, на поощрение стараний и достиже­ний малышей, а также на содействие их дальнейшему образованию. Даровитые дошкольники не просто готовы к вспомогательной работе, они нуж­даются в этом, испытывают потребность в реализа­ции своего творческого потенциала.

В ходе беседы многим родителям было предло­жено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей малышей в одном из город­ских учреждений дополнительного образования. Некоторые воспитанники подготовительных групп поступи­ли в танцевальные и вокальные коллективы ДК «Угольщик», музыкальную школу искусств.

Таким образом, анализируя эффективность про­ведённой мною работы с музыкально одаренными детьми в ДОУ, я при­шла к выводу, что система занятий в музыкальной студии позволяет значительно под­нять уровень развития воспитанников, форми­рует у них творческий подход не только к музыкаль­ным, но и другим видам деятельности, укрепляет их уверенность в своих уникальных способностях.

1 См. например: О.П. Радынова. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей // Справочник музыкального руководителя. 2012. № 6. С. 4. – Примеч. ред.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль